Декоративное изображение
10 677

Поделиться

Ритейловые сети на острие атаки, или История, основанная на реальных событиях

Каждый из нас в некоторой степени романтик. Вот и ваш покорный слуга не исключение: решил как-то устроить супруге романтический вечер в ресторане. Но в запланированный сценарий со свечами и шампанским внесла свои коррективы шумная компания, сидевшая по соседству, в которой, как выяснилось, были сотрудники нескольких крупных и достаточной известных сетевых магазинов. Когда наши «соседи» дошли до «правильной» кондиции, беседа превратилась в повествование баек о том, кто, как и на сколько «кинул» свою компанию или ее клиентов за день. И оказалось, что сам «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъема денег», по сравнению с сегодняшними гуру по накрутке денег за счет компании-работодателя, просто наивный мальчик...

Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...

Редко кто сегодня не слышал об оленеводах: работники сурового тундрового сельского хозяйства, разводящие одомашненных северных оленей конечно экзотика, но отнюдь не для населения страны, львиная доля которой приходится на северные земли. Однако мало кому известно о существовании «лжеоленеводов» − жуликов, работающих по специфической мошеннической схеме. Суть ее, как оказалось, проста.

Помните множество объявлений, на тему «Заем до 200 тыс. руб. за 5 минут по паспорту!!!», появляющихся в огромных количествах в метро, на остановках и т.п. Вот они-то чаще всего на проверку и оказываются маячком мошеннического «оленеводства». Желающие получить такой супер-быстрый кредит всегда находятся. Экономя свои время и силы, «оленеводы» организуют их в группы и препровождают в торговую точку ритейловой сети, где работают их «собратья по преступному умыслу». Там на этих людей оформляются кредиты для покупки различной техники. Однако в руки липовые «покупатели» получают 50% стоимости покупки наличными (вот он их быстрый кредит), при этом сама покупка остается в руках у мошенников и, к примеру, повторно реализуется. В итоге − желающие получить быстрые деньги удовлетворены, а мошенники забирают оставшиеся 50% наличных, да еще и получают возможность «заработать» дополнительную сумму при повторной «реализации» товара.

О каких суммах шла речь за соседним столиком? Давайте возьмем за основу ноутбук стоимостью 40 тыс. руб. и среднестатистический поток «клиентов-кредитосоискателей» около 5 человек в неделю. При таком раскладе мошенническая «надбавка за вредность» составит около 100 тыс. руб. в неделю, с легкостью превращающиеся в 400 тыс. руб. ежемесячно.

На грани грандиозного «шухера»

Но чаще всего от соседнего столика доносились слова «бонусная карта», «скидочная карта», «касса», «чек», «возврат». Так что схема «оленеводов» оказалась всего лишь цветочками. Думаю, многие становились невольными зрителями необычного таинства, когда спустя некоторое время после покупки товара за полную цену, краем глаза замечали как кассир, только что «пробивший» вам покупку, проводит какие-то манипуляции с кассой? Соседний столик «объяснил» и это: возможно, как раз в этот момент ваш чек сторнируют (отменяют) и корректируют, чтобы позже еще раз «пробить» уже купленный вами товар, но уже по скидочной или бонусной карте. А разница в ценах, как вы понимаете, падает в карман продавца.

Более того, эти «умельцы» умудряются продавать искусственно уцененный товар, то есть с использованием неофициальной скидки. Как это происходит? Ценообразование практически всегда централизовано, а значит, рядовому сотруднику магазина почти невозможно изменить прайс «в свою пользу». Однако в борьбе за лояльность клиента многие ритейлеры облекают менеджеров магазинов правом устанавливать скидку на товар вне зависимости от текущего прайса. Вот тут-то и кроется еще одна лазейка для мошенника: стоит только продать, к примеру, холодильник «по прайсу» (а лучше сразу десяток), а по документам – якобы со скидкой. Разница между полной и скидочной стоимостью товара опять же поступает в пользу жулика-комбинатора.

Да и вообще программы лояльности предоставляют неисчерпаемые возможности для мошенничества. Как оказалось, можно мухлевать и с бонусными картами. Например, нечистый на руку сотрудник магазина пробивает товар и начисляет себе баллы. Далее, уже расплачиваясь баллами, приобретает другой товар. А в финале – возвращает оба и за наличные. Так в три шага и без особых сложностей виртуальные баллы конвертируются в реальные денежные знаки, а на карте образуется отрицательный баланс. «Но баллы, начисленные за покупку товара, должны автоматически списаться при его возврате!», − скажете вы. И будете правы. Только вот списываться нечему, их ведь тоже уже якобы потратили на товар.

«3десь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление»

Конечно же, история о случайном подслушивании − художественный вымысел (кто же это станет на весь ресторан делиться такими подробностями?). Но вот то, что дельцы, проворачивающие такие схемы, ходят с нами по-соседству, конечно же, правда. А уж сами схемы и вовсе относятся к числу историй из жизни ритейлеров, «основанных на реальных событиях». И мы коснулись лишь малой части «комбинаций», живущих и процветающих сегодня в среде отечественных ритейлеров. Однако и их достаточно, чтобы понять, что у жуликов на прицеле давно не только покупатели, но и сам бизнес. Причем бизнесу как таковому «достается» зачастую значительно больше, чем невнимательному покупателю.

Причина чаще всего кроется в недостатке должного контроля бизнес-процессов в торговых сетях (про его автоматизацию в подавляющем большинстве случаев и вовсе говорить не приходится). Традиционно практику поимки и вычисления мошенников в коммерческие компании привносят сотрудники из числа бывших специалистов правоохранительных органов. Но одного лишь их опыта, знаний и чутья, увы, здесь не достаточно, ведь объемы ежедневно накапливающейся информации громадны, число ее источников так велико, что обработать их вручную не представляется возможным. Эта-то «неподконтрольность» и провоцирует к воровству таких жуликоватых специалистов, как мои вымышленные соседи по столику в ресторане.

***

Выходом из сложившейся ситуации может оказаться внедрение интеллектуальной системы контроля выявления мошенничества на всех этапах бизнеса. Это развяжет руки специалисту по безопасности, позволив ему с легкостью «перелопачивать» тот объем информации, который был бы не под силу даже нескольким сотрудникам при работе в ручном режиме. И даже более того, это позволит в реальном времени фиксировать факты мошенничества с привязкой к магазинам, продавцам, товарам и моментально видеть сумму потерь. И как следствие принимать оперативные меры по их предотвращению и восстановлению.

Василий Сергацков, архитектор FM&RA-решений Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами