Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Ритейлеры FMCG продолжают уверенный рост
Развитие формата гипермаркет[1]
В июне 2011 года произошло увеличение количества гипермаркетов ТОП-90 ритейлеров FMCG на 4 объекта, при этом торговые площади увеличились на 9.2 тыс. кв.м. Всего за январь-июнь 2011 года количество торговых объектов увеличилось на 15, при этом площади увеличились на 32,8 тыс.кв.м. Так, в июне 2011 года были открыты: 2 гипермаркета сети «Магнит» в Нижегородской и Челябинской областях, гипермаркет «Аллея» (ООО «Дуплет» (сеть «Командор») в Красноярском крае и гипермаркет Prisma в Санкт-Петербурге.
Общее количество гипермаркетов ТОП-90 ритейлеров составило на 1 июля 2011 года – 484 общей площадью 2958,2 тыс. кв. м.
Развитие формата супермаркет[2]
Количество супермаркетов ТОП-90 ритейлеров FMCG за январь-июнь 2011 года выросло на 73 объекта. За июнь 2011 года увеличение общей торговой площади составило 17,4 тыс. кв. м., а в целом за январь-июнь текущего года – 55,3 тыс.кв.м. В том числе в июне открыты супермаркеты «Седьмой континент» в Москве, «Виктория» в Москве, «Планета Холидей» в Омской области, «Мария-Ра» в Кемеровской области, «Вольный купец» в Новгородской области, «Лайм» в Санкт-Петербурге, «Купец» в Свердловской области, «Высшая Лига» в Костромской области, «Фреш» (ТД Мега Дон) в Ростовской области, Spar в Тульской области.
Общее количество супермаркетов ТОП-90 ритейлеров составило на 1 июля 2011 года около 1647, а их общая торговая площадь – более 1467,4 тыс.кв.м.
Развитие формата дискаунтер[3]
Количество дискаунтеров ТОП-90 ритейлеров FMCG за январь-июнь 2011 года выросло на 813 объектов. В январе-июне 2011 года торговые площади дискаунтеров увеличились на 284,7 тыс.кв.м. В июне 2011 года были открыты дискаунтеры «Пятерочка», «Магнит», «Диски», «Мария-Ра», «Холидей» («Холди»), «Монетка», «Поляна», «Полушка» в Санкт-Петербурге, «Полушка» в Уфе, «Авоська», «Аникс», франчайзинговые «Пятерочки» в Самарской области, Республике Татарстан, Саратовской и Волгоградской областях. При этом продолжили закрываться дискаунтеры «Копейка» (на ребрендинг и реконструкцию, часть из них уже открыто под брендом «Пятерочка» и «Пятерочка+»[4]).
Общее количество дискаунтеров ТОП-90 ритейлеров составило на 1 июля 2011 года около 9384, а их общая торговая площадь более 3300,9 тыс. кв. м.
Развитие формата магазин у дома[5]
Количество магазинов у дома[6] ТОП-90 ритейлеров FMCG за январь-июнь 2011 года выросло на 88. Торговые площади за первое полугодие увеличились на 16,3 тыс.кв.м. В том числе в июне текущего года были открыты магазины у дома сетями «Виктория-квартал» в Московской области, «Народная 7Я» в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Мурманской областях, «Корзинка» и «Корзинка-мини» в Алтайском крае, «Магнолия» в Москве. При этом было закрыто около 5 магазинов сети «Утконос» в Москве и Московской области.
Общее количество магазинов у дома ТОП-90 ритейлеров составило на 1 июня 2011 года около 1776, а их общая торговая площадь более 563,2 тыс. кв. м.
Основные тенденции рынка в I полугодии 2011 года
Сделка «Седьмой континент»: «Мосмарт»
В 2011 году продолжилось активное развитие ситуации вокруг активов торговой сети «Мосмарт». До 1 февраля 2010 года операционной компанией сети «Мосмарт» оставалась компания «Инвестиции и ресурсы»[7], с февраля всеми нереализованными активами сети должен был начать управление менеджмент сети «Седьмой континент». Однако сделка была закрыта только в конце марта 2011 года, в результате чего 5 объектов торговой сети «Мосмарт» (4 в Москве и 1 в Московской области), а также долговые обязательства в размере 12,8 млрд. долл. перешли Александру Занадворову, владельцу ОАО «Седьмой континент». При этом сумма сделки составила всего 1 тыс. долл., то есть фактически сеть была передана за долги.
Сделка «Дикси»: «Виктория»
Другим важным событием стало приобретение 20 июня 2011 года ГК «Дикси» 100% активов ГК «Виктория». Общая стоимость сделки составла 25,6 млрд. руб. без учета существующей долговой нагрузки Группы компаний «Виктория», и будет оплачена денежными средствами и частично акциями ОАО «Дикси Групп». Напомним, что для финансирования сделки сеть «Дикси» привлекла кредит банка UniCredit в размере 4,5 млрд. руб. (160 млн. долл.) и провела дополнительную эмиссию акций с преимущественным правом для существующих акционеров. А 2 июня 2011 года, для совершения покупки сети «Виктория» ГК «Дикси» разместила 38 750 000 обыкновенных именных бездокументарных акций[8] дополнительной эмиссии. Большая часть размещения была оплачена денежными средствами.
Акционеры «Дикси»[9] выкупили по преимущественному праву 84,5% акций допэмиссии – 32,766 млн. акций. Крупнейшим инвестором выступил холдинг «Меркурий», выкупивший 63,4% допэмиссии или 24,558 млн. новых акций. Еще 16,341 млн. «новых» акций приобрели акционеры группы «Виктория», путем обмена бумаг. Кроме того, около 4,8% допэмиссии – 5,983 млн. бумаг приобрела группа «ВТБ Капитал[10]», заплатив за это 2,34 млрд. руб. После допэмиссии акционерам «Виктории» принадлежит около 13% объединенной компании, хотя ранее предполагалось, что их доля составит около 15%, а контрольный пакет акций «Дикси» останется у компании «Меркурий»[11]. Акции из дополнительной эмиссии торгуются на РТС с 16 июня 2011 года и будут торговаться на ММВБ ориентировочно с 30 июня 2011 года наравне с акциями предыдущих выпусков.
В июне 2011 года по 17 крупнейшим сетям произошло увеличение торговых площадей на 97 тыс. кв. м. Рост площадей был обеспечен открытиями гипермаркетов «Магнит», «Аллея» (ООО «Дуплет»), Prisma, супермаркетов Виктория, Планета-Холидей, Мария-Ра, Фреш (ТД Мега-Дон, ООО), Лайм, и т.д., магазинов формата «дискаунтер» и «магазин у дома» – «Холди», «Кора», «Мария-Ра», «Монетка», «Виктория-квартал» и др. Динамика ежемесячного прироста площадей по 90 крупнейшим сетям приведена на диаграмме[12].
Ребрендинг ряда сетей
В 2011 году ритейлеры продолжают работу по ребрендингу и переформатированию магазинов с целью оптимизации бизнеса. Так с января 2011 года торговая сеть «Утконос» по данным представителей компании занимается переформатированием магазинов сети, в связи с чем, с начала года было закрыто более 60 магазинов. Также, в 2011 году продолжила реорганизацию сети компания ТД «Мега-Дон» (Ростовская область), в связи с чем, с начала года было закрыто 8 магазинов сети. По данным представителей компании, сеть планирует развитие новых форматов и брендов параметры и характеристики которых пока не раскрываются. Кроме того, по программе ребрендинга активно закрываются магазины «Копейка» (за январь-июнь 2011 годабыло ребрендировано 270 магазинов «Копейка» в дискаунтеры «Пятерочка» и 1 супермаркет «Перекресток») торговой сетью X5 Retail Group, часть которых уже переведена в дискаунтеры «Пятерочка» и «Пятерочка+» (в тех регионах, где присутствуют франчайзинговые партнеры компании). Этапы ребрендинга сети «Копейка» по регионам представлены на диаграмме.
В апреле 2011 года исполнительный директор X5 Retail Group Андрей Гусев сообщил, что ребрендинг сети «Копейка» планируется завершить до конца 2011 года. По итогам I полугодия 2011 года было ребрендировано 270 магазинов сети из 660, открытых на начало 2011 года. В том числе, к июню 2011 года было ребрендировано 35 магазинов «Копейка» в Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске, Балаково и других городах Поволжья. Под брендом «Копейка», но по торговым стандартам Х5 Retail Group, продолжат работать только 5 магазинов в Ульяновске и Димировграде, где под брендом «Пятерочка» развивает магазины франчайзи-партнер сети «Дворцовый ряд-МС». Все магазины за пределами Центрального региона по итогам I полугодия 2011 года были ребрендированны, что способствовало удвоению числа дискаунтеров в Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Средне-Волжском регионах.
[1] Здесь и далее – по компаниям Х5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси» используются данные, доступные на дату подготовки обзора: X5 Retail Group – I квартал 2010 года, «Магнит» и ГК «Дикси» итоги апреля 2011 года.
[2] Здесь и далее – по компаниям Х5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси» используются данные, доступные на дату подготовки обзора: X5 Retail Group – итоги I квартала 2010 года, «Магнит» и ГК «Дикси» итоги апреля 2011 года.
[3] Здесь и далее – по компаниям Х5 Retail Group и «Магнит» используются данные, доступные на дату подготовки обзора.
[4] Формат «Пятерочка+» X5 Retail Group использует в регионах, в которых дискаунтеры «Пятерочка» развивают ее франчайзинговые партнеры.
[5] Здесь и далее – по компаниям Х5 Retail Group и «Магнит» используются данные, доступные на дату подготовки обзора.
[6] К магазинам у дома «INFOLine-Аналитика» относит следующие сети: «Перекресток-Экспресс», «Пятерочка-Экспресс», «Седьмой Континент», « Дешево», «Квартал», «Семейная копилка», «Кировский», «Бонус» и «Спутник», «Лидер экономии», «Народная 7Я», «Сосед», «Утконос», «Виват», «Магнолия», «Е-да», «Матрица», «Ижтрейдинг», «Молния-экспресс», «Spar express», «Купец», «Горожанка», «Радеж», «Командор», «Корзинка», «Гулливер», «Высшая Лига», «Посадский», «Купец», «Станица», «Покровский», «МАН», «Плюс», «Империя продуктов», «Апельсин», «Универсал», «Меркурий», «Эдельвейс», «Пчелка» и «Элит».
[7] В декабре 2010 года был подписан договор об аренде (сроком до 2020 года) двух гипермаркетов в Новокузнецке и одного – в Прокопьевске (Кемеровская область) общей площадью 8254 кв.м. сибирской сети «Геомарт». Кроме того, «Мосмарт» закрыл сделку по продаже ижевского гипермаркета «Мосмарт» местной торговой сети «Столичный».
[8] В соответствии с решением Совета директоров ОАО «ДИКСИ Групп» от 1 июня 2011 года, цена размещения одной Акции определена в размере 391 руб.
[9] На промежуточном этапе сделки акции «Виктории» приобрело не только ОАО «Дикси Групп», но и оффшор Dixy Holding Ltd., также подконтрольный Игорю Кесаеву: в марте 2011 года акционеры ОАО «Дикси групп» на внеочередном собрании одобрили сделку по выкупу у Dixy Holding до 33,3% акций ГК «Виктория». Таким образом, основной акционер – сеть «Дикси» частично оплатил дополнительные акции компании бумагами сети «Виктория».
[10] Инвестиционная компания уточнила, что купила бумаги в рамках соглашения андеррайтинга с «Дикси» и в дальнейшем планирует реализовать их на бирже.
[11] Ранее сообщалось, что в результате сделки существующие акционеры Группы компаний «Виктория» станут миноритарными акционерами объединенной компании (с пакетом акций 13-14%), пропорционально их долям в сети (Николай Власенко (35,42%), Александр Зарибко (32,9%) и Владимир Кацман (26%)), а доля контролирующего акционера ОАО «Дикси Групп» – Группы компаний «Меркурий» – составит 50% плюс 1 акция (по состоянию на 1 апреля 2011 года – 63,37%).
[12] Приросты площадей во II квартале 2011 года скорректированы в связи с порядком раскрытия информации публичными компаниями «X5 Retail Group», «Магнит» и ГК «Дикси» (по ГК «Дикси» – 20-е числа месяца, следующего за отчетным, «Магнит» – 10-е числа месяца, следующего за отчетным, а Х5 – ежеквартально).
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?