Декоративное изображение
16 310

Поделиться

Ритейлеры FMCG продолжают уверенный рост

Развитие формата гипермаркет[1]

В июне 2011 года произошло увеличение количества гипермаркетов ТОП-90 ритейлеров FMCG на 4 объекта, при этом торговые площади увеличились на 9.2 тыс. кв.м. Всего за январь-июнь 2011 года количество торговых объектов увеличилось на 15, при этом площади увеличились на 32,8 тыс.кв.м. Так, в июне 2011 года были открыты: 2 гипермаркета сети «Магнит» в Нижегородской и Челябинской областях, гипермаркет «Аллея» (ООО «Дуплет» (сеть «Командор») в Красноярском крае и гипермаркет Prisma в Санкт-Петербурге.

Общее количество гипермаркетов ТОП-90 ритейлеров составило на 1 июля 2011 года – 484 общей площадью 2958,2 тыс. кв. м.

Развитие формата супермаркет[2]

Количество супермаркетов ТОП-90 ритейлеров FMCG за январь-июнь 2011 года выросло на 73 объекта. За июнь 2011 года увеличение общей торговой площади составило 17,4 тыс. кв. м., а в целом за январь-июнь текущего года – 55,3 тыс.кв.м. В том числе в июне открыты супермаркеты «Седьмой континент» в Москве, «Виктория» в Москве, «Планета Холидей» в Омской области, «Мария-Ра» в Кемеровской области, «Вольный купец» в Новгородской области, «Лайм» в Санкт-Петербурге, «Купец» в Свердловской области, «Высшая Лига» в Костромской области, «Фреш» (ТД Мега Дон) в Ростовской области, Spar в Тульской области.

 Общее количество супермаркетов ТОП-90 ритейлеров составило на 1 июля 2011 года около 1647, а их общая торговая площадь – более 1467,4 тыс.кв.м.

Развитие формата дискаунтер[3]

Количество дискаунтеров ТОП-90 ритейлеров FMCG за январь-июнь 2011 года выросло на 813 объектов. В январе-июне 2011 года торговые площади дискаунтеров увеличились на 284,7 тыс.кв.м. В июне 2011 года были открыты дискаунтеры «Пятерочка», «Магнит», «Диски», «Мария-Ра», «Холидей» («Холди»), «Монетка», «Поляна», «Полушка» в Санкт-Петербурге, «Полушка» в Уфе, «Авоська», «Аникс», франчайзинговые «Пятерочки» в Самарской области, Республике Татарстан, Саратовской и Волгоградской областях. При этом продолжили закрываться дискаунтеры «Копейка» (на ребрендинг и реконструкцию, часть из них уже открыто под брендом «Пятерочка» и «Пятерочка+»[4]).

Общее количество дискаунтеров ТОП-90 ритейлеров составило на 1 июля 2011 года около 9384, а их общая торговая площадь более 3300,9 тыс. кв. м.

Развитие формата магазин у дома[5]

Количество магазинов у дома[6] ТОП-90 ритейлеров FMCG за январь-июнь 2011 года выросло на 88. Торговые площади за первое полугодие увеличились на 16,3 тыс.кв.м. В том числе в июне текущего года были открыты магазины у дома сетями «Виктория-квартал» в Московской области, «Народная 7Я» в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Мурманской областях, «Корзинка» и «Корзинка-мини» в Алтайском крае, «Магнолия» в Москве. При этом было закрыто около 5 магазинов сети «Утконос» в Москве и Московской области.

Общее количество магазинов у дома ТОП-90 ритейлеров составило на 1 июня 2011 года около 1776, а их общая торговая площадь более 563,2 тыс. кв. м.

Основные тенденции рынка в I полугодии 2011 года

Сделка «Седьмой континент»: «Мосмарт»

В 2011 году продолжилось активное развитие ситуации вокруг активов торговой сети «Мосмарт». До 1 февраля 2010 года операционной компанией сети «Мосмарт» оставалась компания «Инвестиции и ресурсы»[7], с февраля всеми нереализованными активами сети должен был начать управление менеджмент сети «Седьмой континент». Однако сделка была закрыта только в конце марта 2011 года, в результате чего 5 объектов торговой сети «Мосмарт» (4 в Москве и 1 в Московской области), а также долговые обязательства в размере 12,8 млрд. долл. перешли Александру Занадворову, владельцу ОАО «Седьмой континент». При этом сумма сделки составила всего 1 тыс. долл., то есть фактически сеть была передана за долги.

 

Сделка «Дикси»: «Виктория»

Другим важным событием стало приобретение 20 июня 2011 года ГК «Дикси» 100% активов ГК «Виктория». Общая стоимость сделки составла 25,6 млрд. руб. без учета существующей долговой нагрузки Группы компаний «Виктория», и будет оплачена денежными средствами и частично акциями ОАО «Дикси Групп». Напомним, что для финансирования сделки сеть «Дикси» привлекла кредит банка UniCredit в размере 4,5 млрд. руб. (160 млн. долл.) и провела дополнительную эмиссию акций с преимущественным правом для существующих акционеров. А 2 июня 2011 года, для совершения покупки сети «Виктория» ГК «Дикси» разместила 38 750 000 обыкновенных именных бездокументарных акций[8] дополнительной эмиссии. Большая часть размещения была оплачена денежными средствами.

 

Акционеры «Дикси»[9] выкупили по преимущественному праву 84,5% акций допэмиссии – 32,766 млн. акций. Крупнейшим инвестором выступил холдинг «Меркурий», выкупивший 63,4% допэмиссии или 24,558 млн. новых акций. Еще 16,341 млн. «новых» акций приобрели акционеры группы «Виктория», путем обмена бумаг. Кроме того, около 4,8% допэмиссии – 5,983 млн. бумаг  приобрела группа «ВТБ Капитал[10]», заплатив за это 2,34 млрд. руб. После допэмиссии акционерам «Виктории» принадлежит около 13% объединенной компании, хотя ранее предполагалось, что их доля составит около 15%, а контрольный пакет акций «Дикси» останется у компании «Меркурий»[11]. Акции из дополнительной эмиссии торгуются на РТС с 16 июня 2011 года и будут торговаться на ММВБ ориентировочно с 30 июня 2011 года наравне с акциями предыдущих выпусков.

 

В июне 2011 года по 17 крупнейшим сетям произошло увеличение торговых площадей на 97 тыс. кв. м. Рост площадей был обеспечен открытиями гипермаркетов «Магнит», «Аллея» (ООО «Дуплет»), Prisma, супермаркетов Виктория, Планета-Холидей, Мария-Ра, Фреш (ТД Мега-Дон, ООО), Лайм, и т.д., магазинов формата «дискаунтер» и «магазин у дома» – «Холди», «Кора», «Мария-Ра», «Монетка», «Виктория-квартал» и др. Динамика ежемесячного прироста площадей по 90 крупнейшим сетям приведена на диаграмме[12].

 

 

Ребрендинг ряда сетей

В 2011 году ритейлеры продолжают работу по ребрендингу и переформатированию магазинов с целью оптимизации бизнеса. Так с января 2011 года торговая сеть «Утконос» по данным представителей компании занимается переформатированием магазинов сети, в связи с чем, с начала года было закрыто более 60 магазинов. Также, в 2011 году продолжила реорганизацию сети компания ТД «Мега-Дон» (Ростовская область), в связи с чем, с начала года было закрыто 8 магазинов сети. По данным представителей компании, сеть планирует развитие новых форматов и брендов параметры и характеристики которых пока не раскрываются. Кроме того, по программе ребрендинга активно закрываются магазины «Копейка» (за январь-июнь 2011 годабыло ребрендировано 270 магазинов «Копейка» в дискаунтеры «Пятерочка» и 1 супермаркет «Перекресток») торговой сетью X5 Retail Group, часть которых уже переведена в дискаунтеры «Пятерочка» и «Пятерочка+» (в тех регионах, где присутствуют франчайзинговые партнеры компании). Этапы ребрендинга сети «Копейка» по регионам представлены на диаграмме.

В апреле 2011 года исполнительный директор X5 Retail Group Андрей Гусев сообщил, что ребрендинг сети «Копейка» планируется завершить до конца 2011 года. По итогам I полугодия 2011 года было ребрендировано 270 магазинов сети из 660, открытых на начало 2011 года. В том числе, к июню 2011 года было ребрендировано 35 магазинов «Копейка» в Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске, Балаково и других городах Поволжья. Под брендом «Копейка», но по торговым стандартам Х5 Retail Group, продолжат работать только 5 магазинов в Ульяновске и Димировграде, где под брендом «Пятерочка» развивает магазины франчайзи-партнер сети «Дворцовый ряд-МС». Все магазины за пределами Центрального региона по итогам I полугодия 2011 года были ребрендированны, что способствовало удвоению числа дискаунтеров в Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Средне-Волжском регионах.

[1] Здесь и далее – по компаниям Х5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси»  используются данные, доступные на дату подготовки обзора: X5 Retail Group – I  квартал 2010 года, «Магнит»  и ГК «Дикси» итоги апреля 2011 года.

[2] Здесь и далее – по компаниям Х5 Retail Group, «Магнит» и «Дикси»  используются данные, доступные на дату подготовки обзора: X5 Retail Group – итоги I квартала 2010 года, «Магнит»  и ГК «Дикси» итоги  апреля 2011 года.

[3] Здесь и далее – по компаниям Х5 Retail Group и «Магнит» используются данные, доступные на дату подготовки обзора.

[4] Формат «Пятерочка+» X5 Retail Group использует в регионах, в которых дискаунтеры «Пятерочка» развивают ее франчайзинговые партнеры.

[5] Здесь и далее – по компаниям Х5 Retail Group и «Магнит» используются данные, доступные на дату подготовки обзора.

[6] К магазинам у дома «INFOLine-Аналитика» относит следующие сети: «Перекресток-Экспресс», «Пятерочка-Экспресс», «Седьмой Континент», « Дешево», «Квартал», «Семейная копилка», «Кировский», «Бонус» и «Спутник», «Лидер экономии», «Народная 7Я», «Сосед», «Утконос», «Виват», «Магнолия», «Е-да», «Матрица», «Ижтрейдинг», «Молния-экспресс», «Spar express», «Купец», «Горожанка», «Радеж», «Командор», «Корзинка», «Гулливер», «Высшая Лига», «Посадский», «Купец», «Станица», «Покровский», «МАН», «Плюс», «Империя продуктов», «Апельсин», «Универсал», «Меркурий», «Эдельвейс», «Пчелка» и «Элит».

[7] В декабре 2010 года был подписан договор об аренде (сроком до 2020 года) двух гипермаркетов в Новокузнецке и одного – в Прокопьевске (Кемеровская область) общей площадью 8254 кв.м. сибирской сети «Геомарт». Кроме того, «Мосмарт» закрыл сделку по продаже ижевского гипермаркета «Мосмарт» местной торговой сети «Столичный».

[8] В соответствии с решением Совета директоров ОАО «ДИКСИ Групп» от 1 июня 2011 года, цена размещения одной Акции определена в размере 391 руб.

[9] На промежуточном этапе сделки акции «Виктории» приобрело не только ОАО «Дикси Групп», но и оффшор Dixy Holding Ltd., также подконтрольный Игорю Кесаеву: в марте 2011 года акционеры ОАО «Дикси групп» на внеочередном собрании одобрили сделку по выкупу у Dixy Holding до 33,3% акций ГК «Виктория». Таким образом, основной акционер – сеть «Дикси» частично оплатил дополнительные акции компании бумагами сети «Виктория».

[10] Инвестиционная компания уточнила, что купила бумаги в рамках соглашения андеррайтинга с «Дикси» и в дальнейшем планирует реализовать их на бирже.

[11] Ранее сообщалось, что в результате сделки существующие акционеры Группы компаний «Виктория» станут миноритарными акционерами объединенной компании (с пакетом акций 13-14%), пропорционально их долям в сети (Николай Власенко (35,42%), Александр Зарибко (32,9%) и Владимир Кацман (26%)), а доля контролирующего акционера ОАО «Дикси Групп» – Группы компаний «Меркурий» – составит 50% плюс 1 акция (по состоянию на 1 апреля 2011 года – 63,37%).

[12] Приросты площадей во II квартале 2011 года скорректированы в связи с порядком раскрытия информации публичными компаниями «X5 Retail Group», «Магнит» и ГК «Дикси» (по ГК «Дикси» – 20-е числа месяца, следующего за отчетным, «Магнит» – 10-е числа месяца, следующего за отчетным, а Х5 – ежеквартально).

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами