Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейлеров ждут консолидация, экспансия и диверсификация
По мнению эксперта, российский рынок ритейла ждут консолидация крупнейших игроков и рост сделок по слиянию и поглощению.
«В условиях кризиса ликвидности многие компании потребительского сектора столкнулись с проблемой финансирования текущей деятельности и реализации новых проектов, в этих условиях они будут вынуждены идти на объединение или поглощение более крупными игроками рынка», — считает Поляк.
Как напоминает эксперт, 25 ноября 2008 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на встрече с продуктовыми ритейлерами заявил, что госбанки начнут выдавать им кредиты не только на пополнение оборотного капитала, но и на поглощения. X5 Retail Group и «Магнит» уже получили в ВТБ 10 млрд рублей под сделки M&A. Таким образом, мировой финансовый кризис позволит крупнейшим игрокам рынка приобрести дешевые активы и увеличить долю на рынке.
Кроме того, по мнению Поляк, освоение региональных рынков будет способствовать увеличению рыночной доли ритейлеров, а низкая покупательная способность населения по сравнению с Москвой, Московской областью и Петербургом компенсируется более высокими темпами роста продаж в регионах и сравнительно низкими арендными ставками.
Также одной из основных тенденций розничного рынка РФ станет диверсификация форматов, акцент на развитие сетей в форматах дискаунтеров и супермаркетов.
Добавим, что, по мнению эксперта, основными факторами роста оборота розничной торговли в РФ в последние годы являлись стремительный рост благосостояния населения и благоприятная макроэкономическая ситуация.
Однако мировой финансовый кризис, ускорение темпов инфляции на потребительском рынке и замедление темпов роста денежных доходов населения привели к снижению оборота розничной торговли уже во второй половине 2008 года. По данным Росстата, в январе 2009 года оборот розничной торговли увеличился на 2,4% в годовом исчислении, а по отношению к декабрю 2008 года снизился на 27%.
Кроме того, наметились изменения в структуре потребления: январский оборот на 51,7% состоял из непродовольственных товаров, 48,3% приходилось на продовольствие (в январе 2008 года — 53,2% и 46,8% соответственно). Таким образом, если раньше доля непродовольственных товаров в структуре потребления стабильно увеличивалась, то сейчас на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения (в январе на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 45,7% к декабрю 2008 года), потребители в первую очередь сокращают потребление непродовольственных товаров (бытовой техники и оборудования, электроники, автомобилей), в результате чего доля расходов на продтовары в общей структуре потребления возрастает.
Как отмечает Поляк, главным риском для компаний потребительского сектора, которые получают рублевую выручку и имеют валютные долги, является ослабление курса национальной валюты, которое в условиях сокращения потребительских расходов будет способствовать сокращению долларовой выручки торговых сетей и снижению рентабельности бизнеса.
В этой ситуации, по мнению аналитика, в наиболее выгодном положении окажутся ритейлеры, управляющие магазинами эконом класса (дискаунтеры), развивающие направление продаж товаров под собственными торговыми марками и имеющие низкую долговую нагрузку и низкий уровень валютного долга.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?