Декоративное изображение
8 685

Поделиться

Ритейл во время COVID-19: Республика Корея

Ситуация с карантином заставила ритейлеров по всему миру поменяться почти мгновенно: изменились условия, правила торговли, и, как следствие, стал формироваться новый потребительский опыт. Как будут вести себя покупатели, какие товары окажутся под ударом, а какие приобретут популярность? Студенты Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ подготовили аналитический обзор влияния COVID-19 на ритейл. Его ценность в том, что работа написана «по горячим следам» событий, которые еще не закончились и продолжают влиять на все циклы нового ритейла. Одним из заказчиков этого исследования выступила сеть «Азбука вкуса». Исследование будет опубликовано в 4 статьях, посвященных Южной Корее, Японии, Китаю, Ближнему Востоку. В четвертой части также будут выделены общие для восточного региона тренды нового ритейла.

1. Падение реальных доходов населения.

Фото: Etnews

Робот LG CLOi доставляет заказы в ресторане в Сеуле. Фото: Etnews

Пик распространения коронавирусной инфекции в регионе, согласно статистике Центрального штаба по ликвидации последствий стихийных бедствий, пришелся на февраль–март, что прямо повлияло как на малый и средний бизнес, так и на крупные предприятия, а также повлекло за собой падение доходов населения.

Согласно сообщению статистического портала Statista, по состоянию на март 2020 года прогнозировалось, что реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) Южной Кореи в 2020 году составит 2%, сократившись на 0,3% по сравнению с прогнозом в ноябре. На ВВП влияет быстрое распространение коронавируса (COVID-19) по всему миру и оказывает большое влияние на экономику Южной Кореи из-за тесных отношений с Китаем, например, в сфере производства и обслуживания.

2. Статистика по продажам и каналам продаж

По данным экспертов Trading Economics в мае 2020 года потребительские цены в Южной Корее упали на 0,3%. Основное влияние на падение цен оказало снижение цены на транспорт (на 6,9%) и падение цены на образование (2,8%). Напротив, цены на продукты питания и напитки возросли на 3,3% (рис. 1).

Источник: Trading Economics

Рисунок 1: Изменение продаж в сфере ритейла. Источник: Trading Economics

При рассмотрении изменений в структуре потребительского спроса по данным платформы Open Survey было обнаружено, что в течение пандемии потребители начали пробовать новые магазины, изменив привычные критерии для выбора офлайн-точки. По результатам анализа, проведенного экспертами платформы Open Survey, основным игроком офлайн-сегмента стали продуктовые магазины, расположенные неподалеку от дома и оборудованные пластиковыми перегородками (рис. 2). Аналитики McKinsey отмечают, что среди продуктов лидерами продаж стали (рис. 3):

  • лапша быстрого приготовления
  • замороженные и свежие продукты.

Источник: McKinsey

Рисунок 2: Изменение потребительской лояльности. Источник: McKinsey

Источник: McKinsey

Рисунок 3: Изменения в потреблении отдельных категорий товаров (%). Источник: McKinsey

В то же время, по оценкам экспертов McKinsey, число посещений онлайн-магазинов увеличилось на 51%, а расходы на покупки онлайн возросли на 11%.

Согласно последнему отчету, в онлайн-сегмент перешли (рис. 4)

  • товары первой необходимости
  • товары для досуга
  • услуги по доставке еды (42% покупателей стали чаще заказывать еду онлайн).

Невостребованными оказались уходовые товары и товары для животных.

Источник: McKinsey

Рисунок 4: Изменение используемых каналов для покупки определенных категорий товаров/услуг. Источник: McKinsey

3. Тренды и кейсы

Тренд здорового питания

Порталы Naver (крупнейший интернет-портал и самая популярная поисковая система в Южной Корее) и Kakao (второй по популярности интернет-портал в своей стране) организовали прямые поставки свежих продуктов, таким образом они пытаются популяризовать тренд здорового питания, а также обеспечить быструю и безопасную доставку продуктов.

Фото: Naver blog

Фото: Naver blog

Разнообразие потребительского опыта

KT Corporation (корейская компания, крупнейший провайдер интегрированных проводных и беспроводных телекоммуникационных услуг Южной Кореи) запустила платформу для VR-шлема KT Super VR, позволяющую примерить одежду онлайн, отрегулировав манекен по собственным параметрам, что позволяет потребителям избежать возможных контактов с людьми, а также исключить возможность возврата одежды после примерки.

Фото: Super VR

Фото: Super VR

CJ Cheiljedang (южнокорейская пищевая компания) создала серию кулинарных видеоуроков CJ Foods, разделенных по уровням сложности. К каждому блюду прилагается рецепт, составленный из продукции компании, это упрощает приготовление пищи дома жителям Южной Кореи, и также продвигает новый тренд на самостоятельное приготовление пищи, в то время как до пандемии готовить еду дома было не принято среди большинства населения.

Фото: CJ Foods

Фото: CJ Foods

Бесконтактный маркетинг

GS25 (южнокорейская сеть круглосуточных магазинов) запустила умные магазины с системой автоматической оплаты через приложение, чтобы максимально избавить потребителя от контактирования с другими людьми, а также от контактирования с кассовыми аппаратами и уменьшить риск заражения.

Фото: 한국 경제

Фото: 한국 경제

Торговые автоматы компании FRESHSTORE, установленные в разных точках Сеула, позволяют круглосуточно покупать свежие продукты, избегая контактов с персоналом.

Фото: FRESHSTORE

Фото: FRESHSTORE

Бесконтактная кофейня Robot cafe B;EAT позволяет приготовить и оплатить стакан кофе, не контактируя с другими людьми, что полностью соответствует тренду на «бесконтактность».

Фото: INTERVIEW | A Robot cafe b;eat2E made by Dal.komm coffee

Фото: INTERVIEW | A Robot cafe b;eat2E made by Dal.komm coffee

Тренд роботизации

Робот 5G SK Telecom дезинфицирует помещение, измеряет температуру посетителей, предупреждает о несоблюдении социальной дистанции, при этом он намного эффективнее человека и не подвергает его риску заразиться.

Фото: Bespilot

Фото: Bespilot

Робот-курьер Woowa Brothers доставляет еду из ресторанов/магазинов в дома заказчиков, исключая контакты с курьером и возможное заражение.

Фото: The Korea Bizwire

Фото: The Korea Bizwire

Робот-бариста принимает заказы, готовит 60 видов кофейных напитков.

Фото: Tribune

Фото: Tribune

Авторы обзора о ритейле в Южной Корее

Руководитель проекта Денис Передерин, аналитика по Южной Корее: Александра Лобынцева, Мария Чистякова.

Денис Передерин (руководитель).png
Александра Лобынцева (Корея).png
Мария Чистякова (Корея).png

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами