Авторы обзора о ритейле в Китае
Руководитель проекта Денис Передерин. Аналитика по Китаю: Вероника Смирнова, Илья Осовский, Владислав Чесноков, Эльвира Гербекова, Марк Василевский.
Реклама на retail.ru
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ситуация с пандемией заставила ритейлеров по всему миру измениться почти мгновенно. Опыт стран, куда эпидемия пришла раньше, помогает увидеть, как будет меняться розничная торговля и у нас в самом ближайшем будущем. Студенты Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ подготовили аналитический обзор влияния COVID-19 на ритейл в Азии и на Ближнем Востоке. Одним из заказчиков работы выступила сеть «Азбука вкуса». Мы публикуем это исследование в четырех статьях, посвященных Южной Корее, Японии, Китаю, Ближнему Востоку. В четвертой части также будут выделены общие для восточного региона тренды ритейла в новой реальности.
КНР стала первой страной, которая испытала на себе кризис, вызванный эпидемией коронавируса (COVID-19), в результате чего, по данным МВФ, годовой уровень ВВП упал с 6,1% в 2019 г. до 1% в 2020-м. Однако данная ситуация практически не сказалась на доходах населения. Сравнительный анализ медианного и среднего располагаемого дохода на душу населения в 1-м квартале 2019 г. с тем же периодом 2020 г., представленный Национальным бюро статистики Китая, показывает, что снижение доходов составило не более 1%, однако объем расходов домохозяйств сократился на 8,2%.
За период январь–май 2020 г. общий объем продаж в сфере ритейла составил 135 955 млрд рублей (13 873 млрд юаней), что меньше на 13,5%, чем за аналогичный период 2019 г. (см. рис. 1).
По данным Национального бюро статистики Китая, на пике эпидемии и самоизоляции (январь–февраль 2020 г.) общий объем розничных продаж (за два месяца) резко снизился на 20,5% в сравнении с объемами января–февраля 2019 г. (Показатели за январь и февраль всегда суммируются, чтобы «исключить влияние неопределенных факторов, связанных с празднованием китайского Нового года (Праздника весны)».) Однако в марте 2020 г. наметился рост продаж, который составил примерно 5%. В настоящий момент объем розничных онлайн- и офлайн-продаж испытывает стабильный рост: в июне произошло увеличение на 4,8% по сравнению с предыдущим месяцем, таким образом приблизившись к уровню объемов розничных продаж в июне 2019 г. (рис. 1).
Рисунок 1. Совокупный объем розничных продаж в КНР за указанный период. Источник: Национальное бюро статистики Китая
В целом за период с января по июнь, по данным Национального бюро статистики Китая, розничные продажи упали на 11,4% в годовом исчислении. В июне наблюдается сокращение продаж одежды, ювелирных украшений, мебели, топлива и автомобилей. Увеличились продажи косметики, средств личной гигиены, офисных принадлежностей, бытовой техники и средств телекоммуникации. Большая часть товаров, за исключением аксессуаров и бытовой электроники, покупается онлайн (рис. 2).
Согласно исследованию Kantar, в наиболее выгодном положении оказались те каналы продаж, где человек не участвует напрямую в процессе, например, вендинг и магазины без продавцов. Также из-за закрытия торговых центров больше покупателей смогли привлечь магазины формата у дома. В то же время закрывшиеся торговые центры сделали упор на развитие онлайн-продаж. Сильнее всего пострадали традиционные частные магазины из-за отсутствия покупателей и избытка нереализованной продукции на складах, которая предназначалась для сбыта в период праздника весны. Однако даже для таких магазинов пандемия предоставила возможности для развития: многие лавки начали сотрудничать с сервисами доставки.
Роста внедрения роботов за прошедшее время не наблюдалось. Возникший несколько лет назад тренд на роботизацию сошел на нет из-за плохой окупаемости. Роботизированные рестораны без людей среди персонала, в том числе на кухне, продолжают существовать в качестве эксклюзивных заведений. Во время пандемии они справились с негативными последствиями легче классических заведений. Также роботы активно использовались в больницах, в том числе для доставки пищи. Однако вместо роботов чаще применяются альтернативные меры: приложения для выбора блюд и особые кабинки для бесконтактного забора заказов.
Согласно результатам расширенных опросов китайской аудитории, проведенных студентами НИУ ВШЭ в рамках исследования, можно выделить следующие тенденции в изменении предпочтений потребителей.
Покупатель, провинция Шаньдун, 32 года: «Согласно советам экспертов, мы стали больше покупать яиц, молока, фруктов, добавляем витамины и белки в пищу для повышения иммунитета».
Покупатель, провинция Юньнань, 24 года: «Я стала чаще есть лапшу, и реже – рис, поскольку в условиях сниженной физической активности рис сложнее переваривается».
Покупатель, г. Пекин, 24 года: «Во время эпидемии COVID-19 гигиенические требования покупателей стали очень строгими. Люди изучают, соответствует ли их работа санитарным нормам, правилам бесконтактной доставки».
Покупатель, провинция Юньнань, 26 лет: «Важно, чтобы у магазина было удобное приложение. Если у него есть только сайт, этого недостаточно. Мои родители считают так же (жители небольшого города, старше 60 лет)».
Покупатель, г. Шанхай, 33 года: «Эфирные продажи с участием звезд шоу-бизнеса стали очень популярными. Многие мобильные приложения, такие как Kuaishou, Douyin, Taobao и т. д., продают товары в форме хоста».
Покупатель, г. Пекин, 24 года: «Развлекательный контент магазинов играет все большую роль, во время эпидемии я часто смотрю кулинарные уроки и прямые трансляции».
Покупатель, провинция Шаньдун, 21 год: «Популярный ресторан Meizhou Dongpo после начала карантина перепрофилировался в производителя полуфабрикатов и готовых блюд «для разогрева». Ежедневная прибыль от их продажи достигает уже нескольких миллионов юаней».
Покупатель, провинция Юньнань, 26 лет: «Появилась практика использования пассажирских автобусов для доставки еды, поскольку сразу много проживающих компактно людей стали заказывать продукты».
Авторы обзора о ритейле в Китае
Руководитель проекта Денис Передерин. Аналитика по Китаю: Вероника Смирнова, Илья Осовский, Владислав Чесноков, Эльвира Гербекова, Марк Василевский.
Почитайте другие части исследования:
Ритейл во время COVID-19: Япония
Вас также могут заинтересовать статьи:
Бум потребления в Китае после COVID-19
Nielsen: экономия и «сделай сам» – новые привычки потребителей
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?