Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейл в РФ сокращает персонал и повышает цены
Во II квартале 2014 г. влияние на ритейл общих экономических факторов в стране пошло на спад, сообщается в обзоре Центра конъюнктурных исследований института статисследований университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ).
В обзоре использованы результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 4 тыс. организаций розничной торговли из 78 регионов России, проводимых Федеральной службой госстатистики.
1. Уверенность в ритейле растет
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) возрос во II квартале 2014 г. до отметки +6%, перекрыв минимумы предшествующих кварталов и вернувшись в диапазон средних ретроспективных результатов последних двух лет. Индекс рассчитывается с учетом оценок уровня складских запасов и экономических показателей работы предприятий.
Главным источником восстановительного процесса и определенной жизнестойкости торговых организаций выступил весенне – летний сезон. Но задействован лишь продовольственный драйвер, тогда как динамика развития непродовольственного сегмента рынка свидетельствует о продолжающейся стагнации.
В шести федеральных округах Российской Федерации наибольшее значение индекса предпринимательской уверенности зафиксировано в организациях розничной торговли Приволжского федерального округа (+14%), наименьшее – Сибирского федерального округа (+4%).Но, как отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований, преобладающие пассивные ожидания руководителей розничных предприятий в ближайшее время отодвигают перспективу перехода ритейл – отрасли в зону заметного роста на неопределенный срок.
2. Россияне покупают продукты, на остальное не хватает денег
Российская розница, несмотря на риски и слабое развитие, выгодно отличается от остальных представителей реального сектора. Компании более гибко реагируют на спрос и подстраиваются под условия на рынке. Но рынок далек от насыщения, невысок уровень конкуренции, что удерживает высокие цены, а с учетом инфляции и падения курса рубля ритейл пережил серьезное испытание.
Модель развития сектора держит в напряжении всех взаимосвязанных участников розничной торговли, компании ритейла проходят тест на рентабельность в текущих условиях.
Судьба сектора в руках потребителей, которые не спешат тратить деньги, и это не добавило оптимизма предпринимателям. «Данное обстоятельство, вероятнее всего, следует связать с очевидным усилением сберегательных настроений домохозяйств, замедлением темпов роста реальных располагаемых денежных доходов, достаточно высоким уровнем инфляции, возникшими сложностями в получении потребительского кредита», – полагает директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович.
На фоне перекредитованности потребителей в 2013 г. сужение кредитных возможностей способно заморозить продажи. В наибольшей степени под эту меру вновь попадет непродуктовая розница, испытывающая явный недостаток в покупательском спросе.
И если инфляционное ралли близко к завершению, то мотивировать потребителей тратить сбережения на товары не первой необходимости пока не представляется возможным, считает эксперт. Необходимо время для адаптации к текущим условиям и ритейла, и потребительских предпочтений россиян.
В целом во втором полугодии 2014 г. в секторе розничной торговли сохраняется высокий риск консервации существующих экономических проблем, отмечает Остапкович.
3. Ритейл сокращает персонал и расширяет ассортимент
Рынок труда в розничной торговле на протяжении последних 4 – х кварталов не подает признаков роста. Спрос на новых сотрудников слабый, чаще людей увольняют: сохраняется баланс изменения численности занятых на отрицательном уровне «минус 8%».
В разгар летнего сезона это выглядит как минимум странно, однако, по всей видимости, предприниматели, продолжая сокращать персонал, стараются сохранить расходы и доходы своих компаний на оптимальном уровне, полагают в Центре конъюнктурных исследований.
Однако, если в первые месяцы 2014 г. уменьшение прибыли констатировали 35% предпринимателей, то в текущем квартале их доля снизилась до 30%.
Согласно оценкам более 80% руководителей ритейла не стоит ожидать изменений в их кадровой политике также и во втором полугодии. Согласно исследованию во II квартале 2014 г. средняя доля импортной продукции в общем объеме оборота розничной торговли снизилась и составила 31%. В большей степени это касается непродовольственных товаров. В целом средняя доля импортных непродовольственных товаров достигла 45%, импортного продовольствия – 26%.
Резкое сокращение ассортимента продуктов и товаров в большинстве торговых фирм в России в начале года по итогам I полугодия сменилось незначительным расширением. Балансовое значение показателя относительно предшествующего квартала увеличилось на 2 п. п. и составило +14%.
Но этот результат невысок: годом ранее выбор товаров и продуктов для россиян был в 1,5 раза больше. Как отмечают эксперты, это связано с изменениями предпочтений россиян, под которые подстроился ритейл.
4. Цены вырастут незаметно
Цены в ритейле росли с учетом инфляции. Прогноз инфляции на ближайшие месяцы 2014 г. повышен. Вместо ожидавшегося ранее снижения инфляции в июне 2014 г. по отношению к июню 2013 г. до 5,8–6,1% прогнозируется ее повышение до 7,7–7,9%, отмечал в начале текущей недели Банк России.
К сентябрю 2014 г. прогнозируется замедление инфляции до 6,8–7,0% в условиях стабилизации курсовой динамики, хорошего урожая, снижения уровня индексации цен и тарифов на услуги ЖКХ, слабой динамики спроса.
В результате цены в рознице разгоняли оптовики, более 50% предприятий розницы в России повысили цены, менее половины готовы повысить согласно данным опроса.
Отсутствие массовых планов предпринимателей повышать цены говорит том, что инфляционный пик в розничной торговле достигнут, если не будет непредвиденных ухудшений в экономике России.
Средний сложившийся уровень торговой наценки в ритейле не изменился по сравнению с I кварталом и составил 27%. При этом, по мнению руководителей в рознице, желаемая средняя торговая наценка для получения необходимой прибыли должна быть 40%.
Руководители в ритейле не прогнозируют восстановление спроса, объемов продаж и товарооборота. В III квартале они предполагают как минимум удержать показатели на текущем уровне.
Руководители розничных предприятий в России жалуются на слабый спрос россиян, которые стали больше экономить и меньше тратить, также жалуются на нехватку недорогих кредитов, высокий уровень налогов, высокую арендную плату, высокие транспортные расходы, недостаток торговых помещений.
Европейские торговые сети испытывают аналогичное жесткое давление последние несколько лет. Узнайте, как ритейлеры справляются с кризисом.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?