Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейл-технологии пошли в массы
– Прогрессивные технологии постепенно идут в массы, это главный тренд 2011 года. На ECR Форуме, который наша организация провела в начале июня в Москве, о таких практиках было сказано довольно много. Например, категорийный менеджмент теперь стал доступен не только федеральным ритейлерам. Danone на Форуме презентовал результаты совместного проекта по категорийному менеджменту с рязанской сетью «Барс» и сетью «Макаровский» из Мурома. Рост категории молочных продуктов в этих сетях составил 8-13%. И Danone сейчас запустил подобный проект еще в десяти региональных сетях.
То же касается EDI и электронного документооборота. Андрей Мигаль из X5 Retail Group сообщил, что компания провела серьезную работу по вовлечению региональных поставщиков в систему EDI, и на момент проведения Форума было подключено более 1200 компаний в России и более 80 на Украине.
А на сессии по электронному документообороту мы говорили, что в ближайшие месяцы малый и средний бизнес захлестнет волна внедрения электронных счетов-фактур – после того, как наконец-то будут утверждены формат этого документа и порядок ведения книг покупок и продаж.
О запуске пилотного проекта по обмену электронными счетами-фактурами на Форуме сообщили Metro и Nestle. Есть такие проекты в планах и у других компаний Довольно быстро опыт крупных игроков подхватят локальные сети и поставщики. При этом на сессии о внедрении электронных документов мы большую часть времени посвятили разговору об SMB-сегменте. И представители банков, и провайдеры отметили, что компании среднего и малого бизнеса наиболее привлекательны для внедрения этой технологии, поскольку они более мобильны, чем крупные корпорации. Вообще электронный документооборот – это один из самых доступных способов оптимизировать бизнес-процессы. Наша организация уже получила десятки заявок от региональных сетей на использоание электронного каталога сертификатов соответствия.
Суть проекта в следующем: поставщики FMCG-продукции тратят значительные средства на печать копий сертификатов, которыми они обязаны сопровождать каждую поставку в каждую торговую точку. При этом закон об электронной подписи де-юро позволяет использовать сертификаты в электронном виде – то есть любая торговая точка может с помощью компьютера и интернета зайти в электронный каталог, в поисковой системе найти нужный сертификат, и в случае проверки продемонстрировать его. Таким образом и поставщики, и ритейлеры могут заметно сэкономить на печати копий сертификатов. Сейчас мы прорабатываем возможность массового использования этого каталога.
Кризис заметно подстегнул компании работать над эффективностью бизнес-процессов. Как правило, другие два мощных стимула – это конкуренция и профессионализм менеджеров. В прошлом году рациональное использование ресурсов, экономия были в центре внимания на Форуме. А в этом году слово «кризис» даже ни разу не прозвучало в докладах. Кризис ликвидности уже закончился, а конкуренция на российском рынке пока еще слабая. Так что повышение эффективности сейчас зависит в большей степени от руководства компаний. В масштабе пилотных проектов лидеры рынка уже добились заметных успехов в использовании категорийного менеджмента, внедрении электронного документооборота, оптимизации цепочки поставок, борьбе с потерями. Причем о scorecard, EDI, синхронизации мастер-данных мы на Форуме говорили не как о прорывных технологиях, а, скорее, как о «базовой гигиене». Многие компании могут не быть категорийными капитанами, но свои мастер-данные должны публиковать в каталоге. Это, так сказать, технологический минимум. Например, замечательные результаты озвучил на пленарной сессии Стивен Шулер, генеральный менеджер Procter&Gamble. В совместном проекте с X5 компании удалось увеличить в тестовых магазинах присутствие товара на полке с 84% до 95%, а сотрудничество с Metro позволило P&G сократить потери продукции Gillette с 6% до 1%, продажи увеличить на 18%.
Однако надо признать, что пока заметные достижения ритейлеров и поставщиков касаются пилотных проектов. В этом году их основная задача – перейти к масштабной имплементации технологий. Заканчивается период экспериментов, когда менеджеры делали пилотные проекты, снимали прекрасные видео-ролики и счастливые показывали их топ-менеджменту. Теперь компаниям предстоит кропотливая работа: переход к массовому внедрению передовых технологий. Главный вопрос на повестке дня – как развернуть проект в масштабе всей сети и как его поддерживать на нужном уровне, чтобы стабильно получать высокие результаты по всем торговым точкам, а не только тестовым магазинам, или по всем своим клиентам, а не только ключевым партнерам. Это поставит бизнес-процессы на новые рельсы, даст компаниям большие обороты. Инструментарий, который члены ECR Russia заготовили за эти семь лет, просуществует еще довольно долго. Это означает, что не надо каждый день изобретать, создавать что-то новое, нужно имплементировать то, что уже доступно.
Компании готовы делиться друг с другом опытом и находить совместные решения, как улучшить категорийный менеджмент или цепочку поставок, как бороться с потерями. Но менеджеры этих компаний говорят на разных языках. Инструменты оптимизации, по сути, все давно уже известны, и давно были бы использованы, если бы не проблемы с коммуникациями. Change management или внедрение лучших практик – это не только ментальные изменения, но и организационные. В свое время в компаниях как класс появились категорийные менеджеры, space-менеджеры. Я думаю, в ближайшее время новым трендом станет появление collaboration менеджеров, которые будут связующим звеном между разными департаментами у производителей и закупщиков, например, между департаментами IT и supply chain.
Об этом на Форуме говорил Анджело Турати, директор по закупкам продовольственных товаров Metro, об этом говорил Людовик Олинье, директор контроля управления сети Auchan, которая, кстати, в апреле вошла в состав ECR. Это принципиальное организационное изменение, т.к. во многих розничных структурах – практически во всех – такой позиции и такого функционала в принципе нет. Хотя очевидно, что поставщику, который сотрудничает с Metro или «Дикси» – важно делать это в единой системе измерения, в единой системе координат. И в этом заключается основная цель работы нашего партнерства – помогать компаниям находить общий язык.
Максимилиан Мусселиус
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?