Декоративное изображение
25 879

Поделиться

Ритейл снижает затраты и оптимизирует закупки

Ритейл снижает затраты

В списке затрат компаний аренда обычно стоит на втором месте. Высокие арендные ставки, привязка арендных договоров к евро и доллару, долгосрочные договора, негибкие условия – это те негативные составляющие арендных договоров в новых экономических условиях отходящие в прошлое. Как часто случается в России, кризис многое расставляет на свои места и возвращает приемлемые условия. Управляющий партнер ILM  Андрей Лукашёв  считает, прежде чем «сокращать персонал и урезать жизненно-важные расходы, нужно пересмотреть затраты на содержание офиса и его условия аренды. Урезать площади, поменять офис на более дешевый, но лучшего качества или сдать лишнюю площадь в субаренду, таким образом можно сократить статьи расходов на офис на 30-40%. К примеру, онлайн-ритейлер LaModa переехал в более качественный офис, сэкономив 50% стоимости аренды. Я советую здраво оценить ваш сегодняшний офис – насколько он адекватен, удобен, привлекает ли лучший персонал? В офисном помещении важным критерием является не количество квадратных метров, а число рабочих мест. На рынке ожидается большой ввод офисной недвижимости, ставки будут снижаться. Владельцы офисных зданий и торговых центров будут работать более гибко и помогать своим арендаторам, будут предоставлять право отказа от аренды, право увеличения (или уменьшения) площади. Главное сейчас – смотреть нестандартно на стандартные процессы и затраты».

Еще одна большая статья затрат компании – реклама. Многие эксперты рынка предсказывают падение ТВ-рекламы от 15 до 30% в 2015 году. Компании оптимизируют рекламные бюджеты, все чаще переходя на онлайн рекламу, где охват значительно выше, а цены – ниже. Павел Ковшаров, заместитель директора по закупкам Tele2, рекомендует «оптимизировать медиа-бюджеты, заключая долгосрочные контракты, что позволит избежать повышения цен. Необходимо провести медиа-аудит, рассчитать эффективность рекламных носителей, тендеры по мониторингу закупочных цен медиабайеров. Мы добились экономии в 20%, реализовав комбинированную систему закупок (через медиа-байеров и прямые закупки у локальных РА)». Сейчас настало время контроля, аудита размещения, соответствия результатов, автоматизации закупок в рекламе.

Многие компании уже ввели меры по оптимизации закупок. «Мы перешли на обучение через Webex, оптимизируем курьерские услуги, затраты на такси, переходим с импортной бумаги на отечественную, – отметил Дмитрий Полушкин, руководитель отдела закупок Johnson& Johnson по России, Украине и странам СНГ:

«Считаю, что будет актуальным: 

  1. изменение мышления закупщика – от «что купить» на «как купить»,
  2. роль поставщика-стратега. 

Поставщик должен стать инициатором, а не исполнителем заказов». 

С мнением о новой роли поставщика согласна и Мария Зайцева, старший менеджер закупок Sodexo: 

«Сейчас необходимо менять подход, в основе которого должно быть совместное развитие. Из функции поддержки поставщики должны вырасти в полноценных партнеров».

Дмитрий Воробьев, генеральный директор 3PROLLC, считает, в закупках наметилась тенденция экспертности и профессионализма: 

«Будет востребовано приглашение профессиональных аутсорсинговых компаний по проведению тендеров по закупкам клининга, униформы, торгового оборудования, канцелярии. «Чтобы провести тендер и выбрать правильного поставщика, нужен эксперт. Как правило, один закупщик в компании отвечает за 5-10 областей. Физически быть экспертом в таком количестве областей невозможно. Поэтому эффективность закупок в ряде категорий падает. Эффективнее нанять эксперта на аутсорсинге, который поможет заказчику добиться нужного решения».

Ритейл снижает затраты

Вопросы проведения тендеров и электронных аукционов особо актуальны для закупщиков. Эйвас Аблязизов, старший менеджер по закупкам производства British American Tobacco Russia, считает, что для проведения тендера важно использовать объективные критерии выбора: 

«Отделяйте критерии от требований к поставщику. Например, если ваше условие – пост-оплата, неготовые к этому условию поставщики не должны попасть в финал».

При организации электронных аукционов эксперты рынка считают, что нужно оптимизировать процесс организации торгов, экспериментировать и не продавливать поставщиков, оставляя их без возможности маневра. «Можно организовывать аукционы как в Нидерландах, где дается низкая цена и выигрывает тот, кто согласится с этой низкой ценой. В этом случае поставщик дает ту цену, по которой готов работать, – отметил Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center. – Рекомендую закупки разбивать на несколько позиций и указывать цену поставки на каждую позицию. Так вы больше сэкономите. Не стоит сваливать все в одну закупочную процедуру. Часто в одной процедуре есть несовместимые продукты. Дайте поставщикам возможность, дайте гибкость – рассмотрите рассрочки оплаты, гарантии. Поставщики будут довольны и выберут условия, на которых готовы работать».

Директора по закупкам считают, что в новое время будут выигрывать поставщики, которые выступают партнерами, экспертами, дают дополнительную ценность, делятся информацией и аналитикой.

По материалам «Форума директоров по закупкам 2015» (The Moscow Times Conferences).

Ирина Болотова, специально для Retail.ru

 

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами