Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 9794
Поделиться
Ритейл размера ХXL
По данным аналитического исследования компании INFOLine, объем рынка достиг 237 млрд долларов. Ближайшие конкуренты — Франция с результатом 224 млрд долларов (она была крупнейшим европейским рынком до 2011-го), Германия — 172 миллиарда. Вырваться на первое место мы смогли благодаря росту рынка в натуральном выражении, незначительной смене потребительских предпочтений в сторону более дорогих продуктов и высокой инфляции. Правда, воспользоваться этим в полной мере смогут далеко не все розничные сети.
Закрыто: переучет
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2011 году вырос на 16,2% по сравнению с 2010-м (19,1 трлн рублей против 16,4). Среди субъектов Урала и Западной Сибири только три продемонстрировали прирост, опережающий средний по стране, — Удмуртия (20%), Оренбургская (18,7%) и Свердловская (18,3%) области. Худшая динамика у северных территорий — ХМАО и ЯНАО (5,5% и 6% соответственно; данные по остальным регионам см. в таблице).
Улучшение показателей продемонстрировали и ритейлеры (мы сконцентрируем внимание на сетях товаров повседневного спроса — FMCG). Так, крупнейшая российская компания Х5 Retail Group закончила год с 32-процентным приростом выручки. Второй крупный игрок — «Магнит» — увеличил выручку еще сильнее, на 42%. Третий — «Ашан» — данные не раскрывает. В отраслевом отчете об итогах года, опубликованном аудиторской компанией Ernst&Young, указано, что все опрошенные ею сети констатировали увеличение выручки, правда, у 14% это произошло на фоне снижения рентабельности.
Среди компаний, работающих исключительно на территории Большого Урала, результатами с нами поделились только три. Товарооборот «Мегамарта» (27 магазинов в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях) в 2011 году составил 10,9 млрд рублей, что на 16% выше уровня 2010-го, «Молнии» (31 магазин в Челябинской области) — 8,33 миллиарда (+12,8%), пермской сети «Виват» (61 точка) — 7,52 миллиарда (+16,2%).
Несмотря на небольшое количество примеров, разница очевидна. Изменение выручки местных игроков не превышает средний по России прирост оборота розничной торговли. При этом у лидеров рынка FMCG он больше как минимум в два раза. Объясняется это в первую очередь активным территориальным развитием последних — X5 в 2011 году открыла 577 новых магазинов, «Магнит» — 1254. У большинства региональных и межрегиональных сетей открытия были либо единичными, либо вовсе отсутствовали. Есть исключения. Например, торговая сеть «Монетка» (головной офис в Екатеринбурге, география работы — 13 субъектов РФ) на начало 2010 года состояла из 194 магазинов, на декабрь 2011 их уже 321.
— Конечно, маленьким сетям и отдельным магазинам вести бизнес становится сложнее, поскольку их конкуренты активно растут. В городах страны работает около 400 тысяч магазинов. 25 — 26 тысяч представляют современный тип торговли, причем они уже сегодня контролируют до 60% рынка, — отмечает директор по развитию бизнеса компании Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Илона Лепп. — При этом у крупных федеральных игроков не просто больше финансовых возможностей, но и лучше понимание рынка.
В рейтинге стран по привлекательности для инвестиций в секторе розничной торговли, подготовленном консалтинговой компанией A.T. Kearney, Россия в 2011 году заняла 14 место, хотя еще в 2009-м находилась на втором.
Пока сложно судить, насколько критично ситуация складывается для небольших компаний. В конце 2011-го из-за финансовых проблем с рынка ушла екатеринбургская сеть «Самобранка», состоявшая из двух десятков магазинов. В том же году объекты распродала межрегиональная сеть «Мосмарт» (штаб-квартира в Москве). Возможно, какие-то случаи не попали в поле зрения СМИ, но и говорить, что сокращение количества игроков стало более активным, рано.
— Компании уходили с рынка всегда. Чаще всего они продаются конкурентам: иногда за бесценок из-за существенного объема долгов. Если финансовое состояние совсем плохое — банкротятся. Но экономическая ситуация складывается таким образом, что позволяет прогнозировать ускорение этих процессов, — считает генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков.
Готовься к бою
Главный фактор, этому способствующий, — продолжение активной региональной экспансии крупных игроков. Опрос Ernst&Young показал, что географическое расширение не запланировали всего 7% сетей: «Основным направлением развития розничной торговли в ближайшем будущем станет движение из крупных городов в более мелкие, а также из уже хорошо освоенных центральных регионов в менее освоенные. Ведь во многих регионах сетевая розница пока совсем не присутствует, что связано с проблемами логистики, отсутствием подходящих объектов недвижимости и невысокой покупательной способностью населения. Наиболее популярными направлениями для географической экспансии респонденты назвали Москву (за столицу проголосовали 86% участников опроса), Уральский (77%) и Центральный (69%) федеральные округа».
На наш взгляд, в первую очередь игроки обратят внимание на регионы с высокой покупательной способностью и доступностью логистики: Свердловскую, Тюменскую области, Башкирию и Пермский край. Учитывая, что насыщенность рынков столиц перечисленных субъектов высока, экспансия, вероятно, сконцентрируется в периферийных городах. Также интересом будут пользоваться Удмуртия и Оренбургская область — они стабильно демонстрируют самые высокие темпы роста оборота розничной торговли. Кроме того, экспансия должна добраться и до северов — ХМАО и ЯНАО. К слову, процесс уже начался: торговая сеть «Лента» объявила, что в 2012 году начнет строительство гипермаркета в Сургуте.
По мнению экспертов, у местных игроков есть возможность подготовиться к обострению конкуренции. Первый вариант предложил ряд екатеринбургских сетей, создавших в конце 2011 года закупочный союз. Его цель — добиться более выгодных цен от производителей и поставщиков. Иван Федяков:
— Преимущество крупных игроков в том, что они могут закупать продукцию у производителей по ценам ведущих оптовиков, а иногда и ниже. Поэтому, если региональная сеть торгует таким же ассортиментом, то ее закупочные позиции изначально менее выгодные. Единственная возможность их улучшить — увеличить объемы, а возможно это только при консолидации закупок нескольких сетей. Пока такие примеры единичны, но практика однозначно будет расширяться.
Исполнительный директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов добавляет:
— Действительно, независимые операторы розничного рынка, которые пошли по пути консолидации усилий, продолжают развиваться, несмотря на острую конкуренцию. Наиболее ярким примером служит объединение «Союз-ритейл», созданное торговой сетью «Елисей» и еще четырьмя операторами розничного рынка Екатеринбурга. Мы также отмечаем развитие консолидации в другом крупном городе региона — Сургуте. Уральские сети объединяют закупочные усилия и на федеральном уровне. Например, «Елисей», «Семья» (Магнитогорск), «РОСТ» (Сургут) входят в федеральный закупочный союз «Система Т3С».
Второй способ выдержать конкуренцию — уникальный ассортимент. Иван Федяков:
— Очень часто региональные сети «ложатся» под федеральных производителей. В результате корзина какого-нибудь местного магазина, например, в Кургане, ничем не отличается от Х5 Retail Group. Учитывая разницу в закупочных условиях, становится ясно, кому потребитель отдаст предпочтение. Небольшим сетям нужно сделать ставку на местные бренды, сотрудничество с локальными производителями. Федеральные сети тоже начали выстраивать с ними отношения, но на местах сделать это проще и быстрее.
Руководитель по внешним коммуникациям ГК «О’кей» (штаб-квартира в Москве, на территории Большого Урала магазины есть в Уфе и Тюмени) Артем Глущенко мнение подтверждает:
— У нас заключены договоры с более чем 20 тюменскими компаниями, на полке будет представлено более 600 местных товарных позиций. Кроме того, если производитель показывает высокое качество продукции и может обеспечить возможность поставки в другие регионы, мы готовы расширить сотрудничество. Например, тюменские «Золотые луга» (производитель молочных продуктов. — Ред.) уже поставляют товар в наш магазин в Омске. Продукцию «Тюменьмолоко» мы планируем поставлять в будущий гипермаркет в Екатеринбурге и т.д.
Третий способ — развитие альтернативных форматов торговли, в частности через интернет. Уровень проникновения сети и активности интернет-пользователей в крупных городах вполне достаточен, чтобы виртуальные магазины FMCG пользовались спросом. Вряд ли на них в первое время придется существенная доля продаж, но федералы в регионах этим сегментом не занимаются совсем.
Пора действовать
Согласно прогнозам министерства экономического развития РФ, рост оборота розничной торговли в 2012 году замедлится и составит порядка 5,5% (для сравнения: в среднем в последние четыре года он находился на уровне 15,3%). Наряду с усилением конкуренции это усложнит условия для ритейлерского бизнеса.
На наш взгляд, в первую очередь под удар попадут магазины в небольших городах (с населением до 70 — 100 тыс. человек). Неоднократно в них складывалась следующая ситуация: через несколько месяцев после открытия одного магазина крупной федеральной или межрегиональной сети три-пять местных были вынуждены закрыться. Возможность консолидации закупок у них минимальна, расширение ассортимента вряд ли даст нужный эффект, поскольку потребителя в таких населенных пунктах интересует в первую очередь цена.
Остальным игрокам стоит озаботиться поиском конкурентных преимуществ. В среднесрочной перспективе пассивная маркетинговая политика, характерная для многих из них, отразится на темпах роста. В долгосрочной — поставит самых слабых на грань выживания.
Эксперт Алексей Белоусов, Людмила Полоцкая
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?