Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейл против Маркета
«Яндекс.Маркет» – крупнейшая биржа «серого» товара»,– заявил в середине апреля президент «М.Видео» Александр Тынкован, выступив от имени членов Ассоциации компаний розничной торговли России. Тынкован предложил привлечь «Яндекс» к ответственности за публикацию рекламы «серых» продавцов.
Министр промышленности и торговли пообещал рассмотреть это заявление, и Ассоциация компаний интернет-торговли проявила готовность к борьбе, предложив блокировать прайс-площадки, на которых рекламируются «серые» импортеры.
Через неделю после заявления Тынкован созвал журналистов, чтобы объясниться. В течение полутора часов он доказывал, что не глух к вызовам времени: люди должны сравнивать товары по цене и характеристикам в интернете – и им, конечно, нужно предоставить такую возможность. Но только эту возможность, как выяснилось, он хочет предоставить им сам. В «М.Видео», по словам Тынкована, с конца прошлого года тестируется система ценообразования, без ложной скромности названная им революционной. На самом деле это, конечно, вариация распространенной в ритейле акции «найдите дешевле, и мы вернем вам разницу» – с тем лишь отличием, что искать «М.Видео» будет, как мультяшные братья из ларца, вместо покупателя. Сейчас в списке для сравнения в Москве – 23 магазина, как утверждает Тынкован, «и серые, и белые»: «Юлмарт», «Ситилинк», 003.ru, «Фото.ру», «Холодильник.ру», DNS, «Евросеть», «Эльдорадо», «Медиа Маркт» и другие. Покупателю предлагается найти у этих продавцов более низкие цены, и тогда «М.Видео» снизит свои. С лета, обещает владелец «М.Видео», система будет автоматически мониторить предложения конкурентов и самостоятельно менять ценник, чтобы покупателю даже и не приходилось ничего сравнивать. Маржу сети магазинов Тынкован при этом парадоксальным образом обещает оставить прежней, то есть финансовые показатели его бизнеса не ухудшатся, а разницу – переложить на поставщиков. Идея в том, что поставщики должны контролировать свой сбыт, чтобы никто не имел возможности демпинговать. Понятие дискаунтера применительно к рынку бытовой техники и электроники, по словам Тынкована, уйдет в прошлое, и цены выровняются.
На передовой
Утверждая себя на позициях передового, открытого вызовам времени бизнесмена, Александр Тынкован ничего лишнего на себя не берет. Собственно, он им и был всегда. Тынкован создал свой бизнес одним из первых. Он единственный из бизнесменов той эпохи остался на рынке, причем в роли лидера: «М.Видео» сильно обогнала конкурентов по количеству магазинов и объемам продаж. Первым увлекся модернизацией, начал вкладываться в IT-системы, логистику, планирование продаж – список можно продолжать. Популярную сегодня идею «сделаем-ка мы себе свой хороший интернет» Тынкован тоже, очевидно, воспринял первым на своем рынке.
Особенно актуальна эта идея именно для рынка электроники, поскольку конкурировать на равных с сотнями продавцов в интернете становится все труднее.
Бытовая техника и электроника – самые продаваемые товары в интернете: 40,2% рынка онлайн-торговли, или 189 млрд руб., согласно последнему исследованию агентства InSales. А темпы роста страшат традиционныйритейл сильнее абсолютных цифр: 31% в прошлом году, а раньше было и больше. И хотя эти 189 млрд руб., доставшиеся в 2013 году интернет-торговцам, составляют всего 16% от общего рынка электроники, а какую-то часть (очевидно, около четверти) в интернете продали сами офлайн-магазины (в частности, продажи «М.Видео» через интернет выросли вдвое), конкурировать с интернетом становится все сложнее. Каждый год открывается несколько тысяч интернет-магазинов, сейчас их 40 тыс. В таком сегменте, как смартфоны, конкуренция, можно сказать, проиграна. Что неудивительно: например, iPhone 5S 16 Gb на «Маркете» 24 апреля стоил 22 745 руб., в «М.Видео» – 29 990 руб.
Но почему тревогу подняла именно сеть «М.Видео»? С точки зрения динамики финансовых показателей компания чувствует себя вполне уверенно. Рост выручки «М.Видео» хоть и замедлился до 11% в 2013-м по сравнению с прошлогодними 20%, но все равно сеть опережает рынок, подросший лишь на 2,4%. Да и отрыв от конкурентов пока солидный. В тройке лидеров сеть идет с большим отрывом: быстрорастущая DNS уже обогнала «Эльдорадо», но до «М.Видео» ей еще далеко.
В отличие конкурентов, которые всегда заманивали покупателя низкими ценами, «М.Видео» имеет давнюю репутацию дорогого магазина. Чуткий к веяниям времени владелец сети, конечно, не может не понимать, что от этого звания пора уже избавляться.
Ату его
Раздражение традиционной розницы в адрес интернета копилось давно. «Нынешняя интернет-торговля – копия рынка 90-х, только новый контрафакт удобнее покупать и выбирать»,– считают крупные ритейлеры. Крайним оказался «Яндекс.Маркет». На рынке ценовых агрегаторов работают также «Товары@Mail.ru», «Викимарт», Price.ru, Ozon.ru, а также недавно пришедшие в Россию eBay и AliExpress, но их доля по сравнению с «Яндекс.Маркетом» пока мала. Трафик на «Маркете» обеспечивает поисковый сервис «Яндекса» – крупнейший в стране. Среди всех агрегаторов «Яндекс.Маркету» удалось выстроить наиболее удачную бизнес-модель, подключив к ней четверть российских интернет-магазинов. Низкие цены в выдаче «Яндекса» видно сразу при сортировке по стоимости, и остальные платят, чтобы оказаться повыше, например, в карточке товара, которая появляется сразу при выборе модели, там пять строк. Так что «Яндексу» выгодно иметь как можно больше магазинов, поскольку они платят за размещение. Таким образом, интересы агрегатора вполне сходятся с интересами потребителя. Особенно разозлило крупных ритейлеров последнее нововведение – кнопка «оформить заказ» прямо на «Маркете». Конечно, пользователю удобно никуда не переходить лишний раз, но затраты на собственный сайт теряют смысл. А если пользователь не заглянет на страницу магазина, нет шансов и на спонтанные покупки.
Обвинения в торговле «серым» импортом в «Яндексе», конечно, отвергают. ««Маркет» – это лишь рекламная площадка, которая не ведет торговую деятельность, так что судить о легальности товаров не в компетенции компании»,– заявил Алексей Авдей, руководитель сервиса «Яндекс.Маркет». По жалобам правообладателей, впрочем, «Яндекс» запрашивает у продавцов подтверждения «белизны» товара. Но, как пояснили в компании Nikon, те для подстраховки закупают и «белый», и «серый» товар. Бумагу о ввозе «белой» партии и предъявляют «Яндексу». Видя бессилие юридических мер, производители даже стали создавать продукты, заточенные под конкретные рынки. Например, Samsung ввела региональную блокировку смартфонов, не позволяющую использовать новый аппарат на чужих рынках. Она автоматически снимается, если пользоваться смартфоном в том регионе, для которого он произведен. Но если покупатель приобретает «серый» смартфон у продавца, то при первом включении в неродном для смартфона регионе ему предложат код разблокировки. Это должно навести владельца на мысль о происхождении товара, считают в компании. «Если покупателя не поставили в известность о происхождении товара, он может решить незамедлительно его вернуть»,– рассказали в Samsung.
««Яндекс» лишь лампочка, которая освещает рынок»,– приводят поэтическую метафору в интернет-компании. «Как лампочка в теплице – под ней расцветает нелегальная торговля»,– продолжает ассоциативный ряд Александр Тынкован.
В том, что на прайс-площадках есть «серые» товары, никто, собственно, и не сомневается. Сейчас, например, шесть продавцов на «Маркете» предлагают игровую приставку Xbox One от Microsoft, хотя официального релиза еще не было. А из 610 предложений Nokia Lumia 520 только треть – с гарантией производителя. Это значит, что остальные – «серые».
«Не можем отрицать, что в списки «Яндекс.Маркета» попадают предложения ниже той себестоимости, по которой мы получаем товар при закупке. Этот товар создает сложность при нашем ценообразовании»,– жалуется генеральный менеджер интернет-магазина «Ситилинк» Михаил Славинский. «Наши цены средние по рынку, но существенно выше средних, если брать в расчет весь рынок, включая, как я их называю, студенческие магазины,– подтверждает Всеволод Страх, генеральный директор «Сотмаркета».– Это такие магазинчики, владельцы которых привозят айфоны из США в кармане по пять-шесть штук и промышляют их торговлей. Такие продавцы нам, конечно, слегка мешают, опускают цены на технику в столицах».
С другой стороны, винить интернет в «сером» импорте – это примерно то же самое, что плевать в зеркало. Объем «серого» импорта в целом Минпромторг оценивает в 19%. А в некоторых категориях электроники он достигает 40%, сообщили в Samsung. Даже если предположить, что через интернет продается только «серый» импорт (что неправда), то при доле интернет-продаж электроники всего 16% остальное продается в офлайне.
«Крупные ритейлеры хотят жить в мире, где они совместно с производителями контролируют цены: устанавливают рекомендованную розничную цену, получают за это бонусы и доступ к новинкам. Они жили в таком мире десять лет и хотят продолжать так жить, но мир изменился. Появились продавцы, которые не являются частью их соглашений. Черезмаркет-плейсы они смогли дотянуться до покупателей и получить удобный интерфейс»,– говорит Максим Фалдин, сооснователь маркет-плейса «Викимарт». «Ритейлеры играют в политику ценообразования, а виновником каких-то неудач стараются всеми правдами и даже неправдами выставить «Маркет», который многим мешает теперь зарабатывать на конечном потребителе 30% от стоимости товара»,– вторят в Pleer.ru. У Pleer.ru есть товары и с гарантией от производителя, и без нее – немного дешевле.
«Существует много международных рынков – в Гонконге, Дубае, где цены ниже, чем у официальных дистрибуторов»,– уверяет Максим Фалдин. Гарантию и сервис он называет фантомными ценностями, тем более что, например, на большинство продукции Apple действует международная гарантия.
Легализовать «серых» торговцев могла бы отмена запрета на параллельный импорт, которая в последние годы жарко обсуждается. ФАС уже подготовила соответствующий законопроект, который после обсуждения будет передан в правительство. Вице-премьер Игорь Шувалов ранее подтверждал, что закон может быть принят в 2018 году. Для крупного бизнеса в России эксперты рисуют катастрофические последствия: их ждут снижение инвестиций (по данным исследования GfK – на 30-50% в зависимости от отрасли) и закрытие заводов. Зато «студенческие магазины» смогут беспрепятственно ввозить телефоны, и цены на электронику могут снизиться.
А поскольку закон о параллельном импорте все равно не помогает бороться с контрафактом, крупные продавцы бытовой электроники предпочитают бороться с интернетом.
Анастасия Напалкова, Журнал «Коммерсантъ Деньги» №16 от 28.04.2014
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?