Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейл отбирает склады у производителей
Согласно отчету CBRE, в 2013 году именно потребитель современной складской недвижимости диктует изменения тенденций в этом сегменте на рынке Москвы и Московской области.
Наибольшую активность в потреблении складских площадей демонстрируют специализированные сетевые ритейлеры. Темп роста объемов складов, потребляемых ритейлом, сегодня составляет 20-30% в год. Ритейлеры занимают 17% предложения. Исторически основной географией размещения складских площадей ритейла являются юг, восток и юго-восток. Подавляющее большинство площадей ритейл занимает на правах аренды. Согласно отчету CBRE, ожидается рост спроса на складские площади и со стороны on-line ритейлеров. В 2012 году этот сегмент рынка поглотил 10% новых складов, в результате чего общий объем складов занимаемых online ритейлом составляет 6% от всех складских помещений московского региона.Логистические операторы также по-прежнему остаются в состоянии системного наращивания объемов складских площадей. Ежегодно этот сегмент поглощает порядка 15-20% нового предложения складских помещений. Логистические операторы преимущественно ориентируются на главные транспортные потоки. Таким образом, их склады главным образом располагаются на юге или на севере.
В исследовании отмечается, что иностранные компании довольно редко становятся собственниками складских площадей: в общем объеме площадей их доля не превышает 10%.
Причин здесь несколько. Во-первых, приобретение крупного объекта недвижимости всегда сопряжено с отвлечением капитала, что для иностранных компаний не всегда приемлемо. Во-вторых, если бизнес будет не столь успешен, как планировалось, проще выйти с арендных площадей, чем с собственных.
Собственность становится оправданной, если ее наличие снижает прочие риски: например, в секторе 3pl и для профессиональных логистов площади в собственности становятся рациональным решением при значительных долгосрочных инвестициях, например, при автоматизации склада.
С другой стороны, для девелоперов строительство под заказчика может быть эффективнее строительства типового склада, поскольку уже на этапе проектирования можно удалить ненужные для клиента опции и добавить то, что ему действительно необходимо. При этом переделывать готовый спекулятивный объект под BTS всегда дороже. Также, BTS обычно снижает финансовые риски девелопера. Вместе с тем сделка BTS длится гораздо дольше по времени и, как правило, сложнее по исполнению.
Как отмечается в отчете CBRE, cредний размер аренды складских площадей зависит от типа бизнеса. Максимальный «средний размер» имеют склады FMCG, которым для организации логистики требуются крупные распределительные центры. Здесь типовой блок достигает 34 тыс. кв. м. по сравнению со средним размером по рынку в 16 тыс. кв. м.
Последние результаты также говорят о наметившемся тренде приобретения складских площадей «с запасом». Аналогичная ситуация наблюдалась в 2007 году. Эта тенденция легко объяснима, так как свободные площади, с одной стороны, являются резервом в случае расширения собственного бизнеса и страхуют от потенциального дефицита складов, а с другой – позволяют извлекать дополнительную прибыль из растущего складского рынка. Предложения по субаренде нередко на 7-10% выше ставки прямой аренды, однако, позволяют в короткие сроки найти арендаторам небольшие площади от 1 – 2,5 тыс. кв. м.
Согласно полученным результатам отчета CBRE, средний размер арендных ставок в Московском регионе может зависеть от нескольких параметров: местоположения, типа склада, типа площадей и размера арендуемой площади. Так сухой склад класса В на МКАД может предлагаться по $250 кв. м / год (базовая ставка). При этом объекты класса А в 30 км от МКАД предлагаются по $135 кв. м / год. Для площадей менее 2 000 кв. м ставка почти на 25% выше, чем на аналогичные по качеству помещения, сдаваемые крупными блоками.
Средние ставки аренды на складском рынке субрынка Москвы внутри МКАД в зависимости от класса площадей
Тип площадей |
Базовая* ставка, $/кв. м/ год |
Gross** ставка, $/кв. м/ год |
Gross** ставка, руб./кв. м/ год |
класс А*** |
241 |
333 |
10 000 |
класс В |
172 |
250 |
7 500 |
класс С |
131 |
200 |
6 000 |
*Базовая ставка аренды – основа системы Triple net (тройная чистая арендная ставка). Не включает НДС, операционные расходы и коммунальные платежи.
**Gross – валовая ставка, которая включает НДС и операционные расходы, но, как правило, не включает оплату коммунальных услуг.
***На субрынке г. Москва отсутствуют предложения прямой аренды складов класса А. Здесь приведены ставки по объектам, находящимся на МКАД. Для подобных объектов характерны рублевые ставки, посколькудевелоперами складских объектов в г. Москве являются преимущественно российские фирмы.
Источник: Исследования и консалтинг CBRE
Ланс Пилант, директор отдела складской и промышленной недвижимости CBRE в России, комментирует:
«2013 год, как и предыдущий год, показал интересные изменения как в структуре спроса компаний–арендаторов, так и в структуре сделок, которые заключаются в складских комплексах класса А в Московском регионе.
Ритейлеры (включая операторов торговых сетей и операторов on-line-торговли), логистические компании и компании сектора товаров массового потребления увеличили свою долю в общем объеме спроса на современные складские площади до 75%.
Доля компаний-производителей в общем объеме спроса, наоборот снизилась в московском регионе до 20%, что можно объяснить снижением объёмов производства в регионе и большой концентрацией девелопмента торговых площадей. Это со своей стороны объясняется высокой концентрацией покупателей в российской столице.
Структура сделок с такими арендаторами также изменяется. Модель сделок build-to-suit (BTS – строительство под конкретного, конечного пользователя), становится более распространенной, чем традиционные сделки долгосрочной аренды. Некоторые девелоперы сегодня стремятся быть более гибкими в своем предложении. В своих объектах для новых арендаторов они предлагают как модель продажи помещений BTS, так и площади для долгосрочной аренды. Такие девелоперы, как Radius Group и PNK Group являются лучшим тому примером.
Мы ожидаем, что в 2013 году около 50% сделок в Московском регионе будет закрыто по модели BTS. Для сравнения в 2012 году, сделки BTS составляли лишь 35% в общем объеме сделок».
Retail.ru по материалам иследования CBRE
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?