Декоративное изображение
24 328

Поделиться

Ритейл несет потери: кто не встретит 2018 год?

Уходящий год был не самым простым для ритейла – усиление федеральных сетей, изменения в законодательном регулировании отрасли, перемены в потребительском поведении и другие факторы вытеснили некоторых игроков с рынка. Потери понесли как зарубежные бренды в сегменте fashion и детских товаров, так и российские компании, в основном в продуктовом ритейле. Кроме того, с рынка бытовой техники исчез крупный федеральный игрок и ряд небольших ритейлеров.

 shli_s_rinka_n_1.jpg

Региональные продуктовые сети

«Вега»

Региональная продуктовая сеть «Вега» закрыла все свои магазины. У ритейлера было семь торговых точек в Череповце. На освободившихся площадях откроются магазины федеральных сетей. Причиной выхода с рынка источники называют убыточность сети.

Сеть основана в 2004 году. Проблемы у ритейлера начались еще в 2009 году.

«Пикник»

Екатеринбургская продуктовая сеть «Пикник» закрыла свой последний магазин и выставила помещение на продажу.

ushli_s_rinka_piknik.jpg

Сообщается, что распродавать сеть собственники начали еще в 2016 году. Тогда же появились сообщения о задержках зарплаты сотрудникам. Представители сети говорили, что закрываются только убыточные точки.

В апреле 2017 года директор «Пикника» Василий Гусев сообщал, что сеть не собирается уходить с рынка, но вскоре сам покинул компанию.

«Звездный»

Екатеринбургская сеть «Звездный» выходит с рынка, не выдержав конкуренции с федеральными сетями. Акционеры решили, что выгоднее сдавать помещения своим конкурентам.

ushli_s_rinka_zvezdniy.jpg

Член совета директоров ТС «Звездный» Валерий Бубнов сообщал, что прежнюю бизнес-модель «Звездный» использовать не может из-за падения потребительского спроса, а соперничать с федеральными сетями по цене бессмысленно.

Компания в 2016 году сдала 15 помещений X5 Retail Group. Оценив перспективы, акционеры решили сдать и оставшиеся 10 магазинов. Как отметил Валерий Бубнов, арендный бизнес более надежен и доходен, поэтому компания приняла решение уйти из розницы, пока не накопились долги.

«Семь ключей»

Третья за год екатеринбургская сеть, покинувшая рынок. Об уходе ритейлера из бизнеса сообщили городские власти.

«Семь ключей» позиционировались как магазины шаговой доступности европейского формата. Первая точка была открыта в 1997 году. Закрываться магазины начали еще в 2016 году – тогда ритейлер прекратил работу двух из семи точек.

В начале 2017 года закрытия продолжились, руководство сообщало, что идет оптимизация бизнеса.

«Седьмой континент»

Собственник супермаркетов «Седьмой континент» и гипермаркетов «Наш», Александр Занадворов, полностью выходит из розничного бизнеса. Предприниматель посчитал, что сдавать торговые площади выгоднее. Таким образом, все 120 магазинов «Седьмой континент» будут разделены между различными арендаторами.

«Лента» договорилась об аренде всех 14 гипермаркетов «Наш». Почти половину магазинов, 50 точек, будет арендовать X5 Retail Group. Еще 18 супермаркетов в Москве достанутся «Азбуке вкуса». Бренд «Седьмой континент», 37 магазинов и розничные остатки перейдут холдингу «Сладкая жизнь». Компания является давним партнером «Седьмого континента», а также дистрибьютором и франчайзи Spar, Eurospar и Spar Express. Оставшиеся 15 магазинов будут сданы под «Магнит», «Атак», «Дикси» и другие магазины.

Еще в 2015 году «Седьмой континент» входил в списки крупнейших ритейлеров России. По версии Infoline Retail Russia сеть занимала 16-е место. В рейтинге крупнейших частных компаний в России по версии Forbes компания занимала 93-е место. Но уже в 2016 году Александр Занадворов начал готовить сеть к продаже – новому генеральному директору была поставлена задача сократить число магазинов со 156 до 120. Закрытия пришлись, в основном, на отдаленные регионы.

«Центрпродсервис»

В Кемеровской области за полгода ушла практически полностью с рынка компания «Центрпродсервис». Она развивала сети «Ближний», «Апельсин», «Европейские продукты» и магазины торговли через прилавок «Продукты». Также компания управляла одним из крупнейших магазинов советского Новокузнецка, Универсамом.

В начале 2017 года «Центрпродсервис» управлял 40 магазинами, к лету их осталось чуть больше 10. Предполагается, что решение о закрытии магазинов вызвано расследованием уголовного дела о вымогательстве акций угольного разреза «Инской», главным фигурантом которого является предприниматель Александр Щукин, имеющий непосредственное отношение к компании «Центрпродсервис».

Источники на рынке сообщали, что помещения будут продаваться, а не сдаваться в аренду. На месте магазинов компании могут открыться «Пятерочки», «Магниты» или «Мария-Ра».

Fashion-бренды

Debenhams

Британский бренд, который в России развивала компания Reviva Holdings, закрывает последний магазин в ТЦ «Авиапарк». Debenhams – вторая по величине сеть универмагов в Великобритании, у компании более 240 универмагов в 27 странах мира.

Debenhams

Первый магазин в России открылся в 2006 году, однако через два года он прекратил работу из-за убытков. Компания Reviva Holdings заключила договор на развитие бренда в России в 2011 году. В 2012 планировалось, что на российский рынок к 2015 году будет приходиться 20% от общей выручки Debenhams.

В начале 2016 года Reviva Holdings приобрела права на финский бренд Stockmann в России. Планировалось сменить вывески в магазинах Stockmann на Debenhams, но оказалось, что финский бренд более узнаваем в России. Таким образом, магазины Stockmann будут открываться, а сеть Debenhams покидает российский рынок. Тем не менее, бренд может вернуться, отмечает председатель совета директоров Reviva Яков Панченко. У Reviva Holdings еще почти на 10 лет остаются права на бренд Debenhams в России.

Podium Market

С компанией Reviva Holdings связан выход с рынка еще одной известной сети – Podium Market. Компания ООО «Подиум Маркет» в июне 2017 года разослала своим поставщикам письмо, в котором сообщила о прекращении розничной деятельности. Расчет с кредиторами произведен за счет продажи активов. Часть магазинов приобретет Reviva Holdings и переведет их под бренд Stockmann.

Универмаги Podium Market позиционировались как магазины премиум-класса. По мнению гендиректора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, бренд был одним из лидеров сегмента «доступная роскошь». К выходу с рынка привело бездействие руководства, считает эксперт. Оно не предприняло никаких радикальных антикризисных мер, что повлекло за собой проблемы с задолженностями и нехватку оборотных средств. За 2017 год к ритейлеру было подано 64 иска на общую сумму более 1 млрд рублей.

Первый универмаг Podium Market открылся в 2012 году. На момент сообщения о выходе с рынка бренд управлял 8 магазинами: пять в Москве и по одному в Казани, Сургуте и Краснодаре.

Family Fashion

Одежная сеть, созданная в 2012 году немецким ритейлером Takko Fashion и Сергеем Ломакиным, одним из владельцев «Центробуви», весной 2017 года закрыла все оставшиеся магазины.

Предполагалось, что за пять лет сеть увеличится до 500 магазинов. Однако за 2016 год сеть сократилась с 60 до 10 магазинов. Проект решено закрыть из-за того, что он не смог выйти на самоокупаемость, сообщала  пресс-секретарь компании Takko в России Марина Новикова. Также одной из проблем Fashion Family был ассортимент, не адаптированный для России. Так, зимой 2016-2017 года руководство не стало закупать сезонную одежду.

Mexx

Последний магазин бренда Mexx закрылся в торгово-развлекательном центре «Золотой Вавилон» в Ростокине 31 июля 2017 года. В России бренд развивала компания BNS Group.

В октябре 2016 года BNS Group управляла 30 магазинами Mexx. В это время турецкая компания Eroglu Holding, владеющая брендом, приняла решение не выпускать коллекцию 2017 года. По словам Дениса Богатырева, гендиректора BNS Group, турецкая компания поняла, что ошиблась с расчетами и магазины оказались неприбыльными.

После этого в течение года закрылись все магазины, распродав товарные остатки. Эксперты считают, что проблемой бренда стало позиционирование: первоначальная аудитория выросла, а молодежь Mexx привлечь не смог.

Accessorize

После заявления о выходе с рынка компании Podium Market, которая с марта 2016 года развивала бренд Accessorize в России, магазины сети стремительно закрылись.

Accessorize вышел на рынок России через франшизу в 2002 году. С 2004 года владелец бренда британская компания Monsoon Accessorize начала развивать сеть самостоятельно. В 2016 году британская компания ушла с российского рынка, предоставив права на развитие по франшизе Podium Market. На тот момент сеть насчитывала 70 магазинов.

Источники на рынке сообщают, что компания Monsoon Accessorize ищет новых партнеров в России, так что бренд еще может вернуться.

C&A

Международный бренд C&A не стал продлевать франчайзинговый договор с российской компанией «РТГ». Последний магазин в Москве в торговом центре «Город» на шоссе Энтузиастов распродает остатки и закрывается.

ushli_s_rinka_s_a.jpg

Контракт истек в конце февраля 2017 года. Согласно корпоративной стратегии C&A, которая предполагает отказ от развития по франшизе, новый контракт не заключался.

Компания C&A была основана в 1841 году, первый магазин был открыт в городе Снек в Нидерландах братьями Августом и Клеменсом Бреннинкмайерами. Согласно данным на официальном сайте, у C&A около 2 тыс. магазинов в 21 стране мира.

Детские магазины

Mamas & Papas

Британский бренд детских товаров Mamas & Papas ушел из России в сентябре 2017 года. Магазинами по франшизе управляла компания Ideas4Retail. По словам ее представителя, компания решила сконцентрироваться на развитии магазинов Imaginarium и Hamleys.

ushli_s_rinka_mamas_i_papas.jpg

Британский ритейлер Mamas & Papas основан в 1981 году и специализируется на товарах для младенцев и беременных. На сегодняшний день в Великобритании и Ирландии работает около 30 магазинов. В России сеть появилась в 2012 году, оператором стала компания Ideas4Retail.

Эксперты полагают, что причины ухода сети  — это высокие цены, из-за которых товар плохо продавался и сокращение закупок.

Smyk

Польский бренд детских товаров продает свои универмаги в России. Покупателем является сеть «Бегемот». На сегодняшний день Smyk управляет 19 универмагами. Сообщается, что сделка практически закрыта. Причинами для выхода  с российского рынка послужили снижение трафика и покупательской способности, а также высокие темпы роста лидера рынка – «Детского мира».

Smyk – польский аналог российской сети «Детский мир». Первый магазин Smyk появился в 1952 году. Первый магазин Smyk в России был открыт в 2008 году.

Бытовая техника

Domo

Сеть магазинов бытовой техники Domo признана банкротом, торговые точки закрыты, а имущество продается для оплаты долгов.

ushli_s_rinka_domo.jpg

Сеть основана в 1998 году, в 2007 году насчитывалось свыше 130 магазинов по всей России. По итогам 2007 года Domo заняла 28 строчку в ежегодном рейтинге ИД «Коммерсант» «Топ-50 российских ритейлеров». Выручка компании достигала $684,7млн. При этом Domo стала четвертым по величине ритейлером своего сегмента, обогнав московскую сеть «Мир». Кризис 2008-2010 годов серьезно ударил по компании, в результате чего сеть сократилась втрое. В 2012 году осталось только 50 магазинов. После появления проблем у Татфондбанка, Domo закрыл последние магазины. Долги компании превышают 10 млрд рублей.

«Техносила»

Группа «Сафмар» после покупки «М.Видео» и «Эльдорадо» приняла решение распределить магазины под брендом «Техносила» между этими сетями. Интернет-магазин перестал работать, остатки товара и бонусные карты переданы «Эльдорадо» и «М.Видео».

ushli_s_rinka_tehnosila.jpg

Сеть основана в 1993 году. В 2012 году «Техносила» занимала третье место в России по занимаемой торговой площади после «М.Видео» и «Эльдорадо». В 2015 году ритейлер перешел под контроль финансовой группы «Сафмар».

«Эксперт»

Новгородская сеть магазинов бытовой техники «Эксперт» в феврале объявила  о закрытии всех своих магазинов. Ритейлер управлял 42 магазинами в пяти областях РФ: Новгородской (17 магазинов), Псковской (14), Тверской (9), а также Ленинградской и Вологодской (по одному магазину).

Представители компании сообщили, что решение о прекращении работы принято из-за тяжелой финансовой ситуации и падения спроса на бытовую технику.

Первые магазины под маркой «Эксперт» открылись в феврале 2004 года, а к концу года сеть насчитывала уже 65 магазинов, при этом суммарный оборот составил $63 млн. За 2005 год количество магазинов выросло до 185, оборот составил $360 млн.

Артем Сергеев, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами