На рынке Владивостока и Хабаровска доминируют региональные игроки. Развиваются они в разных форматах: от гипермаркетов до минимаркетов и дискаунтеров. Среди крупных: сеть гипермаркетов «Самбери», «Раз Два», «Близкий» (все три входят в «Невада Групп»), сети «Реми» и «Экономыч», SPAR Дальний Восток, «Амбар» и другие. В 2022 году выход на рынок Дальнего Востока анонсировал крупнейший федеральный продуктовый ритейлер X5 Group.
Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Ритейл Дальнего Востока-2022: вызовы и новые возможности
На рынке ритейла Дальнего Востока доминируют региональные торговые сети. На конференции «Ритейлер и поставщик: как зарабатывать в рознице», организованной порталом Retail.ru в Хабаровске в рамках #Экспедиции Retail 2022, представители крупнейших торговых сетей региона обсудили, как изменился потребитель за последний год, что происходит после ухода импортных брендов и чего ожидать после появления в регионе федеральных игроков. Основные тезисы их выступлений – в этой статье.
Уход поставщиков и изменение ассортимента
В последние три года ритейл испытал на себе несколько волн потрясений. Торговые сети Владивостока и Хабаровска не стали исключением. Рынок отличает очень большое логистическое плечо и удаленность от основных производителей, отсутствие федеральных конкурентов и близость Азии. Региональные особенности послужили, с одной стороны, отягчающим обстоятельством в условиях санкций, а с другой – позволили местным игрокам оперативно найти решения.
«В пик пандемии все сидели дома, люди стали больше готовить, и поскольку предпочтения покупателей изменились, ассортимент пришлось менять, – рассказал Евгений Рейдель, генеральный директор сети минимаркетов «Раз Два». – После 24 февраля основной проблемой стало наличие товара. У поставщиков начались трудности с поставками после закрытия границ и введения санкций, многих из них не стало совсем. В основном, это компании, обеспечивающие наличие приоритетных товаров – категории А».
По словам Евгения Рейделя, в сети «Раз Два» провели ротацию ассортимента: порядка 1000 SKU заменили полностью, увеличили долю товаров собственной торговой марки ( СТМ ) и количество товаров из Китая и Кореи. Это позволило занять полки.
Эксперт также отмечает, что в более выигрышной ситуации оказались те, кто заранее сформировал товарные запасы. С коллегой по цеху соглашается и директор формата дискаунтеров торговой сети «Близкий» Владислав Гребенюк: «Многие из западной части страны удивляются, что у нас еще остались товары исчезнувших с рынка брендов. Из-за логистического плеча запасы на складах были очень большие, поэтому уход некоторых производителей начинает в полной мере ощущаться только сейчас» (в ноябре 2022 г. – прим. ред.).
Сейчас торговые сети активно замещают ушедшие бренды доступными отечественными товарами. «Если говорить о газированных напитках, например, коле, то теперь из-за огромного выбора покупатель даже теряется, – приводит пример Максим Шатыро, директор департамента маркетинга торговой сети «Реми». – Для нас в этом вопросе главное найти соотношение цены и качества и избежать дефицита».
Директор по маркетингу сетей «Амбар» и SPAR Дальний Восток Роман Яншин рассказывает, что сложности возникли с замещением импортных товаров СТМ, например, оливкового масла из Греции и Испании. Но магазины сети SPAR развивает много франчайзи в разных регионах, и сообща эти проблемы удается решать: «Другой вопрос, что это не всегда быстро. Влияют на логистику и возникшие трудности с наличием контейнеров для железнодорожных грузов. Кто хотел закупиться к Новому году, сделал это еще летом. Если заказывать товары сейчас, то они придут только в следующем году. Конечно, остаются варианты с автодоставкой, но это сильно отразится на стоимости товара из-за логистического плеча».
Владислав Гребенюк, в свою очередь, говорит, что формат дискаунтеров не так брендозависим, поэтому уход ряда товаров позволил переключить внимание покупателя на другие продукты, например, на аналогичные из линейки СТМ. В целом, если производитель справляется с трудностями импортозамещения, например, той же упаковки, то торговые сети настроены вполне оптимистично.
Дискаунтер «Близкий»
Форматы и планы развития
Покупатели Дальнего Востока тоже все чаще демонстрируют стремление к экономии. Ритейлеры отмечают, что с учетом инфляции средний чек растет не сильно, но количество позиций в нем сокращается. Владислав Гребенюк (ТС «Близкий») выделил появившийся тип потребителя – «новый экономный». Такой покупатель хочет сохранить качество потребления, но понимает ограниченность своего бюджета, поэтому старается тратить меньше. Новая экономическая реальность подталкивает развитие магазинов низких цен: сеть хард-дискаунтеров «Близкий» выросла с 9 до 90 магазинов за два года. В январе 2023 года компания планирует открыть 100-ый магазин. Планы развития есть и у сети дискаунтеров «Экономыч».
Стоит отметить, что на Дальнем Востоке форматы розницы имеют свою специфику. Например, дискаунтеры отличает широкая ассортиментная матрица. Так исторически сложилось, что гипермаркеты в регионе имели возможность открываться внутри городской застройки, буквально становясь «гипермаркетами у дома», и потребитель привык к широкому ассортименту. Теперь магазинам других форматов тоже приходится поддерживать предложение, соответствующее ожиданиям потребителя.
«Если для западной России характерны дискаунтеры с матрицей порядка 1200–1500 SKU, то на Дальнем Востоке – этот показатель около 3000 артикулов. Такой формат позволяет удержать покупателей, которые хотят сохранить качество и уровень комфорта, но сэкономить», – рассуждает Владислав Гребенюк.
«У нас к дискаунтерам близки «Амбар» и «Экономыч» – сети вынуждены держать матрицу шире, чем в привычных для других регионов дискаунтерах, в том числе и в категории «фреш». Даже если потребитель не собирается покупать, у него должно оставаться ощущение выбора. Его он может реализовать в день зарплаты или если захочет побаловать себя», – добавляет Роман Яншин.
Роман Яншин замечает, что стремление покупателей к экономии в супермаркетах SPAR ощутили меньше, чем в мягких дискаунтерах «Амбар». По его словам, формат занял свободную нишу среди небольших по площади магазинов, но с большим количеством готовой еды. «Если в гипермаркете людям нужно припарковаться, пройти большое расстояние и много соблазнов, прежде чем добраться до кассы, то супермаркет с сильным заделом на миссию «магазина у дома» и ориентируемый на тех, кто ищет место для перекуса, привлекает быстрой покупкой».
Eurospar в формате супермаркета вскоре появится в Комсомольске-на-Амуре.
Супермаркет EuroSpar в Хабаровске
В сети «Реми» переосмыслили концепцию гипермаркета и запустили новый формат – «Реми сити». Его отличает широкий выбор ассортимента, фермерские корнеры, собственный фуд-корт. «Форматы супермаркетов стараемся совершенствовать с точки зрения развития сервисов и потребительских историй, а также заходим в новые кейсы типа гипермаркетов «Реми сити» во Владивостоке», – рассказывает Максим Штыро. Вскоре гипермаркет «Реми сити» откроется и в Хабаровске.
Дорогой онлайн
Еще один сегмент, в котором намерены развиваться дальневосточные сети – доставка. Сейчас по технологическим причинам местные ритейлеры работают только со «Сбермаркетом». Но высокая комиссия не позволяет зарабатывать на услуге, ритейлеры, скорее, работают на перспективу и для повышения качества клиентского сервиса.
«Раз Два» не видит целесообразности в запуске собственной доставки, в Spar тоже не готовы самостоятельно развивать это направление, но ищут способы повысить прибыльность услуги, один из них – увеличение доли доставки продукции собственного производства: соотношение наценки и маржи позволит зарабатывать даже с учетом комиссии агрегатора, предполагают в торговой сети.
Минимаркет «Раз Два» в Хабаровске.
В ожидании федералов
В сентябре выход на рынок Дальнего Востока анонсировала X5 Group (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»). Это будет первый крупный федеральный продуктовый ритейлер на Дальнем Востоке. Сейчас в Приморском и Хабаровском краях работает «Красное&Белое». Представители регионального ритейла говорят, что алкомаркеты «порвали рынок» – продажи спиртных напитков упали в магазинах продуктовых сетей в среднем в 3–4 раза. Только собственный импорт и работа с предложением помогают локальным сетям удерживать продажи.
Евгений Рейдель говорит, что в регионах Дальнего Востока есть дефицит качественных торговых помещений. Из-за большого списка требований от федералов местные арендодатели, по его словам, чаще предпочитают сдавать площадки локальным компаниям: «Сейчас гигантам придется подстраиваться под местный рынок, выстраивать логистику, решать вопрос с распределительными центрами. Но конкуренция – это хорошо. Плюсом для нас станет развитие мультиформатных сетей, это позволит балансировать. Если где-то погаснет, то в другом месте загорится».
Подобнее о дальневосточных сетях мы расскажем в новых статьях, интервью, фоторепортажах по материалам #Экспедиции Retail 2022. Следите за публикациями!
Retail.ru
Читайте также:
Ресторанные концепции: что работает в кризис?
Игорь Шехтерман, Х5 Group: «Планируем рост не менее 20%»
«Добрянка»: как зарабатывать на полузабытых рецептах русской кухни
Ольга Маркова, «Новэкс»: «Мы готовы открывать по 50 новых магазинов в год»
Французская bi1 в Узбекистане: как сеть начала работать в стране базаров
Общепит или готовая еда на полке супермаркета: куда пойдет покупатель?
Топ-10 недооцененных трендов 2022 года
Российский рынок красной рыбы в 2022 году: держимся на плаву
Интервью
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?