На рынке Владивостока и Хабаровска доминируют региональные игроки. Развиваются они в разных форматах: от гипермаркетов до минимаркетов и дискаунтеров. Среди крупных: сеть гипермаркетов «Самбери», «Раз Два», «Близкий» (все три входят в «Невада Групп»), сети «Реми» и «Экономыч», SPAR Дальний Восток, «Амбар» и другие. В 2022 году выход на рынок Дальнего Востока анонсировал крупнейший федеральный продуктовый ритейлер X5 Group.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейл Дальнего Востока-2022: вызовы и новые возможности
На рынке ритейла Дальнего Востока доминируют региональные торговые сети. На конференции «Ритейлер и поставщик: как зарабатывать в рознице», организованной порталом Retail.ru в Хабаровске в рамках #Экспедиции Retail 2022, представители крупнейших торговых сетей региона обсудили, как изменился потребитель за последний год, что происходит после ухода импортных брендов и чего ожидать после появления в регионе федеральных игроков. Основные тезисы их выступлений – в этой статье.
Уход поставщиков и изменение ассортимента
В последние три года ритейл испытал на себе несколько волн потрясений. Торговые сети Владивостока и Хабаровска не стали исключением. Рынок отличает очень большое логистическое плечо и удаленность от основных производителей, отсутствие федеральных конкурентов и близость Азии. Региональные особенности послужили, с одной стороны, отягчающим обстоятельством в условиях санкций, а с другой – позволили местным игрокам оперативно найти решения.
«В пик пандемии все сидели дома, люди стали больше готовить, и поскольку предпочтения покупателей изменились, ассортимент пришлось менять, – рассказал Евгений Рейдель, генеральный директор сети минимаркетов «Раз Два». – После 24 февраля основной проблемой стало наличие товара. У поставщиков начались трудности с поставками после закрытия границ и введения санкций, многих из них не стало совсем. В основном, это компании, обеспечивающие наличие приоритетных товаров – категории А».
По словам Евгения Рейделя, в сети «Раз Два» провели ротацию ассортимента: порядка 1000 SKU заменили полностью, увеличили долю товаров собственной торговой марки ( СТМ ) и количество товаров из Китая и Кореи. Это позволило занять полки.
Эксперт также отмечает, что в более выигрышной ситуации оказались те, кто заранее сформировал товарные запасы. С коллегой по цеху соглашается и директор формата дискаунтеров торговой сети «Близкий» Владислав Гребенюк: «Многие из западной части страны удивляются, что у нас еще остались товары исчезнувших с рынка брендов. Из-за логистического плеча запасы на складах были очень большие, поэтому уход некоторых производителей начинает в полной мере ощущаться только сейчас» (в ноябре 2022 г. – прим. ред.).
Сейчас торговые сети активно замещают ушедшие бренды доступными отечественными товарами. «Если говорить о газированных напитках, например, коле, то теперь из-за огромного выбора покупатель даже теряется, – приводит пример Максим Шатыро, директор департамента маркетинга торговой сети «Реми». – Для нас в этом вопросе главное найти соотношение цены и качества и избежать дефицита».
Директор по маркетингу сетей «Амбар» и SPAR Дальний Восток Роман Яншин рассказывает, что сложности возникли с замещением импортных товаров СТМ, например, оливкового масла из Греции и Испании. Но магазины сети SPAR развивает много франчайзи в разных регионах, и сообща эти проблемы удается решать: «Другой вопрос, что это не всегда быстро. Влияют на логистику и возникшие трудности с наличием контейнеров для железнодорожных грузов. Кто хотел закупиться к Новому году, сделал это еще летом. Если заказывать товары сейчас, то они придут только в следующем году. Конечно, остаются варианты с автодоставкой, но это сильно отразится на стоимости товара из-за логистического плеча».
Владислав Гребенюк, в свою очередь, говорит, что формат дискаунтеров не так брендозависим, поэтому уход ряда товаров позволил переключить внимание покупателя на другие продукты, например, на аналогичные из линейки СТМ. В целом, если производитель справляется с трудностями импортозамещения, например, той же упаковки, то торговые сети настроены вполне оптимистично.
Дискаунтер «Близкий»
Форматы и планы развития
Покупатели Дальнего Востока тоже все чаще демонстрируют стремление к экономии. Ритейлеры отмечают, что с учетом инфляции средний чек растет не сильно, но количество позиций в нем сокращается. Владислав Гребенюк (ТС «Близкий») выделил появившийся тип потребителя – «новый экономный». Такой покупатель хочет сохранить качество потребления, но понимает ограниченность своего бюджета, поэтому старается тратить меньше. Новая экономическая реальность подталкивает развитие магазинов низких цен: сеть хард-дискаунтеров «Близкий» выросла с 9 до 90 магазинов за два года. В январе 2023 года компания планирует открыть 100-ый магазин. Планы развития есть и у сети дискаунтеров «Экономыч».
Стоит отметить, что на Дальнем Востоке форматы розницы имеют свою специфику. Например, дискаунтеры отличает широкая ассортиментная матрица. Так исторически сложилось, что гипермаркеты в регионе имели возможность открываться внутри городской застройки, буквально становясь «гипермаркетами у дома», и потребитель привык к широкому ассортименту. Теперь магазинам других форматов тоже приходится поддерживать предложение, соответствующее ожиданиям потребителя.
«Если для западной России характерны дискаунтеры с матрицей порядка 1200–1500 SKU, то на Дальнем Востоке – этот показатель около 3000 артикулов. Такой формат позволяет удержать покупателей, которые хотят сохранить качество и уровень комфорта, но сэкономить», – рассуждает Владислав Гребенюк.
«У нас к дискаунтерам близки «Амбар» и «Экономыч» – сети вынуждены держать матрицу шире, чем в привычных для других регионов дискаунтерах, в том числе и в категории «фреш». Даже если потребитель не собирается покупать, у него должно оставаться ощущение выбора. Его он может реализовать в день зарплаты или если захочет побаловать себя», – добавляет Роман Яншин.
Роман Яншин замечает, что стремление покупателей к экономии в супермаркетах SPAR ощутили меньше, чем в мягких дискаунтерах «Амбар». По его словам, формат занял свободную нишу среди небольших по площади магазинов, но с большим количеством готовой еды. «Если в гипермаркете людям нужно припарковаться, пройти большое расстояние и много соблазнов, прежде чем добраться до кассы, то супермаркет с сильным заделом на миссию «магазина у дома» и ориентируемый на тех, кто ищет место для перекуса, привлекает быстрой покупкой».
Eurospar в формате супермаркета вскоре появится в Комсомольске-на-Амуре.
Супермаркет EuroSpar в Хабаровске
В сети «Реми» переосмыслили концепцию гипермаркета и запустили новый формат – «Реми сити». Его отличает широкий выбор ассортимента, фермерские корнеры, собственный фуд-корт. «Форматы супермаркетов стараемся совершенствовать с точки зрения развития сервисов и потребительских историй, а также заходим в новые кейсы типа гипермаркетов «Реми сити» во Владивостоке», – рассказывает Максим Штыро. Вскоре гипермаркет «Реми сити» откроется и в Хабаровске.
Дорогой онлайн
Еще один сегмент, в котором намерены развиваться дальневосточные сети – доставка. Сейчас по технологическим причинам местные ритейлеры работают только со «Сбермаркетом». Но высокая комиссия не позволяет зарабатывать на услуге, ритейлеры, скорее, работают на перспективу и для повышения качества клиентского сервиса.
«Раз Два» не видит целесообразности в запуске собственной доставки, в Spar тоже не готовы самостоятельно развивать это направление, но ищут способы повысить прибыльность услуги, один из них – увеличение доли доставки продукции собственного производства: соотношение наценки и маржи позволит зарабатывать даже с учетом комиссии агрегатора, предполагают в торговой сети.
Минимаркет «Раз Два» в Хабаровске.
В ожидании федералов
В сентябре выход на рынок Дальнего Востока анонсировала X5 Group (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»). Это будет первый крупный федеральный продуктовый ритейлер на Дальнем Востоке. Сейчас в Приморском и Хабаровском краях работает «Красное&Белое». Представители регионального ритейла говорят, что алкомаркеты «порвали рынок» – продажи спиртных напитков упали в магазинах продуктовых сетей в среднем в 3–4 раза. Только собственный импорт и работа с предложением помогают локальным сетям удерживать продажи.
Евгений Рейдель говорит, что в регионах Дальнего Востока есть дефицит качественных торговых помещений. Из-за большого списка требований от федералов местные арендодатели, по его словам, чаще предпочитают сдавать площадки локальным компаниям: «Сейчас гигантам придется подстраиваться под местный рынок, выстраивать логистику, решать вопрос с распределительными центрами. Но конкуренция – это хорошо. Плюсом для нас станет развитие мультиформатных сетей, это позволит балансировать. Если где-то погаснет, то в другом месте загорится».
Подобнее о дальневосточных сетях мы расскажем в новых статьях, интервью, фоторепортажах по материалам #Экспедиции Retail 2022. Следите за публикациями!
Retail.ru
Читайте также:
Ресторанные концепции: что работает в кризис?
Игорь Шехтерман, Х5 Group: «Планируем рост не менее 20%»
«Добрянка»: как зарабатывать на полузабытых рецептах русской кухни
Ольга Маркова, «Новэкс»: «Мы готовы открывать по 50 новых магазинов в год»
Французская bi1 в Узбекистане: как сеть начала работать в стране базаров
Общепит или готовая еда на полке супермаркета: куда пойдет покупатель?
Топ-10 недооцененных трендов 2022 года
Российский рынок красной рыбы в 2022 году: держимся на плаву
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?