Декоративное изображение
9 392

Поделиться

Ритейл-2023: приход новых брендов, рост онлайн-игроков, консолидация рынка и кризис ТЦ

В 2023 году, несмотря на продолжающуюся турбулентность, как будто началась некоторая стабилизация. Ввод торговых площадей приблизился к уровню докризисного, а запуск складских объектов так и вовсе побил исторический рекорд, что связано с бурным развитием онлайн-торговли и необходимостью построения новых логистических маршрутов. В противоположность тренду для торговых центров год стал худшим за всю историю современного рынка. Продолжилась передача иностранных компаний российскому менеджменту. Произошло несколько крупных поглощений региональных ритейлеров. Предлагаем вспомнить ключевые события розничного рынка 2023 года.

В январе выяснилось, что по итогам 2022 года оборот топ-10 крупнейших ритейлеров вырос на 15,9%, а с учетом оборота Wildberries и Ozon – на 25%. Совокупная доля топ-10 превысила 34,4% рынка. К лидирующей десятке подбираются «ВкусВилл» и две экосистемы – «Сбер» и «Яндекс».

Глава ФАС доложил президенту, что в 2022 году российские федеральные сети снизили наценки на социально значимые продукты с 22 до 5,5%. Ответственное ценообразование поддержали и 79 региональных сетей. Правительство выступило против ограничения торговых наценок на законодательном уровне, считая, что такая мера может привести к дестабилизации экономики и дефициту, достаточно действующих инструментов контроля и добровольного ограничения цен сетями. При этом ФАС продолжил расследовать рост цен на стройматериалы, чтобы поспособствовать снижению стоимости.

Стало известно, что бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге перейдет в собственность «АвтоВАЗа», а российская «дочка» Valio стала собственностью компании «Дэнир», бенефициара ГК «Велком». В сделку вошли завод по производству плавленых и полутвердых сыров в Ершово и права на бренд плавленых сыров Viola. «Валио» сменило название на «Виола». Французский производитель электрооборудования Legrand заявил о намерении прекратить работу в России и ищет возможность передачи контроля над своими операционными процессами. Российское подразделение KFC подало заявку на регистрацию бренда Rostic`s.

Производители продуктов питания продолжали испытывать дефицит ингредиентов и расходных материалов.

В частности, предприятиям по производству чая и кофе не хватало фильтр-бумаги и ниток для чайных пакетиков, производителям консервов – колец для жестяных банок. Профильные ведомства занялись составлением дорожных карт, позволяющих решать такие проблемы с помощью параллельного импорта, поставок из дружественных стран или открытия производств внутри страны.

 

В феврале на рынке появился абсолютно новый формат – «СберМаркет» открыл в Казани многофункциональное пространство для курьеров и сборщиков. В центре сборщики и курьеры могут отдохнуть и получить консультацию, а все желающие сотрудничать с компанией – узнать о возможностях партнерства. Второе такое же пространство появилось в апреле в Красноярске. «СберМаркет» планирует построить сеть центров.

«Лента» начала тестировать новую модель гипермаркета, который позже назовут «Эконом».

В новом формате оптимизирована ассортиментная матрица и предложены более выгодные цены за счет снижения операционных затрат. Выкладка осуществляется в транспортных упаковках, сокращено количество дополнительных сервисов, а также частота смены ценников и штатное расписание.

 

В марте состоялся долгожданный выход «Пятёрочки» на Дальний Восток. В столице Приморья Владивостоке открылись сразу два магазина сети. Было заявлено, что до конца года в Приморском крае начнут работу 60 магазинов. До 2025 года планируется открыть на Дальнем Востоке 150 «Пятёрочек» и в течение шести лет занять 25% дальневосточного рынка.

«Магнит» запустил сеть жестких дискаунтеров B1 или «Первый выбор». По концепции новый формат приближен к классическим европейским дискаунтерам.

Продолжилась смена собственников. Французская группа Adeo решила передать все магазины «Леруа Мерлен» в России локальному менеджменту. Сообщалось, что смена владельца не должна отразится ни на бизнесе компании, ни на взаимоотношениях с партнерами и клиентами, ни на работе сотрудников. Компания продолжает работать в обычном режиме. Ikea закрыла сделку по продаже последней производственной площадки в России – мебельной фабрики в Новгородской области. Новым владельцем стала «Инвест Плюс». Французский косметический концерн L’Occitane продал российский бизнес местному менеджменту. «Объединенной чайной компании» разрешили купить активы Lipton в РФ.

Многим торговым центрам кризис оказался непосильным. В марте на продажу было выставлено сразу несколько площадок – ТЦ «Ясенево», универмаги «Белград» и «Молодежный», ТРЦ «Аквилон».

 

В апреле стало известно, что Danone намерена отказаться от международных брендов в России – Activia, Alpro, Actimel и Danone – и для продукции глобальных брендов использовать локальные имена, например «Простоквашино», чтобы сделать международные бренды более релевантными для локального рынка.

Сеть OBI четвертый раз за год сменила собственников в России.

Основные юрлица сети гипермаркетов OBI в России перешли к компании «Аллонж». Новым владельцем российских активов стал холдинг S8 Capital, к которому перешли завод по производству свечей зажигания, завод по производству электроинструментов и площадка по производству котлов отопления. После завершения сделки начался процесс ребрендинга.

 

В мае было решено вывести параллельный импорт из-под двойного налогообложения. Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс, упорядочивающие интернет-торговлю внутри стран ЕАЭС. Внедрен механизм взимания НДС по принципу «страны назначения» при продаже товаров через электронные торговые площадки, что позволит устранить проблему двойного налогообложения.

Американская компания TJX Companies, развивающая в США магазины одежды T.J. Maxx и Marshalls, продала свою долю в российской сети Familia. Оставшиеся акционеры Familia решили перевести головную структуру ритейлера из Люксембурга в ОАЭ.

Японский ритейлер Uniqlo решил полностью покинуть российский рынок и предложить российским инвесторам купить договоры аренды на свои торговые места. Через месяц ритейлер разорвал со штрафными санкциями все контракты по аренде помещений, уволил весь персонал, выплатив им по 11 окладов, а менеджеров из Японии перевел в другие страны.

 

В июне провайдер платежных и финансовых сервисов Qiwi plc перевел основные российские активы под АО «Киви». Московский суд начал процедуру банкротства «Связного» по его собственному заявлению. Начало процедуры было связано с большими долгами компании – обязательства должника превышали его активы в несколько раз.

Российские активы Starbucks проданы за 500 млн рублей. Еще осенью прошлого года на смену бренду Starbucks пришел Stars Coffee, и теперь задачей новых владельцев стал возврат клиентов, которые ушли в другие кофейни.

Фото: Агеенкова А./ Retail.ru

Фото: Агеенкова А./ Retail.ru

Подразделение Decathlon в России получило одобрение со стороны контролирующих органов на продажу части магазинов, не являющихся стратегическими. За половину рыночной стоимости было выставлено на продажу четыре гипермаркета.

Wildberries начал тестировать беспилотные грузоперевозки в Подмосковье. Ежедневно один электромобиль перевозит более 50 тыс. единиц товаров, в том числе крупногабаритные вещи.

 

В июле холдинг «Гала-Центр» запустил новую сеть жестких дискаунтеров непродовольственных товаров «Пыжикофф» . Компания планирует открывать точки в ТЦ, а также в районах массивной жилищной застройки. Сеть стартовала с Подмосковья, а в 2024 году магазины «Пыжикофф» появятся в других регионах России.

Российские «дочки» глобальных производителей Danone и Carlsberg перешли во временное управление государства.

Иностранные акционеры компаний больше не смогли проводить операции со своей собственностью, так как их активы в России были заморожены. Позже стало известно, что «Данон Россия» возглавил министр сельского хозяйства Чечни Якуб Закриев, а «Балтику» – экс-президент госкорпорации «Олимпстрой» Таймураз Боллоев.

Heineken продала российские активы группе «Арнест» за 1 евро. Согласно условиям сделки, обратного выкупа бизнеса не предусмотрено. Правительство РФ ужесточило условия выхода иностранцев из российского бизнеса.

Ozon в рамках проекта «Ozon без осуждения» объявил, что до конца 2023 года примет на работу свыше 500 осужденных с мягким режимом наказания. Задача проекта – помочь осужденным получить востребованные навыки, чтобы им было проще вернуться к нормальной жизни после освобождения.

«Лента» открыла семейный ресторан «Лента fresh » с широким меню и разнообразными гастрономическими зонами: Италия, Азия и Восток, стритфуд.

«Пятёрочка» перевела 490 магазинов в Курской, Мурманской, Смоленской и Тверской областях, а также арендованный распределительный центр (РЦ) в Курске на прямые закупки атомной «зеленой» энергии «Росатома».

Мировой Barbie-бум не обошел и Россию: с 21 по 28 июля продажи Barbie и сопутствующих товаров в РФ увеличились в 1,5 раза. Хотя в мае 2022 года Mattel приостановила продажи своей продукции в России, в марте 2023 года товары компании были включены в перечень «параллельного импорта».

Об истории Barbie и о том, как Mattel удалось возродить и переосмыслить бренд, мы рассказали в статье

Barbie: возрождение знаменитого бренда

 

В августе аналитики NielsenIQ подсчитали, что по итогам I полугодия 2023 года FMCG-индустрия стабилизировалась, а еще более заметным стало постепенное оживление покупательских настроений. Этот тренд демонстрирует динамика продаж на омниканальном FMCG-рынке: в июне рост индустрии составил 8,5%, что было полностью обусловлено вкладом реального спроса (10,1%) на фоне дефляции (-1,6%).

X5 Group зарегистрировала сделку по приобретению «Виктория Балтия», которая управляет магазинами «Виктория» в Калининградской области, Москве и Московской области, магазинами «Дёшево» в Калининградской области, а также двумя распределительными центрами и гипермаркетом «Кэш» в Калининграде. 

«Детский мир» открыл в Москве первый дискаунтер «Ещё» , позиционирующийся как магазин низких цен, в ассортименте – около 4 тыс. SKU товаров повседневного спроса, в том числе продуктов питания, одежды и обуви, косметики, средств ухода за домом, аксессуаров, бытовых мелочей. При этом более 2 тыс. SKU продаются по цене ниже 99 рублей.

«Дикси» запустила программу обратного франчайзинга для открытия магазинов формата у дома под брендом «Дикси». Схема сотрудничества предусматривает полное сопровождение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, приобретающих франшизу.

Крупные ритейлеры активно внедряли инновации. Так, «Магнит» в сотрудничестве с «КамАЗом» запустил перевозки беспилотными грузовиками по трассе М-11 «Нева». Пока в автопилотируемом режиме выполняются по два рейса в сутки – из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении. X5 Group начала использовать нейросеть на кассах самообслуживания, помогающую покупателям правильно распознать и отсканировать товары.

Проблемой номер один для российских ритейлеров и производителей, по мнению INFOLine, стала острая нехватка персонала.

Вместо ожидаемого роста безработицы на рынке наблюдается массовый отток рабочей силы за рубеж и на военную службу по контракту, мигранты, поддерживающие деятельность многих предприятий в России, не спешат приезжать в страну, учитывая текущий курс валют. По данным HeadHunter, средние зарплаты на вакансиях выросли на 38%, работодателям надо готовиться к росту HR-бюджетов. Также в сфере найма появился новый термин – «полосатые воротнички». По аналогии с белыми и синими воротничками (работниками офисов и производств) так называют заключенных. По плану правительства, в 2024 году в коммерческих организациях будут работать уже 80 тысяч заключенных.

 

В сентябре стало известно, что Газпромбанк завершил сделку по приобретению 14 торговых центров «Мега» общей площадью более 2 млн кв. м у компании Ingka Centres, покинувшей российский рынок.

X5 Group объявила об открытии магазинов «Пятёрочка» в помещениях сети «Гроздь».

Открытия осуществляются в рамках договоренностей, согласно которым «Пятёрочка» получила права долгосрочной аренды на более чем 100 магазинов «Гроздь» в Саратове и Саратовской области.

Еще одним абсолютно новым форматом года стал грейстор, открытый «ВкусВиллом». Грейстор – это магазин, совмещенный с отдельной зоной сборки онлайн-заказов.

 

Октябрь стал рекордным месяцем поглощений.

«Магнит» приобрел 33,01% долей в уставном капитале «Самбери» с предоставлением возможности выкупа оставшихся долей в течение пяти лет. «Лента» приобрела сеть «Монетка» , в которую входят более 2,1 тыс. магазинов Урала и Западной Сибири.

Сеть жестких дискаунтеров «Чижик» вышла в Сибирь, открыв магазины в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае. Х5 Group заявила о тестировании формата малых магазинов «Около» площадью 90–150 кв. м. Корпорация «Гринн» запустила новый бренд дискаунтеров, открыв в Туле магазин низких цен «Долькин».

Легендарный гастроном «Елисеевский» решили сделать элитным фудхоллом по типу парижской Lа Grande Epicerie.

Маркетплейсы усиленно укрепляли логистику. Ozon запустил в Хабаровске фулфилмент-центр площадью 24 тыс. кв. м. Логистический хаб обеспечил размещение 12 млн товаров, обрабатывающая способность позволяет оформлять свыше 320 тысяч заказов в день.

 

В ноябре «Магнит» купил KazanExpress, чтобы запустить на его базе собственный маркетплейс под брендом «Магнит Маркет».

Forbes опубликовал рейтинг десяти самых убыточных компаний России по итогам 2022 года. На четвертом месте рейтинга оказался маркетплейс Ozon, убыток которого в последние годы составлял 56–58 млрд рублей. Шестую строчку занял обанкротившийся «Связной». На последнем месте топа-10 оказалась «Почта России» с чистым убытком в 2022 году в 31,1 млрд рублей.

Российская структура Leroy Merlin перешла под контроль компании из ОАЭ.

Новый владелец получил долю в 99,993%, оставшиеся 0,007% сохранила французская группа Adeo, в которую входит Leroy Merlin. Продажа контроля позволит обеспечить деятельность компании в стране, а также сохранить рабочие места для 45 тысяч сотрудников.

Власти увидели риски ухода «Ашана», Globus и Metro из России, поэтому Минпромторг предложил продлить еще на год действие поправок, разрешающих отечественной рознице выкупать активы зарубежных сетей.

Компания X5 Group объявила о покупке магазинов торговой сети «Амба» в Хабаровском крае.

Торговая сеть «Пятёрочка» получила права долгосрочной аренды на 71 магазин, общая торговая площадь которых составляет 49 122 кв. м.

«Магнит» приступил к тестированию формата минимаркетов у дома «Магнит рядом».  Обычные магазины сети занимают площадь 300–350 кв. м, а точки нового для ритейлера формата разместятся на площади 80–100 кв. м, ассортимент будет насчитывать 1,3–1,6 тыс. наименований.

«ВкусВилл» выкупил бренд и активы кафе «АндерСон». Ритейлер сообщил, что после покупки планирует продолжать развивать сеть «АндерСон» по франшизе и усилить позиции на рынке общественного питания.

Сбербанк купил шесть торговых центров группы ТЭН. Под управление «Сампа», дочерней компании «Сбера», перешли комплексы «Город Лефортово», «Косино парк», «Город на Рязанке», «Облака», «Л-153». Оценочная стоимость объектов превышает 20 млрд рублей.

По подсчетам аналитиков INFOLine, 2023 год стал худшим по вводу торговых центров в России за всю современную историю.

А существующие торговые центры начинают умирать, и вновь вводимые площади ТЦ не компенсируют выбывающие, которые перепрофилируют под офисы, предприятия сферы услуг и общепита. Коммерческая функция торговых центров начинает отмирать под давлением интернет-торговли.

«Яндекс Лавка» планирует открывать склады нового формата – даркмоллы, площадь которых в два-три раза больше обычных дарксторов (до 500 кв. м), ассортимент – до 6 тыс. позиций. Более 30 таких объектов уже работают в Москве, а в 2024 году первые даркмоллы откроются в Санкт-Петербурге.

Фото: Anton Watman/shutterstock

Фото: Anton Watman/shutterstock

С лета постепенно поднимались цены на мясо курицы и яйца из-за роста стоимости электричества и кормов, но в ноябре произошел скачок, на который обратили внимание и СМИ, и власти. Для стабилизации цен на яйца и мясо птицы Минсельхоз предложил ввести временный запрет на экспорт этих товаров с 1 декабря 2023 по 31 мая 2024 года. Также было предложено в 2024 году установить тарифную льготу в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов мяса кур домашних, ввозимых на территорию РФ, в объеме до 160 тыс. т. Позже правительство отменило таможенные пошлины на ввоз замороженного мяса домашних кур в объеме до 140 тыс. т с 1 января по 31 декабря 2024 года.

Логистика осталась приоритетом крупных маркетплейсов: Ozon объявил о запуске первой очереди фулфилмент-центра в Воронеже площадью 20 тыс. кв. м на 10 млн товаров. В течение трех лет площадь объекта расширится до 75 тыс. кв. м;

Wildberries продолжил укреплять логистические мощности и в этом году открыл новый логистический центр в Уральске, ставший пятым по счету центром маркетплейса на территории Казахстана. А также запланировал строительство логистического центра в Алматы, инвестиции в который составят 100 млн долл. Кроме того, компания начала подготовку к строительству логистического комплекса площадью 212 тыс. кв. м в Саратовской области, запустила строительство логоцентра площадью 150 тыс. кв. м в Воронежской области, подписала меморандум о сотрудничестве с хокимиятом Ташкентской области Республики Узбекистан на предмет строительства в Ташкентской области логистического хаба. Также объявила о построении распределительного центра в Беларуси площадью 120 тыс. кв. м и логистического комплекса в Югре на 105 тыс. кв. м и о построении еще двух логистических комплексов – в Ярославле и Хабаровском крае.

 

В декабре правительство РФ одобрило законопроект, запрещающий иностранным аналитическим компаниям исследовать российские товарные рынки. Заниматься исследованиями смогут только российские компании, в которых 80% уставного капитала юридического лица принадлежат отечественным структурам.

Продолжилась эпопея с яйцами: «Азбука Вкуса», «Верный» и «Глобус» откликнулись на просьбу регулятора ограничить наценку на куриные яйца.

Зафиксировано несколько рекордов. По данным мониторинга инвестиционных проектов INFOLine, в 2023 году установлен исторический рекорд по вводу складских объектов, что вызвано развитием интернет-торговли, а также необходимостью построения новых и более сложных логистических маршрутов, поддерживающих индустрию.

Достиг исторического рекорда товарооборот между Китаем и РФ, оцененный в 218,17 млрд долл. По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот между странами в январе-ноябре вырос на 26,7%. Экспорт из Китая в РФ за 11 месяцев увеличился на 50,2%, составив около 100,33 млрд долл. Импорт товаров и услуг из России вырос на 11,8%, до 117,84 млрд долл.

Сети «Красное&Белое» и «Бристоль» по итогам года установили абсолютный рекорд, в совокупности открыв 4,5 тысячи новых магазинов.

Об этом рассказал Иван Федяков, глава аналитической компании INFOLine, в рамках онлайн-конференции «Потребительский рынок России: ключевые вызовы 2024».

По прогнозу INFOLine, по итогам 2023 года Wildberries и Ozon по показателям GMV (без услуг) войдут в первую тройку ключевых российских ритейлеров. Лидером станет маркетплейс Wildberries, оборот которого превысит 2,5 трлн рублей. «Лидер в ритейле в нашей стране сменится по итогу 2023 года. Скорее всего, это станет Wildberries, которая своим оборотом превысит 2,5 трлн рублей и таким образом сгенерирует максимальный денежный поток на одну компанию. Ozon, скорее всего, приблизится к показателям „Магнита“ и, возможно, опередит его. По итогу года мы ожидаем, что в первой тройке лидеров нашей отрасли будут уже 2 онлайн-игрока», — сказал Иван Федяков.

К декабрю на торговых улицах Москвы открылось на 57% больше магазинов локальных брендов, чем в 2022 году.

Аналитическое управление «Финама» выделило наиболее перспективных эмитентов на российском потребительском рынке – Fix Price, «Магнит» и «Русагро».

Сеть ломбардов «Мосгорломбард» решила выйти на Московскую биржу и стала первым российским ломбардом, акции которого обращаются на бирже. Сеть управляет более чем 1900 ломбардами по всей стране.

Маркетплейс Lamoda вышел в офлайн и открыл первые магазины сети спортивных товаров Lamoda Sport.

«ВкусВилл» начал тестировать формат фруктово-овощных лавок. «Ашан» открыл виртуальный гипермаркет на основе реального объекта сети. В нем можно пройтись по отделам гипермаркета, купить продукты за внутриигровую валюту, побывать в производственных цехах, а также попробовать себя в разных профессиях.

В декабре рубль дешевел, финансовые аналитики ухудшили свой прогноз по курсу рубля по итогам 2023 года и на перспективу до 2026 года (по данным РБК).

Правительство продолжает внедрять систему прослеживаемости товаров, в рамках которой 25 декабря начались эксперименты по маркировке ветеринарных препаратов, кормов для животных и растительных масел.

Валерия Миронова, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами