Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейл 2013: точки роста. Девелопмент
В настоящий момент из 14 млн. кв. м торговой недвижимости России 4 млн. кв. м находятся в Москве, 2 млн. кв. м – в Санкт-Петербурге и 4 млн. кв. м – в других городах с населением более миллиона человек. Эти цифры нельзя назвать удовлетворяющими спрос. Даже в мегаполисах, где в большинстве случаев сосредоточены все самые масштабные и интересные проекты, существует проблема неравномерного распределения коммерческой недвижимости и ее нехватка в некоторых районах.
Региональные рынки девелоперы оценивают как пустые, незанятые, в связи с чем, проявляют к ним повышенный интерес. Выбор как самого региона, так и локации комплексов в региональных субъектах сегодня происходит более осмысленно. Эдуард Тишко, коммерческий директор «Макси Девелопмент» анализирует: «В предкризисный период девелоперы приходили в города и брали площадки, особо не оценивая состояние города. Кризис достаточно серьезно отшлифовал планы девелоперов. Сегодня мы в первую очередь должны соответствовать тенденциям розничного рынка». Девелоперские компании, идущие в регионы, ориентируются на численность населения (от 200 000 – 300 000 человек), заинтересованность сетей, показатели платежеспособности населения, наличие конкурентов и административный ресурс.
У ритейлеров также существуют определенные критерии оценки регионов и самих девелоперских проектов. «Мы со всех сторон рассматриваем регионы. Смотрим на наличие качественных торговых центров и на платежеспособность населения. Если нет торговых центров, идем в стрит-ритейл. Что касается торговых объектов, то, во-первых, главное – это расположение. Во-вторых, величина тарифных ставок и экономическая целесообразность для нас, как торговой сети. В-третьих, привлекательность данного проекта для потребителя», – озвучила обобщенные требования со стороны розничной торговли Юлия Воронкова, руководитель службы недвижимости компании «Адамас».
Сам формат торговых центров в последнее время подвергается серьезным изменениям. Сокращаются арендные площади тех ритейлеров, кто наиболее подвержен переходу из оффлайн торговли в онлайн. Это прежде всего бытовая техника, электроника и детские товары. Вырос спрос на развлечения, торговые центры становятся не только местом совершения покупок, но и местом проведения досуга. Возникает необходимость увеличивать ресторанные и развлекательные зоны.
Такой вид коммерческой недвижимости как стрит-ритейл, выделяемый девелоперами в отдельный кластер, по мнению экспертов, является более разрозненным и требующим развития сегментом. Зачастую стрит-ритейл востребован у компаний розничной торговли только потому, что в месте присутствия нет современных торговых центров с их коммуникациями и менеджментом. Иногда владельцы коммерческой недвижимости формата стрит-ритейл не готовы к сотрудничеству с сетями. Прогнозы для развития стрит-ритейла так же неоднозначны. «Безусловно, стрит-ритейл будет развиваться, но варианты могут быть разные. Мое предложение к девелоперам – скупайте помещения кварталами. Может тогда получиться сделать в России проекты мирового уровня, создать уникальные торговые улицы-коридоры», – высказал свое мнение Дмитрий Бурлов, исполнительный директор компании «Магазин Магазинов».
По прогнозам экспертов, на начало 2014 года в России в эксплуатацию будут введены еще 1, 5 млн. кв. м торговых площадей. Развитие рынка, возможно, приведет к развитию конкуренции и снижению арендных ставок, а также повлияет на появление новых форматов торговых центров. Однако сейчас уже становится очевидна обоюдная заинтересованность ритейлеров и девелоперов в совместном развитии.
Ирина Баскакова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?