Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рейтинг украинских супермаркетов по цене, удобству и ассортименту
"Деньги" вновь провели рейтинг продуктовых торговых сетей. За год, прошедший с момента проведения предыдущего исследования, в Украине вообще и в Киеве в частности появилось несколько новых сетей, и именно "новички" заняли в рейтинге "Денег" самые высокие позиции. Рейтинг "магазинов у дома"
Система исследования супермаркетов с прошлого года не изменилась. Правда, мы разделили "большие супермаркеты" и "экономные супермаркеты" на две группы. В первую вошло девять участников, во вторую -- пять. Их имена можно увидеть в таблице "Рейтингуемые супермаркеты"
Как и год назад, в будние дни в самое покупательское время -- около семи часов вечера -- по магазинам отобранных сетей прошлись корреспонденты "Денег". Они подсчитали количество товарных позиций, посмотрели на цены, поприглядывались к срокам годности продуктов, оценили удобство магазинов. За все поставили оценки, свели данные в таблицы и посчитали рейтинги.
Как пользоваться рейтингом
Позиция супермаркета в общем рейтинге способна скорее потешить самолюбие его менеджеров и владельцев. Ну, или порадовать приверженцев этого магазина. Дело в том, что оценивалось множество показателей, и эти показатели могут иметь неодинаковую значимость для разных потребителей. Кому-то важно, чтобы в магазине "все было", для кого-то одним из самых важных критериев является возможность вальяжно прогуливаться с тележкой по широким проходам и спокойно разъезжаться с другими покупателями. А кого-то интересует, в первую очередь, цена. Поэтому ориентироваться надо скорее на отдельные рейтинги: по ценам, по ассортименту и по удобству -- кому что важнее.
Как мы считали цены
Три отдельных рейтинга -- по ценам ("Самые щедрые"), по ассортименту ("Самые разнообразные") и по удобству ("Самые удобные") считались отдельно, а потом их показатели с определенными весовыми коэффициентами вошли в общий рейтинг сетей.
Подсчеты предварял поход по супермаркетам. Во всех магазинах записывались цены на одинаковый набор продуктов. В него входит около полусотни наименований и с прошлого года он не изменился. Этот большой набор разбивался на более мелкие -- отдельно считались и сравнивались цены на мясной набор, цены на рыбу, на молочные продукты, на овощи--фрукты, напитки, алкоголь, табак и бытовую химию. Увидеть, во что в различных магазинах обходятся эти наборы, а также общий набор, оцениваемый "Деньгами", можно в таблице "Самые щедрые"
Правда, сразу предупреждаем: в некоторых магазинах не было всех из оцениваемых продуктов. К примеру, в некоторых не найти определенных сортов сигарет, в некоторых не было нужных алкогольных брендов. С рыбой ситуация с прошлого года тоже, к сожалению, не улучшилась -- ее до сих пор очень мало (см. "Деньги" № 42 от 25 октября 2007 года). Цены на отсутствовавшие продукты в общую сумму не включались, но и за ассортимент в соответствующем рейтинге магазин получал меньшие баллы.
После того как цены были подсчитаны, "Деньги" оценивали удобство и понятность различных дисконтных программ. К сожалению, понятных, а главное действительно щедрых дисконтных программ у продуктовых сетей не так уж и много. Хотя, возможно, в ближайшем будущем они появятся -- на продуктах (особенно перед Новым годом) украинцы не экономят, но в январе--феврале кризис может подкорректировать и эту статью расходов. Так что сетям явно придется что-то придумывать. Пока же максимум, что они предлагают, -- 7% скидки в одном из супермаркетов с не самыми низкими ценами.
Есть, впрочем, и более затейливые, хотя и не для всех удобные предложения. К примеру, одна из сетей предлагает замысловатую дисконтную программу с набором баллов, равным количеству денег, потраченных на покупку.
Впоследствии сотая часть этих баллов возвращается в виде бонусов, на которые можно уменьшить стоимость одной покупки -- получается, что дисконтная программа дает 1% скидки. Плюс к этому участники программы получают специальные купоны, которые позволяют набрать дополнительное количество баллов (а значит, дополнительную скидку) при покупке определенных товаров. Как смогли заметить корреспонденты "Денег", некоторых покупателей такая возможность радует -- они с удовольствием показывают купоны, спрашивают, причитаются ли бонусы при покупке данного товара. Другим же возиться с купонами явно некогда, поэтому они в этой сети остаются вообще без скидок.
Разумеется, не обошлось и без любимого показателя "Денег" -- цены "большого" пакета. Сильно порадовало то, что в некоторых сетях она с прошлого года не изменилась. Хотя в целом, конечно же, выросла.
"Деньги" провели и еще один ценовой замер -- для того, чтобы сравнить цены в "больших" и "экономных" супермаркетах мы сравнили цены на одинаковый набор продуктов.
Как мы считали ассортимент и удобство
Отдельно оценивался ассортимент. Корреспонденты "Денег" внимательно подсчитывали количество наименований по шестнадцати позициям товаров. И, в общем, украинские супермаркеты разнообразием своих покупателей радуют. Хотя с рыбой по-прежнему "напряженка". В некоторых совершенно приличных магазинах ее не найти. Видимо, в следующем году "Деньги" будут удваивать баллы, полученные за рыбу. Оценить разнообразие ассортимента супермаркетов можно по таблице "Самые разнообразные".
Последним оценивалось удобство. Понятие это многогранное, поэтому "Деньги" постарались как можно четче сформулировать его критерии. В понятие "удобство" мы включили наличие: банкомата, пункта обмена валют, аптеки, парковки, места для переупаковки вещей, ячеек для хранения больших предметов, присутствие тележек, корзинок и продавцов-консультантов. Кроме того, в нынешнем году мы добавили еще два пункта, которые должны быть у каждого уважающего себя магазина: сайт и службу доставки. Покупатели становятся более требовательными, покупать хотят, не выходя из дома, и "Деньги" с радостью идут вслед за этими пожеланиями.
В тех супермаркетах, где есть пункт обмена валют, оценивался курс доллара в этом пункте. Увы, как правило, он оказывался не в пользу покупателя.
Не меньше внимания, чем всему уже описанному, корреспонденты "Денег" уделяли "чистоплотности" магазинов. Мы оценивали сроки годности на ближайших к покупателю упаковках скоропортящихся продуктов, придирчиво осматривали товар -- есть ли переклеенные этикетки с более поздними сроками, чем изначально? К чести магазинов, переклеенных этикеток мы не нашли (хотя если продукт переупакован заново, как это частенько бывает с мясом, обнаружить этот факт невозможно). Сроки хранения тоже оказались чуть побольше, чем год назад. Ну и, разумеется, корреспондентов "Денег" не могли не заинтересовать количество касс, количество работающих касс и очереди к ним. Эти показатели тоже оценивались и за них супермаркеты получали баллы. Затем все баллы суммировались с определенными весовыми коэффициентами и получался общий рейтинг по удобству, которым можно увидеть в таблице "Самые удобные".
Рейтингуемые
Перечень сетей, магазины которых исследовались
Название Адрес магазина, который посетили* «Фуршет» Ул. Старовокзальная, 23 «Велика Кишеня» Пр. Победы, 3 «Мегамаркет» Ул. Горького, 50 «Билла» Ул. Гришка, 3 Rainford Днепровская набережная, 33 «Ашан» Пр. Московский, 15-А «Еко-Маркет» Днепровская набережная, 3 «Метро» Пр. Московський, 26-В «Перекресток» Ул. Малышка, 3 «О'Кей» Пр. Генерала Ватутина, 2 «Сильпо» Переул. Карельский, 3 «Буми» Харьковское шоссе, 8 «Фора» Бульв. Труда, 2/27 «АТБ-Маркет» Ул. Шолом Алейхема, 4
* -- Мы исходим из совершенно логичного предположения, что хорошо работающая торговая сеть поддерживает одинаково высокие стандарты во всех своих магазинах.
Самые-самые
Общий рейтинг магазинов по стоимости продовольственного набора*
"Метро" 2 47,16 "Ашан" 1 49,89 "О'Кей" 4-5 50,42 "Перекресток" 1** 55,54 "АТБ-Маркет" 2** 55,61 "Фора" 5** 57,31 "Велика Кишеня" 6 58,86 Rainford 4-5 59,71 "Мегамаркет" 3 60,3 "Эко-Маркет" 4** 60,48 "Билла" 7 61,08 "Буми" 3** 61,17 "Фуршет" 8 61,37 "Сильпо" 9 61,86
* -- Состав продовольственного набора: 1 кг тушки куриной охлажденной, питьевой йогурт (0,5), сметана (350 г, 20%), Т-молоко, 1 кг яблок, 1 л апельсинового сока, 0,5 л светлого пива. В случае отсутствия товара ставилась самая высокая цена.
**-- Сети работающие в формате "магазин у дома"
Самые "суперские"
Общий рейтинг супермаркетов
Место Общий балл Цены Ассортимент Удобство
Коэффициент 0,35 0,4 0,25
"Ашан" 1 2,05 1 3 2 "Метро" 2 4,1 3 2 9 "Мегамаркет" 3 4,3 7 4 1 Rainford 4--5 4,7 8 1 6 "О'Кей" 4--5 4,7 2 5 8 "Велика Кишеня" 6 5,6 4 8 4 "Билла" 7 6,1 5 9 3 "Фуршет" 8 6,25 6 6 7 "Сильпо" 9 7,2 9 7 5
Рейтинг супермаркетов по удобству, по ассортименту и по ценам см. в таблице в конце статьи
ИТОГО: За год, прошедший с предыдущего исследования, цены в магазинах на некоторые товары выросли на 30--40%, дисконтных программ стало меньше, зато сроки годности продуктов на полках слегка увеличились.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?