Декоративное изображение
11 915

Поделиться

Рецепт из госбюджета

Треть госзаказа на десятерых

Фото: EPA
Фото: EPA
Государство потратило 719 млрд руб. (более $20 млрд) на закупки фармацевтической продукции в течение трех лет – с 2011-го по 2013-й. Госзаказы (всего – 677,13 тыс. контрактов) получили 14,487 тыс. компаний, при этом более трети госзаказа (37,1% в рублях) поделили между собой десять частных организаций.

Такие выводы содержатся в исследовании Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина и НП «Информационная культура» в рамках проекта «ГосЗатраты». Авторы исследования учитывали все контракты, зафиксированные на сайте госзакупок с 2011 по 2013 год включительно по кодам классификации 2423XXX – «фармацевтическая продукция».

Трехлетний объем заказов распределялся по годам более-менее равномерно, то есть годовой объем может быть близок к 240 млрд руб. (около $8 млрд), сообщил РБК один из авторов исследования, директор «Информационной культуры» Иван Бегтин.

По подсчетам DSM Group, одного из главных фарманалитиков, по итогам 2013 года весь фармрынок в России составил 1,045 трлн руб., из которых приблизительно 75% пришлось на импортную продукцию, еще 25% – на товары отечественных предприятий или российских «дочек» иностранных холдингов (локализованные товары). По версии DSM Group, годовой объем госзаказа оказался выше, чем у «ГосЗатрат» – 266,3 млрд руб. (25,5% всего рынка), причем и в нем доминирует ввезенная из-за рубежа продукция: на нее приходится 76%.

Директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков возражает: государство – все-таки главный заказчик; на препараты, закупаемые в рамках госзаказа, приходится 40–45% всего рынка. Руководитель отраслевого отделения по фармации и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант оценивает весь фармрынок России в 800–900 млрд руб. в год, а примерный объем госзаказа – в 300 млрд руб. (30–38% рынка).

Лидеры госзакупок

Среди десяти компаний, получивших львиную долю госзаказа – почти 267 млрд руб. (37,1%, примерно $9 млрд), – с большим отрывом лидируют «Р-Фарм», «Фармстандарт» и «Фармимэкс».

«Р-Фарм» за три года удалось продать государству фармпродукции на 82 млрд руб. (11,4% всех госзаказов). Компания контролируется председателем совета директоров, 35-летним бизнесменом Алексеем Репиком, который в конце сентября был избран президентом общественной организации «Деловая Россия». Вся ее выручка за три рассматриваемых года составила 127,6 млрд руб., то есть на госпоставки пришлось 64,3%.

Компания, основанная Репиком в 2001 году, изначально занималась поставками лекарств для больниц. В 2006-м, по данным журнала «Фармэксперт», «Р-Фарм» выиграла право поставки 12% всех онкологических препаратов, более 19% средств для лечения диабета и рассеянного склероза и 22,7% – от гемофилии по госпрограмме дополнительного лекарственного обеспечения и после этого стала одним из крупнейших поставщиков лекарств для государства.

«Р-фарм» признает, что зависит от импорта: в ее выручке за 2013 год 54% занимают отечественные и локализованные препараты, остальное – импорт. «Сейчас почти 95% нашего оборота – это госзаказ, мы поставляем препараты и в Минздрав, и в бюджеты разных уровней», – рассказал РБК гендиректор «Р-Фарм» Василий Игнатьев.

По его словам, компания специализируется на специфическом ассортименте продукции, единственным покупателем которой является государство. «Но если появится другой заказчик – скажем, страховые компании или коммерческие клиники, – мы с удовольствием будем поставлять им», – уточняет Игнатьев.

Вторым по величине поставщиком фармпродукции государству является подразделение крупнейшего российского фармхолдинга «Фармстандарт», производителя арбидола: за три года он продал государству лекарства на 44,2 млрд руб. (6,1% всех госзаказов).

«Фармстандарт» был создан в 2003 году компанией «Профит-хаус», структурой Millhouse Capital, управлявшей активами Романа Абрамовича. В 2007-м компания провела IPO на Лондонской бирже и в РТС. В 2008-м Абрамович, Евгений Швидлер и Millhouse Capital Management, ранее владевшие крупными пакетами акций компании, вышли из капитала, заработав более $800 млн. Сейчас 100% «Фармстандарта» принадлежит кипрскому офшору Augment Investments Ltd, бенефициарами считаются Виктор Харитонин и Егор Кульков.

Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов заявлял «Коммерсантъ-ФМ», что эффективность арбидола так и не была доказана, хотя препарат долгое время входил в список лекарств, которые должны в обязательном порядке присутствовать во всех аптеках. В номенклатуре «Фармстандарта» больше нет арбидола, уточняет руководитель направления по работе с инвесторами и акционерами «Фармстандарта» Ирина Бахтурина.

На третьем месте по объемам полученного госзаказа – правопреемник Главного аптечного управления Минздрава СССР, компания «Фармимэкс», которая продала государству продукции на 33,8 млрд руб. (4,7% всех госзаказов). На госпоставки пришлось 91,6% ее выручки за три года (36,9 млрд руб.). Крупнейшим частным владельцем компании является семья президента «Фармимэкса» Александра Апазова, контролирующая 28,74%.

В топ-10 госпоставщиков также входят компании «Ирвин 2» (по данным СПАРК, 51% владеет Владимир Бабия, 49% – у кипрского офшора «Трейдлайн Оверсиз Лтд»), «Биотэк» (77% – у Евгении Шпигель), «Евросервис» (основные владельцы – Игорь Кузнецов и Александр Минин), «Империя-Фарма» (99% – у гибралтарского офшора «Комп Лувери Интернешнл»), «МФПДК Биотэк» (95% – у Бориса Шпигеля), «Ланцет» (единственная владелица – Марина Карасева) и «Интермедсервис» (совладельцы – Андрей Скворцов и Владимир Голубев).

У большинства поставщиков из «десятки» на госзаказы приходится больше 50% выручки, отмечает Бегтин. По его словам, в исследовании не учитываются «субконтракты» – соглашения, которые заключают их «дочки» или аффилированные с владельцами компании.

Из топ-10 крупнейших фармпоставщиков трое принадлежат офшорным компаниям, добавляет он: 16,81% госзаказов, или более 120 млрд руб., ушли в офшоры. «Этот перекос очевиден, вся крупная российская экономика сидит в офшорах», – считает директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Алексей Ульянов.

Свое дороже

Минпромторг в начале сентября представил проект постановления правительства, ограничивающий доступ на гостендеры импортным лекарствам: преимущество в торгах будет у производителей из Таможенного союза (проект подготовлен по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева). Уже сейчас российские производители пользуются преференциями на гостендерах: они могут устанавливать на торгах цену выше на 15%.

По замыслу чиновников, на отечественное производство к 2018 году должно приходиться до 90% наименований в перечне стратегически значимых лекарственных средств и списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Ранее заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой заявлял ТАСС, что о запрете на ввоз иностранных препаратов речь не идет.

Если государство ограничит участие иностранных лекарств в госзакупках, крупнейшие поставщики могут оказаться в непростой ситуации: российские препараты часто стоят дороже, чем их аналоги на Западе в розницу, утверждает Сергей Габестро, генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок. «Пусть те чиновники, которые это предлагают, поживут год только на российских лекарствах, а потом мы с ними поговорим», – категоричен он.

«Фармстандарт» производит по собственной рецептуре около 40% препаратов, еще 60% – это «локализованные наименования», возражает Бахтурина.

После принятия постановления в выигрыше окажутся иностранные производители, которые инвестировали в открытие в России своих заводов полного цикла – например, французские Servier и Sanofi, словенская KRKA, японская Takeda; а компании, чьи предприятия в России лишь переупаковывают препараты, перестанут считаться «своими», и их продукция до торгов допускаться не будет, отмечает Шипков из Ассоциации международных фармацевтических производителей.

Ирина Жаворонкова, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами