Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ресторанный рынок 2022: потери или возможности?
Ресторанный рынок в марте 2022 года просел на 10–50%, цены поставщиков выросли до 70%, но игроки пока не сдают позиций – запускают новые концепции, активно ищут аналоги импортным продуктам, обновляют меню. Некоторые решили принять участие в конкурсе мэра Москвы на замещение закрывающихся точек иностранных сетей.
Фото: nata_fler/shutterstock
Ситуация для рывка
До февральского кризиса дела у рестораторов шли неплохо. По оценке Infoline, в 2021 году рынок общественного питания вернулся на допандемийный уровень и достиг 2,65 трлн руб. (+23% к 2020 году), притом что Федеральная служба госстатистики не учитывает около 40% рынка. Восстановлению способствовал рост альтернативных форматов, таких как пекарни, заведения быстрого питания и точки при АЗС. Важным трендом развития стали коллаборации производителей продуктов питания и ритейлеров.
Светлана Силенина
«В 2022 году отрасль столкнулась с новым кризисом, – рассказывает руководитель направления «Потребительские рынки» Infoline Светлана Силенина. – Экономическая ситуация в стране принимает экстраординарный характер на фоне геополитической ситуации. По нашим ожиданиям, новый кризис негативно скажется на доходах населения и на динамике отрасли, однако снижение будет не таким драматичным, как в 2020 году. Несмотря на то что крупнейшие транснациональные компании – McDonald’s, KFC, Burger King, Starbucks, Domino's Pizza и другие – одна за другой сообщили о приостановке или ограничении деятельности в России, критических изменений в отрасли не последует. Ресторанная отрасль практически не консолидирована и достаточно сильно фрагментирована. По нашим оценкам, на долю лидера McDonald’s приходится не более 5% рынка, а на долю KFC и Burger King суммарно приходится около 4–5%. Таким образом, уход транснациональных компаний может сократить российский рынок общепита не более чем на 10%, так как часть спроса удовлетворят отечественные операторы».
Аналитики считают, что самые активные игроки не просто выживут, но и продемонстрируют качественный рост, необходимо лишь быстро адаптироваться к меняющейся ситуации и новым рискам.
«Практически сразу после ухода с рынка или приостановки работы сетей фастфуда российские рестораторы начали объявлять о создании новых брендов и сетей быстрого питания, – говорит Светлана Силенина. – В частности, об этом уже заявили Restart Vasilchuk Brothers и «Шоколадница». Кроме того, в России скоро заработают первые десять точек турецкой сети ресторанов быстрого питания Chitir Chicken».
Цены растут – выручка падает
По словам общественного уполномоченного в сфере ресторанного бизнеса, основателя «Мясо&Рыба» Сергея Миронова, в марте 2022 года выручка ресторанов верхнеценового сегмента сократилась на 50%, среднеценового – на 10–20%.
Гоша Карпенко
Уже в конце февраля поставщики подняли цены на сырье, а значит, ресторанам пришлось увеличить стоимость блюда в меню. «Отпускные цены поставщиков росли по-разному в зависимости от продукта, – рассказывает совладелец и генеральный директор Hurma Group of Companies Гоша Карпенко. – Какие-то позиции выросли на 70%, какие-то – на 50, 20, 10%. Но в целом, если взять все наши закупки по всем заведениям, цены выросли на 30–35%. По-разному увеличилась и продажная цена в разных заведениях. Мы не можем полностью переложить цену поставщика на нашего гостя, поэтому блюда в меню подорожали всего лишь на 5–10%».
По словам шеф-повара «Виновники sky» Евгения Мещерякова, отпускные цены поставщиков выросли: от 8% и выше – на отечественные рыбные продукты, на 45% – на импортные продукты, особенно подорожали все овощи и фрукты. Цены в меню на еду подросли на 10–15%, цены на алкоголь – до 35%.
Ресторатор Олег Крымасов (Rake) рассказал, что цены поставщиков в среднем выросли на 30%, в меню по большей части позиций цена не выросла, но на некоторые все-таки пришлось поднять цену на 20%.
Замещение импорта на импорт
Многие испытали на себе проблемы с поставками сырья, в первую очередь импортного, и вынуждены искать аналоги. «Сейчас некоторые продукты уходят с рынка, – говорит Гоша Карпенко. – Например, польские компании полностью перестали с нами работать. Есть американские продукты, которые тоже полностью исчезли с рынка, потому что не было больших запасов, и когда поставки прекратились, мы перестали иметь возможность их покупать. Занимаемся замещением, ищем аналоги, где-то они есть, а где-то их найти крайне трудно. Есть корейские, китайские аналоги, мы их пробуем. Пока наших запасов хватает, но мы активно занимаемся поиском».
Олег Крымасов
Но российские поставщики не всегда способны обеспечить необходимые ассортимент, объем, стабильные качество и цену. «Есть проблемы с постоянным наличием, одинаковым качеством и ценой продуктов, – говорит Олег Крымасов. – Поэтому пришлось искать альтернативы не только отечественные».
Евгений Мещеряков
«Рестораны, у которых бизнес более чем на 60% построен на импорте, перестраиваются или закрываются, – говорит Евгений Мещеряков. – У нас проблем с поставками сырья нет, потому что мы уже использовали российское сырье, и как только что-то из импорта начинало исчезать, сразу переходили на отечественные аналоги. Пришлось заменить горчицу французскую, лосось фарерский и многое другое. Но собственных производственных мощностей в России маловато, поэтому выбор отечественного продукта невелик».
Зато проблем с наличием вина нет. Остались винные запасы в ресторане Rake, к тому же поставщики продолжают исправно его отгружать. По словам Евгения Мещерякова, запасы импортного вина есть и будут, потому что виноторговые компании не приостановили поставки в Россию.
Появляются новые вина из новых стран, а вот отечественного вина в ресторане «Виновники sky» пока нет.
Конечно, цены на импортное вино нестабильны. «У поставщиков остались запасы вина еще на несколько месяцев, но они меняют цены в зависимости от колебаний валют: курс вырос – соответственно, выросла и цена, валюта откатилась обратно – они чуть-чуть тоже снизили, – говорит Гоша Карпенко. – Мы, конечно, сейчас начали больше смотреть на отечественных поставщиков, хотя их цены тоже будут подниматься в соответствии с ситуацией, потому что многие материалы, ингредиенты и оборудование у них были европейскими».
Представители ресторана «Матрешка» прокомментировали ситуацию коротко: «Мы – русский ресторан с минимальным количеством используемых импортных продуктов, которые по мере новых закупок меняем на отечественные. Цены стараемся удерживать. С вином трудностей нет. Концепция – в порядке».
С ними согласен ресторатор Максим Горячев («Кусочки», «Крендель»): «Никакого кризиса в нашей нише нет, пересматривать меню нет необходимости, все продукты есть в наличии. Единственное, пришлось поднять цены, но это сейчас повсеместное явление».
Фото: Dimaris/shutterstock
Время новых шансов
Приостановка работы транснациональных сетей фастфуда в России пока не повлияла ни на расстановку сил, ни на ассортиментное предложение оставшихся заведений.
Жизнеспособные концепции остаются в своем сегменте и не планируют копировать популярные предложения ушедших сетей.
«Мы, конечно же, не делали никаких аналогов фастфудовских бургеров и не собираемся, – рассказывает Гоша Карпенко. – В сети фастфудов нужно смотреть на средний чек – успех «Макдоналдса» и его бургеров – в самой низкой цене и стабильном понятном качестве. Там дешевый бургер стоил столько денег, за сколько ни одна компания не возьмется произвести сытную еду. Никто здесь этого повторить не может, и мы даже не пытаемся. Люди, которые ходили в «Макдоналдс», теперь ходят в KFC, потому что франшизные точки остались и работают, эти гости просто перетекли в места с похожим ценником».
««Виновники sky» не делают еду класса fastfood или junkfood, – говорит Евгений Мещеряков. – Продолжаем делать свою кухню, на которую есть определенный спрос. Мы каждые три месяца пересматриваем предложение, сезонно обновляемся, создавая новые хиты в рамках своего меню. Это и есть наша концепция».
Жизнеспособность заведения зависит от четкости позиционирования, считают в Hurma Group of Companies: более понятные и простые в исполнении концепции пользуются большей популярностью гостей. «Сейчас очень сложный период, недокрученные и не совсем понятные концепции в ближайшем будущем перестанут зарабатывать, – поясняет Гоша Карпенко. – В нашей группе есть одна такая, и мы очень внимательно наблюдаем, что с ней будет происходить, делаем много изменений внутри, и если эти меры не обеспечат нам стабильного дохода, то нужно будет полностью менять концепцию или отказаться от этой локации».
Экономический кризис должен дать новый стимул для развития фудтраков, позволяющих запустить бизнес быстро и недорого.
В Москве, возле закрытых точек «Макдоналдса», в том числе на Пушкинской площади, появились фудтраки в качестве отечественной альтернативы американскому фастфуду. Правительство РФ готово пообещать выгодные программы кредитования, субсидии и гранты малому бизнесу, развивающему мобильные точки общепита. Но в этом сегменте есть свои сложности, например, на законодательном уровне не урегулированы понятия «мобильная торговля», «мобильный торговый объект» и правила работы с ним, а значит, все зависит от решения властей на местах. Кроме того, в Москве, как считает Гоша Карпенко, фудтраки невозможно никуда поставить и развивать их – это абсолютно неблагодарное занятие, поэтому Hurma Group фудтраки запускать не планирует. « Фудтрак – это интересный бизнес, но как придаток к хорошему бренду», – считает Евгений Мещеряков.
Максим Горячев
«Формат фудтраков мне неинтересен, потому что в их работе определяющее значение имеет сезонность, – поясняет Максим Горячев. – Бизнес идет не по прогрессирующей шкале, а зигзагами: весной – вверх, к осени заканчивается, и после зимы все приходится начинать сначала. Зато в стационарном проекте бизнес идет по нарастающей, со временем заведение привлекает все больше лояльных гостей».
Еще один шанс для развития может дать получение гранта мэра Москвы на открытие точек фастфуда. В конкурсе уже участвуют многие рестораторы. Например, Hurma Group of Companies планирует получить грант на ностальгическую сетку в стиле 80-х годов прошлого века. Евгений Мещеряков поучаствует в конкурсе на грант, заявив совместный проект с совладельцем бара Dry&Wet Виталием Екименко, – бар и закусочная.
Власти Москвы проводят и другие конкурсы в поддержку общепита. Например, кафе «Кусочки» стали финалистами конкурса на самые интересные декорации фасада к 9 Мая среди ресторанов, дальше открытым голосованием будут выбраны первые три места.
Пока трудно прогнозировать, как будет развиваться рынок в 2022 году. «Переживем лето, а там посмотрим, – говорит Гоша Карпенко. – Как раз в сентябре поймем, какие продукты точно не появятся в этом году. Но до этого нужно дожить».
«Оставаться будут лучшие по лояльности, сервису и качеству заведения, – считает Олег Крымасов. – Потребитель не будет готов к существенному росту цен. Рестораторам для сохранения маржи придется искать новые способы оптимизации и максимально погружаться в вопрос оптимизации закупок».
Прогноз Максима Горячева более оптимистичный: «Рынок общепита сейчас активно развивается, если не будет никаких неожиданностей, хотя и к ним мы уже привыкли, то покажет хорошие результаты». С коллегой соглашается Евгений Мещеряков: «Ресторанный рынок – один из самых динамичных. В России этой отрасли всего лишь 25 лет. Тут поле непаханое».
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Игорь Бухаров, ФРИО: «Государство должно убрать лишние требования, и тогда выживем мы все»
Открывать, закрывать или замереть? Как сейчас развиваются российские ритейлеры?
Исследование: рынок доставки еды и продуктов питания в России
Апрель-2022: что сейчас происходит в российском ритейле?
Онлайн-продажи: ажиотажный спрос сменился затишьем
GfK: Реакция покупателя на события февраля–марта 2022, новые тренды
Рынок DIY в новой реальности: как остаться и зарабатывать?
ГК «Красный Яр»: как ритейлер реагирует на новые вызовы рынка?
Кирилл Власов, STS Logistics: «Цепочки поставок разворачиваются в противоположную сторону»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.