Декоративное изображение
268

Поделиться

Ресторан pet-friendly: вход с собаками разрешен

Тренд на pet-friendly концепции в российской ресторанной индустрии становится все более явным, хотя и находится пока на начальной стадии. Уже стало ясно, что рестораны pet-friendly получают ряд преимуществ: увеличение трафика, повышение среднего чека, создание эмоционального опыта, повышающего лояльность гостей и способствующего вирусному распространению контента в соцсетях. Некоторые рестораны, стремясь сделать хозяевам питомцев интересное предложение, вступают в коллаборации с розничными брендами товаров для животных.

Фото: PH888/Shutterstock/Fotodom

Фото: PH888/Shutterstock/Fotodom

На правах члена семьи

Еще лет десять назад в России с собакой в ресторан бы не пустили. Но по мере развития индустрии гостеприимства и приходом в нее людей, посвященных в глобальные тренды культуры pet-friendly, ситуация менялась. Согласно данным pet-friendly карты портала Petstory, в 2025 году в Москве насчитывается больше 2 тыс. pet- и dog-friendly ресторанов, кафе и кофеен.

Причин этой перемены несколько: рост числа владельцев домашних животных – уже 66% россиян, по данным ВЦИОМ за 2024 год, имеют питомцев; изменение отношения к животным как к полноценным членам семьи, что подталкивает людей искать места, где они могут провести время вместе с ними; продолжающаяся мода на небольших собак, с которыми удобнее всего посещать различные заведения.

Особенно изменение отношения к домашним питомцам стало заметным после пандемии.

«Во времена Covid-19 тенденция проявилась с новой стороны, когда животные в буквальном смысле открыли для хозяев возможность перемещения, – рассказывает Марианна Онуфриенко, эксперт Центра изучения питания и благополучия животных, доктор ветеринарных наук. – На эмоциональном уровне это способствовало укреплению связи между владельцами и собаками, увеличив значимость их фигуры в семье. А также повысило спрос на заведения, куда можно прийти с собакой, и заложило основы гуманного бизнеса, в котором концептуально заведения одинаково уважительно относятся к комфорту как гостя, так и его питомца».

Александр Мурачев, фото: «Тигрус»

Александр Мурачев, фото: «Тигрус»

«Сегодня люди все больше воспринимают питомца как члена семьи и предпочитают брать четвероногого друга с собой не только на прогулку в парк, небольшое путешествие, но и в ресторан, – отмечает Александр Мурачев, управляющий партнер ресторанного холдинга «Тигрус» (сети «Остерия Марио» и «Швили»). – В основном это, конечно, относится к владельцам собак. Последние 2–3 года мы наблюдаем и заметное изменение отношения общественных пространств, в частности ресторанов, к посетителям с питомцами. Это связано со сменой системы ценностей современного горожанина, с повышением уровня ответственности и культуры владельцев собак в целом, а также с общим ростом уровня лояльности людей к нахождению домашних животных в общественных местах».

Фото: «Ян Примус»

Яна Юнгина, фото: «Ян Примус»

«Рестораны «Ян Примус» не позиционируются как дог-френдли заведения, но мы стараемся входить в положение тех гостей, которые приходят к нам с домашними питомцами, даже если это очень большие собаки, – рассказывает Яна Юнгина, соучредитель ресторанов «Ян Примус». – Но хочется уточнить, что под «домашними питомцами» мы имеем в виду именно собак. С хорьками, к примеру, мы не будем рады гостям. Маленькие собаки – это компаньоны, они обучены вести себя в общественных местах. С такими собачками к нам приходят достаточно часто. Средние собаки, будем честны, редко бывают в наших ресторанах. Мы – пивные заведения, к нам приходят для того, чтобы неспешно поесть, выпить, по вечерам у нас звучит живая музыка (достаточно громко), и средние собаки мешают в первую очередь самим гостям. Кроме того, самой собаке у нас может быть максимально некомфортно в таких условиях. Крупные собаки – еще большая редкость, но если такая ситуация возникает, то решение принимает менеджер смены. Возможно, на нашей летней веранде в теплый период такая собака и будет чувствовать себя комфортно».

Светлана Силенина. Фото: INFOLine

«По нашим данным, количество кафе dog-friendly еще слишком незначительно в нашей стране, к тому же они часто имеют ограничения по размеру собаки и ее поведению в зале, – комментирует Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» ГК INFOLine. – В целом, pet-культура общепита в нашей стране находится еще в начальной стадии. Можно разделить направление pet-культуры в сфере общественного питания на две условные категории. В заведениях первой категории животные проживают постоянно, и посетители приходят сюда, чтобы пообщаться с ними. Как, например, в кафе «Республика кошек» в Санкт-Петербурге, открытом еще в 2021 году. Или в более экзотическом капибара-кафе Cafebara в Москве. Вторая категория – это кафе, куда можно приходить со своими питомцами. Причем эту группу можно разделить на две подгруппы, так как есть заведения, куда просто можно прийти со своей собакой, а есть где для четвероногих друзей даже проработано специальное меню».

Что касается гигиены, федеральное законодательство не запрещает ходить в рестораны с животными, ответственность за выбор концепции ложится на владельцев заведений. «Не вижу ничего опасного для здоровья гостей, если животное выглядит опрятно и подобающе себя ведет, – говорит Александр Мурачев («Тигрус»). – Безусловно, на это всегда важно обращать внимание, никто не допустит в ресторан грязных и неухоженных питомцев».

Отметка pet-friendly на входе в ресторан Osterio Mario. Фото: «Тигрус»
 

Бенефиты эмпатии

Даниэль Криночкин, фото: Metro
Даниэль Криночкин, фото: Metro

Рестораны, поддерживающие концепцию pet-friendly, получают ряд преимуществ.

«Во-первых, это увеличение трафика: владельцы животных охотно выбирают заведения, где их питомцы будут чувствовать себя комфортно, – рассказывает Даниэль Криночкин, руководитель дивизиона товаров длительного срока хранения Metro. – Во-вторых, повышение среднего чека: гости, приходящие с животными, часто заказывают дополнительные услуги, например, специальное меню для питомцев. В-третьих, создание уникального эмоционального опыта, который повышает лояльность клиентов и способствует вирусному распространению контента в социальных сетях».

«Внедрение такой концепции в систему предприятий общественного питания дает намного больше, чем можно представить на первый взгляд, – считает Марианна Онуфриенко (Центр изучения питания и благополучия животных). – Например, это и рост трафика, и увеличение среднего чека, а в конечном итоге – общей выручки. Также у заведения формируется своя аудитория, которая в том числе дает возможность проводить различные маркетинговые мероприятия по типу коллабораций с другими брендами. Во время таких встреч люди общаются, знакомятся, получают позитивные эмоции. И когда в следующий раз речь зайдет о выборе места для встречи с друзьями, предпочтение будет отдано заведению, где уже чувствуешь себя как дома – отчасти потому, что можешь приходить туда с питомцем. Об этом мы подробно рассказывали в книге «Вместе», созданной Центром изучения питания и благополучия животных».

Размер инвестиций на оснащение зоны для животных невелик и зависит от наполнения pet-предложения ресторана: одни предлагают только миску с водой, другие вводят специальное меню с лакомствами и «досугом». «В целом, это не несет каких-то больших затрат, – говорит Александр Мурачев («Тигрус»). – В нашем случае партнером по оснащению является сеть зоомагазинов «Четыре лапы», которая взяла на себя большую часть затрат».

Конечно, концепция требует дополнительной работы с командой. Это определенные шаги и алгоритмы в обслуживании, которым необходимо обучить сотрудников. Поэтому холдинг «Тигрус», например, прописывает стандарты в программе обучения и проводит тренинги.

Фото: Brian Goodman/Shutterstock/Fotodom

Фото: Brian Goodman/Shutterstock/Fotodom

Позавтракать с питомцем после утренней прогулки

Специалисты отмечают, что отношение к животным зависит от формата и концепции ресторана. «Кофейни и гастробары, пожалуй, наиболее лояльны к посетителям с собаками, – считает Марианна Онуфриенко (Центр изучения питания и благополучия животных). – Во многих из них есть летние террасы и специальное меню для собак, что повышает общий уровень комфорта владельцев с питомцами от нахождения там. Эко-рестораны тоже хорошо относятся к питомцам, так как философия заботы о природе и животных перекликается с pet-friendly культурой. Думаю, наиболее недоступными для питомцев являются рестораны премиум-класса: их атмосфера в принципе предполагает быть «закрытыми». Хотя даже тут рост популярности pet-friendly концепции привел к тому, что почти все рестораны со звездами Мишлен стали создавать внутри специальные зоны для гостей с питомцами, и тренд продолжает развиваться».

«В ресторанах формата fine dining не очень уместен питомец, все-таки это место для особого случая, – отмечает Александр Мурачев («Тигрус»). – Или в ресторанах с очень плотной посадкой, где столы стоят очень близко друг к другу. Тут питомец должен быть воспитан и незаметен: не бегать по ресторану, не ставить лапы на стол, не лаять и прочее. В основном pet-friendly настрой можно встретить в заведениях более повседневного формата – кофейнях, бистро, семейных кафе и ресторанах. Больше гостей с питомцами можно заметить в выходные дни утром или днем, особенно если ресторан расположен недалеко от какого-нибудь парка или ЖК. У многих уже вошло в привычку зайти выпить кофе или позавтракать после утренней прогулки с собакой».

Фудмолл «Центральный рынок», объединяющий 60 ресторанных корнеров, позитивно относится к гостям с животными. «Наши гости любят прогуливаться по Рождественскому бульвару со своими собаками и заходят к нам на завтрак либо обед, – рассказывает Яна Иванцова, директор по маркетингу Центрального рынка на Рождественском бульваре. – Поэтому небольшие собаки, высотой до 35 см, достаточно часто появляются на «Центральном рынке», особенно на летней веранде. Ни со стороны сотрудников, ни со стороны гостей не бывает никакого негатива. Мы любим животных, многие из нас – собачники, поэтому с улыбкой встречаем гостей с собаками. Я сама люблю проводить время со своим питомцем и поэтому хорошо понимаю желание других людей прийти в кафе с собакой».

Гости «Остерия Марио» и «Швили» относятся к чужим питомцам в основном положительно. «Мы очень редко сталкиваемся с недовольством, таких случаев буквально один на тысячу, – говорит Александр Мурачев («Тигрус»). – Также бывают ситуации, когда гость приходит с собакой очень крупной породы, и нам приходится отказывать в посещении, так как некоторые люди могут просто бояться находиться рядом, что создаст дискомфорт. К тому же у нас практически всегда среди гостей есть дети. Во всем, безусловно, должны быть свои границы».

Миска, морковка, пивной напиток

Элла Нистратова, фото: «Росинтер Ресторантс Холдинг»

Элла Нистратова, фото: «Росинтер Ресторантс Холдинг»

Свое пэт-дружелюбие рестораны высказывают по-разному, одни более сдержанно, другие – более креативно.

Например, в сетевые рестораны холдинга «Росинтер» можно приходить с питомцами, но надо соблюдать ряд правил. «Ресторан – это общественное место, и нам очень важно соблюдать баланс, чтобы, разрешая гостю находиться в ресторане в сопровождении питомца, не ущемлять права, интересы других гостей, – поясняет Элла Нистратова, старший вице-президент по маркетингу ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг». – Да, мы pet-friendly, но есть правила, которые необходимо соблюдать: поводок, намордник для собак, специальные миски и лежанки. По санитарным нормам животные не могут пользоваться посудой для гостей, и мы просим хозяев брать для них миски. Для размещения питомца на диване, стуле или кресле необходимо иметь с собой плед или переноску».

В фудмолле «Три вокзала. Депо» заявляют, что рады собакам любых размеров. Для удобства гостей подготовлены специальные бесплатные наборы для питомца, в которых есть салфетка на стул и пакетики. Эти наборы можно взять на стойке администратора. В любом корнере «Депо» питомцу дадут миску с водой.

Фото: «Тигрус»

Фото: «Тигрус»

Рестораны «Остерия Марио» и «Швили» совместно с сетью «Четыре лапы» в 2023 году запустили специальное предложение для питомцев. В него вошел специальный набор для комфортного пребывания питомца в ресторане: собачье лакомство на выбор (свежий огурец / морковка / сладкий перец), миска с водой, лежанка, игрушка и салфетки для лап. «Такая инициатива сразу получила очень хороший отклик среди гостей, поэтому было решено продлить ее на неопределенный срок, – рассказывает Александр Мурачев («Тигрус»). – Опросы гостей, воспользовавшихся этой услугой, показали, что часть из них раньше приходили в наши рестораны без своих питомцев, а часть – гости, которые пришли, потому что заинтересовались нашей позицией в отношении домашних животных».

Сеть Vasilchuki Chaihona № 1 проводит акцию в коллаборации с зоомагазином Brands4Pets. Суть акции – при заказе на определенную сумму в доставке клиент получает в подарок лакомство для питомца и промокод на скидку в зоомагазине.

Есть заведения, которые в доставке имеют «блюда для питомцев», например, такую опцию запускала «Яндекс Лавка».

В ресторанах Frank by Баста есть собачье меню: премиальные консервы, Dog box (консервы + «вкусняшка» + игрушка), пивной напиток для собак в объеме 330 мл.

«Мы не кормим у себя животных, – говорит Яна Юнгина («Ян Примус»). – Да, мы принесем одноразовую миску с водой, можем приготовить что-то из меню ресторана без специй для собак, и тоже подадим это в одноразовой посуде. Если гость придет с собакой-поводырем, то, бесспорно, все ограничения снимутся, так как это не просто питомец. Но таких случаев у нас пока не было».

В 2025 году на веранде площадки «Центральный рынок» будет выделена специальная зона для животных – миски с питьевой водой, чтобы в жаркую погоду собаки могли комфортно себя чувствовать.

«Периодически у нас проводятся различные активности, посвященные четвероногим друзьям. В теплое время также запланированы развлечения для наших гостей и их питомцев, – рассказывает Яна Иванцова («Центральный рынок»). – Специального меню для животных на «Центральном рынке» нет, но на практике гость может попросить у работников корнера приготовить блюдо специально для питомца с учетом каких-то ограничений, например, убрать приправы, соль. У нас все с пониманием относятся к подобным просьбам».

В сети Metro категория товаров для животных выросла на 17%, при этом самый активный рост показывают корма, особенно категория лакомств. Динамично растет категория игрушек для животных, в том числе мягких: некоторые позиции показывают прирост в 57%. «Мы действительно фиксируем, что все больше наших клиентов – ресторанов, кафе – становятся pet-friendly, – рассказывает Даниэль Криночкин (Metro). – Поэтому в нашем ассортименте представлена не только ресторанная посуда, но и специализированные корма для животных. Наблюдается растущий спрос на премиальную продукцию, и поэтому мы продолжаем расширять предложение в этой категории. Популяризируя этот тренд, вместе с партнерами сняли специальный видеоурок для нашей Академии устойчивого развития, в котором как раз обсуждаем, как заведению стать pet-friendly. В 2024 году увеличили ассортимент кормов для животных, добавив 47 SKU, и сейчас он составляет 546 SKU. Особое внимание уделяется премиальным брендам, показывающим наибольший прирост продаж. До августа 2025 года планируем расширить ассортимент еще на 50 SKU».

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Константин Петров, «Татспиртпром»: «Главные проблемы мерчандайзинга – отсутствие полевого персонала и эффективного управления»

О плюсах и минусах мерчандайзинга на аутсорсинге, нюансах совместного управления мерчандайзерами.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами