Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Реален ли рост онлайн-ритейла на 40% в 2021 году?
По прогнозу Минпромторга, рост оборота онлайн-ритейла составит 40% по итогам 2021 года. Мы попросили логистические компании оценить собственные результаты работы. Насколько они близки к этому прогнозу? А заодно подвести предварительные итоги новогодних распродаж и рассказать, оправдались ли опасения недопоставок в связи с проблемами на мировом логистическом рынке.
Фото: New Africa/shutterstock
«Самый высокий рост продаж по итогам года наблюдается на маркетплейсах – порядка 37%»
Екатерина Анциферова, директор по продажам Hermes Russia
«По оценкам нашей компании, рост оборота онлайн-торговли по итогам года составит около 30%. Самый высокий рост продаж наблюдается на маркетплейсах – порядка 37%, а также в отдельных интернет-магазинах, торгующих в сегментах fashion – на 34%, товаров для дома – на 20%, бытовой техники – на 16%.
Что касается новогоднего периода, по нашим прогнозам, в декабре по сравнению с ноябрем объемы продаж увеличатся примерно на 18–20%. Этот показатель учитывает снижение активности покупателей начиная с 29 декабря в 1,5–2 раза по отношению к остальным дням месяца. Такую тенденцию мы наблюдаем уже в течение 2–3 лет.
На протяжении последних месяцев наблюдается дефицит на определенные категории товаров, например, новинки электроники. При этом общего дефицита продукции на рынке давно нет. Предположу, что и накануне праздников все желающие смогут порадовать себя шопингом в условиях широкого выбора.
В то же время наша отрасль всегда готова к ряду проблем, связанных с доставкой товаров из интернет-магазинов. Это возможные повреждения транспортных упаковок в условиях увеличенного объема посылок, задержки сроков ввиду погодных условий и общего дефицита рабочей силы на логистическом рынке в последние 6–8 месяцев. Определенные сбои в доставке мы наблюдаем в предновогодний период ежегодно. Однако в последние 1–2 года курьерские компании научились готовиться к горячему сезону, увеличивая площади складов и численность персонала».
«Рынок электронной коммерции вырастет не более чем на 32% за 2021 год»
Наталья Жукова, руководитель отдела маркетинга RedExpress
«Ориентируясь на данные нашей компании и расчеты коллег из Data Insight, могу сказать, что по итогам года рынок электронной коммерции вырастет не более чем на 32%.
Что касается праздников, еще пару лет назад можно было легко отследить момент наступления пиковой нагрузки и рост числа заказов, связанных с Новым годом.
Сейчас в силу того, что еще в ноябре стартуют массовые распродажи и количество заказов увеличивается, канун Нового года уже не кажется главной причиной повышенных онлайн-продаж. В целом за ноябрь и декабрь число заказов вырастает в полтора-два раза по сравнению с сентябрем и октябрем, но не по всем товарным категориям.
Так, в нашей компании наиболее активно растет сегмент парфюмерии и косметики (+38%) – косметические наборы остаются самыми популярными подарками для женщин; одежда (+30%); электроника (+29%) и спортивные товары (+21%) – в данной группе лидируют товары для зимних видов спорта и развлечений.
Сложности с нехваткой транспорта начинаются после 20 декабря, это не позволяет доставлять товары так же оперативно, как в обычное время.
Кроме высокой нагрузки роль играют и погодные условия. Мы предупреждаем наших клиентов о возможном увеличении сроков доставки. При условии, что для конечного покупателя она бесплатна, этот фактор не является негативным. Бесплатная доставка – ключевой критерий при выборе онлайн-магазина для покупателя. Это подтверждают и наш опыт, и данные последнего исследования компании Deloitte. Из 1600 респондентов 60% опрошенных готовы ждать заказ более двух дней, если она остается бесплатной.
Сложности с доставкой импортных товаров в предновогодний период – это неизбежная обыденность. Сказываются не только российские праздники, но и Рождество в Европе. Цены на перевозку из ЕС в преддверии этого дня растут в разы. При этом спрос не падает, продавцы хотят поставить товары и продать их до Нового года, поэтому увеличиваются очереди на погранпереходах.
Сохраняется ситуация с ростом цен на товары, связанным с проблемами поставок как самих товаров, так и комплектующих к ним или сырья. Например, стоимость смартфонов 2021 года выпуска на 35% выше запланированной. В новогодний период эта ситуация может быть выгодна дистрибьюторам. В таких условиях есть возможность продавать все и за любые деньги, если товары есть в наличии».
«Репетицией к высокому сезону была Черная пятница в ноябре»
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России
«Рост объемов онлайн-торговли в данный момент превалирует над офлайн, поскольку из-за ограничений, связанных с Covid-19, люди стали реже выбираться за покупками в классические магазины. Так что прогноз Минпромторга о росте оборота онлайн-ритейла на 40% по итогам года вполне обоснован.
Если говорить о праздничном предновогоднем периоде, мы ожидаем рост как минимум на 30–40% относительно обычных месяцев. Хорошей подготовкой к высокому сезону стала «Черная пятница» в ноябре, поэтому мы знаем, к чему готовиться.
Сегодня около 90% товаров уже доставлены по месту назначения, и ритейл реализует их из стока. Таким образом поставки большинства товаров не затронуты срывами в глобальных цепочках. Что касается позиций, которые сейчас отсутствуют в магазинах, то, с большой долей вероятности, они будут в наличии уже после праздников.
Другая сторона медали – это работа курьеров и курьерских служб. На последней миле сейчас «горячий сезон», который продлится до 31 декабря включительно».
«Показатели оборота онлайн-торговли по итогам 2021 года могут вырасти на 40%»
Денис Гладкий, директор по электронной коммерции FM Logistic в России
«По сравнению с регулярными ежедневными объемами отгрузок компании мы ожидаем увеличения количества заказов на 30%. А в целом показатели оборота онлайн-торговли по итогам 2021 года могут вырасти на 40%.
Что касается предновогоднего ажиотажа, по нашему опыту, возрастает спрос на косметику и парфюмерию, продовольственные товары, а также на ювелирные украшения. Мы ожидаем роста объемов заказов в этих категориях от двух до четырех раз».
«Курьеры задерживаются максимум на 1–2 суток. Риск недоставки из Китая и Европы наиболее актуален для юридических лиц»
Владимир Серебряков, генеральный директор Gebrüder Weiss в России
«Предновогодний ажиотаж, карантинные меры и испортившаяся погода вызовут нарастающую перегрузку сетей курьерской доставки во всех крупных городах. По опыту прошлых лет можно говорить о возможных задержках в 1–2 суток. Поэтому крайне актуальным в этом году становится совет – не откладывайте покупку подарков на последний день.
Риски недоставки товаров в срок, безусловно, существуют как на китайском, так и на европейском направлениях. Наиболее остро проблема стоит для юридических лиц-импортеров, ожидающих прибытия грузов из Поднебесной.
Карантинные ограничения, многократный рост нагрузки на незакрытые порты и пограничные переходы, нехватка контейнеров приводят к значительным задержкам, доходящим порой до 2,5 месяцев.
На европейском направлении задержки, обусловленные миграционным кризисом на белорусско-польской границе, не столь значительны и могут составлять до двух недель. Дополнительным фактором является нехватка международных разрешений на въезд грузового транспорта, которая в этом году ощущается особенно остро.
В меньшей степени риску недоставки в срок подвержены индивидуальные заказы, сделанные физическими лицами в зарубежных интернет-магазинах. Дело в том, что доставка подавляющего большинства таких посылок производится почтовыми службами, имеющими приоритет в международном сообщении, что обеспечивает в кризисных условиях приемлемую скорость доставки».
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?