Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
5 456

Поделиться

Разрешительный порядок продажи товаров, подлежащих маркировке

С 1 апреля 2024 года для организаций розничной торговли и заведений общественного питания вводится разрешительный порядок продажи маркированной продукции. Портал «Бух.1С» рассказал, как работает разрешительный порядок продажи маркированной продукции и какие штрафы последуют за его нарушение.

Источник: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Как работает разрешительный порядок продажи

Система обязательной маркировки продукции с начала своего внедрения предполагала введение в перспективе абсолютного запрета на оборот и реализацию немаркированных товаров, подлежащих маркировке. Такой запрет сейчас и вводится поэтапно. Участникам оборота маркированных товаров предоставляется так называемый «переходный» период, в течение которого они могут реализовывать немаркированные остатки продукции, в отношении которой была введена обязательная маркировка.

Продолжительность переходного периода зависит от категории продукции, подлежащей маркировке. Например, продавать немаркированную одежду сейчас разрешается до 31 марта 2024 года включительно (постановление Правительства РФ от 31.12. 2019 №1956), а остатков немаркированных ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней – до 31 августа 2024 года включительно (постановление Правительства РФ от 26.02.2021 №270).

По истечении переходного периода продавцам запрещается продавать немаркированные товары под угрозой привлечения к административной ответственности. При этом в целях реализации такого запрета для продавцов вводятся специальные правила продажи маркированных товаров, в отношении которых был введен запрет на реализацию без нанесенных на них средств маркировки. Такие правила как раз и устанавливает разрешительный порядок продажи маркированных товаров.

Разрешительный порядок продажи маркированных товаров – это порядок розничной реализации товаров, при котором продажа продукции сопровождается обязательной проверкой нанесенной на товар маркировки на предмет ее соответствия установленным законодательным требованиям и запретам. Правила реализации разрешительного режима продажи маркированных товаров установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 №1944.

В рамках разрешительного режима маркированный товар перед его продажей конечному покупателю сканируется на кассе, и сведения о нанесенной на него маркировке через онлайн-кассу передаются в информационную систему маркировки «Честный знак».

Получив от продавца сведения о нанесенном на товар коде маркировки, «Честный знак» проверяет легитимность данного кода и направляет продавцу через онлайн-кассу информацию о том, соответствует ли спорный код маркировки законным требованиям или нет (п.4 Правил).

Если код маркировки легитимен, продавец получает «добро» на реализацию соответствующего товара. Если же система маркировки не находит в свой базе данных информацию о пробиваемом коде маркировки либо же обнаруживает какие-либо другие нарушения правил маркировки, «Честный знак» сигнализирует об этом продавцу, и спорный товар «отбраковывается». Реализации такой товар не подлежит, о чем продавец должен сообщить покупателю с объяснением причин невозможности совершения продажи.

Все перечисленные проверочные действия производятся моментально и не занимают много времени. Общее время проверки составит порядка полутора секунд.

Проверке подлежит каждый код, нанесенный на потребительскую упаковку товара. Причем проверка проводится сразу по нескольким направлениям: система контролирует не только наличие или отсутствие проверяемого кода в системе маркировки, но и проверяет маркированный товар на соблюдение ряда других обязательных требований.

В частности, система проверит, сообщил ли производитель в «Честный знак» о введении маркированного товара в оборот, не выведен ли товар из оборота, не истекли ли сроки его годности, соответствует ли стоимость товара минимальным или максимальным ценам реализации и т. д.

Несоблюдение даже одного из перечисленных требований повлечет невозможность продажи маркированного товара (п.6 Правил). Онлайн-касса попросту заблокирует реализацию такого товара.

Разрешительный режим продажи маркированных товаров будет вводиться поэтапно и первоначально затронет только часть продукции, которая в настоящее время подлежит обязательной маркировке.

Первый этап реализации режима продажи маркированных товаров стартует уже с 1 апреля 2024 года. На этом этапе контролю подвергнутся продаваемые в магазинах и заведениях общепита табачные изделия, а также пиво и слабоалкогольные напитки в кегах. Позже данный режим распространят и на другую маркированную продукцию.

Сроки введения разрешительного порядка продажи

Перечень продукции, подпадающей под разрешительный режим реализации, и сроки внедрения данного режима регламентированы постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 №1944. Предусмотрены следующие сроки внедрения разрешительного режима продажи маркированных товаров:

  • 1 апреля 2024 года – сигареты и прочие табачные изделия, а также пиво и слабоалкогольные напитки в кегах;

  • 1 мая 2024 года – упакованная вода и молочная продукция, реализуемая через крупные торговые сети;

  • 1 сентября 2024 года – упакованная вода и молочная продукция, реализуемая через все торговые объекты без исключения;

  • 1 ноября 2024 года – пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской таре; парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, кожные антисептики, биологически-активные добавки (БАДы); шины, фотоаппараты, обувные товары, одежда, а также духи и туалетная вода;

  • 5 февраля 2025 года – безалкогольные напитки, в том числе с соком, упакованные в стеклянную или полимерную потребительские упаковки, за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье;

  • 1 марта 2025 года - медицинские изделия и кресла-коляски;

  • 1 июня 2025 года – любые безалкогольные напитки в любой таре и упаковке.

На кого не распространяется новый режим продажи маркированных товаров

К числу организаций и ИП, на которые не распространяется разрешительный режим продажи маркированной продукции, относятся (п.3 Правил):

  • компании, применяющие ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационной системы мониторинга в электронной форме (например, в отдаленных местностях, где отсутствует интернет);

  • компании, осуществляющие торговлю мороженым в киосках, а также торговлю в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

  • компании, которые не являются участниками оборота товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка;

  • заведения общественного питания, которые при розничной продаже маркированных товаров указывают в чеке не код маркировки, а код товара, входящий в состав кода идентификации (GTIN).

Кроме того, разрешительный режим не распространяется на продажу маркированных товаров через торговые автоматы, а также на их продажу по образцам или дистанционным способом при отгрузке маркированного товара со склада хранения для доставки потребителю с одновременной подачей в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товара.

Все прочие организации и ИП обязаны соблюдать режим продажи маркированной продукции и в случае необходимости должны отказаться от реализации маркированных товаров, у которых коды маркировки не прошли проверку.

Случаи запрета продажи маркированных товаров

Если при проверке товара на кассе продавцу придет уведомление от «Честного знака» о нарушении тех или иных требований обязательной маркировки, дальнейшая реализация такого товара прекращается. Продавать маркированный товар нельзя будет в любом из перечисленных ниже случаев (п.6 Правил):

  • в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, отсутствуют сведения о проверяемом коде маркировки;

  • товар по статусу кода идентификации в информационной системе мониторинга ранее уже был выведен из оборота (например, продан или утилизирован);

  • товар по статусу кода идентификации в информационной системе мониторинга был запрещен к реализации по решению уполномоченного органа (например, при поступлении на рынок бракованной партии товара);

  • в информационной системе мониторинга «Честный знак» отсутствуют сведения о вводе товара в оборот;

  • продажа товара по цене ниже или выше максимальной розничной цены;

  • срок годности товара (при наличии такового) истек;

  • код маркировки товара не прошел проверку на подлинность.

Если продавец осуществит продажу маркированного товара при наличии любого из перечисленных нарушений (или их совокупности), его привлекут к ответственности.

Штрафы за нарушение разрешительного порядка продаж «маркировки»

Продажа товара, код маркировки которого не был найден в системе мониторинга «Честный знак», либо товара, выведенного из оборота, повлечет наложение на торгующую организацию штрафа по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ за реализацию товаров без маркировки. Данная норма предусматривает штрафы в размере:

  • от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией продукции – для ИП и должностных лиц организаций;

  • от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции – для организаций.

Те же самые нарушения, совершенные в отношении продажи алкогольной и табачной продукции, повлечет наложение штрафов в размере (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ):

  • от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией продукции - для ИП и должностных лиц организаций;

  • от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией продукции – для организаций.

Завышение цен на табачную продукцию будет квалифицировано в качестве административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ. Эта норма предусматривает следующие штрафы:

  • 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц организаций (для последних в качестве альтернативы штрафу могут применить дисквалификацию сроком до 3 лет);

  • двукратный размер излишне полученной выручки от реализации продукции вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Занижение цен на алкогольную продукцию повлечет штрафы по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Штрафы назначат в размере:

  • 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц организаций (для последних в качестве альтернативы штрафу могут применить дисквалификацию сроком до 3 лет);

  • 100 000 рублей – для организаций.

Кроме того, за занижение минимальной цены на алкоголь у компании могут аннулировать лицензию на оборот алкогольной продукции.

За реализацию товаров с поддельными кодами маркировки последует уже уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ. Эта норма предусматривает такие виды наказания, как:

  • штраф в размере до 300 000 рублей;

  • принудительные работы на срок до 3 лет;

  • лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей.

Buh.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами