Декоративное изображение
7 417

Поделиться

Работа в розницу

17 марта работники торговли отметили свой профессиональный праздник. Эта отрасль – один из главных поставщиков рабочих мест в нашей стране. Здесь нужны и высококвалифицированные специалисты, и люди без какого бы то ни было образования и опыта. Болезнь роста
Кассир в магазине - востребованная профессия
Кассир в магазине - востребованная профессия
Кадровый вопрос для розничной торговли – один из самых острых. Отрасль развивается очень динамично, постоянно открываются новые магазины, в которые регулярно требуется персонал.
Руководитель группы консультантов по подбору персонала направления «Розница и гостеприимство» компании «АНКОР Бизнес решения» Елена ТУБАШОВА:
«Как российские, так и западные компании продолжают укреплять свои позиции на рынке, открывая всё новые представительства, которые развиваются уже самостоятельно, а не как прежде – по франчайзингу. Те розничные компании, которые уже успешно заявили о себе на рынке, расширяют свою географию присутствия, открывая свои представительства в регионах, а также осваивая новые территории. Выход на рынок новых игроков и расширение розничных сетей способствовали увеличению потребности в линейном персонале». Для соискателей это – хорошая новость. Ведь в крупных сетевых компаниях работать выгоднее всего. А вот перед работодателями встаёт непростая задача: как набрать достаточно персонала, а потом заставить его хорошо работать. Когда открывается большой новый магазин, сотрудников нанимают «пачками», об опыте работы речь идёт только при приёме на высококвалифицированные позиции. Для многих соискателей это первая работа в жизни. Ведь на должности продавца, кассира, упаковщика, рядового сотрудника на складе не требуется высшего образования, специального обучения или особой квалификации. Отсюда высокая текучесть кадров, недобросовестная работа, опоздания и прогулы. Впрочем, снижение качества персонала – это общая тенденция для современного рынка труда. Большинство компаний, опрошенных PwC, отмечает инертность и низкую квалификацию кандидатов и незнание иностранных языков. Однако среди сотрудников достаточно и тех, кто понимает: карьеру в сфере торговли можно сделать очень быстро – было бы желание. Об этом JOB.RU подробно писал в статье «Искусство продавать». Конечно, перспектив карьерного роста в маленьком магазине на порядок меньше, чем в гипермаркете, где сотрудник имеет целый ассортимент вариантов для развития. Но даже опыт работы в палатке возле дома – это уже первая ступенька для карьеры, которую впоследствии можно будет сделать в магазине побольше. Но вернёмся к проблемам работодателей. Ещё одна дилемма, перед которой оказывается грамотный управляющий, – как обеспечить качественную работу при минимальных затратах. Ведь поток покупателей распределяется очень неравномерно, как в течение недели (утром в будние дни магазин может быть полупустым, а по вечерам, в выходные и праздники – ломиться от народа), так и в течение года (чего стоит только пик продаж в праздники и послепраздничное затишье). Что делать? Не будешь же постоянно держать раздутый штат сотрудников – это невыгодно. «У нас эту задачу решают, нанимая сотрудников на неполный рабочий день, – рассказывает кассир супермаркета Елена ВОЛКОВА. – Проблема в том, что эти люди никак не мотивированы, они не ориентированы на карьерный рост, поэтому частенько работают спустя рукава». Требования не меняются Поэтому, в основном, руководители предпочитают нанимать линейный персонал на сменную работу, а в пиковый «сезон» приглашать сотрудников на временной основе.
Линейный торговый персонал
Линейный торговый персонал
Несмотря на то что набирать качественный персонал с каждым годом становится всё труднее, требования, предъявляемые к кандидатам, не меняются. Как отмечают специалисты кадровых агентств, всё так же ценятся профессиональный опыт кандидата и его навыки; одним из обязательных требований на большинство престижных позиций осталось высшее образование, однако специализация сотрудника при этом не имеет особого значения. По словам Елены Тубашовой, большое значение уделяется личностным качествам соискателя. «Кандидат на начальные и средние позиции в сфере продаж, помимо традиционных коммуникативных способностей, должен быть клиентоориентированным, активным и нацеленным на результат. Руководитель, помимо соответствующего опыта работы,  должен обладать хорошими аналитическими и  управленческими навыками», – подчёркивает специалист «АНКОР Бизнес Решения». Цена вопроса По словам Елены Тубашовой, уровень оплаты труда в рознице очень сильно зависит от сегмента рынка, а также от требований к соискателям, претендующим на вакансию. «Средний уровень дохода продавца продуктов питания составляет порядка 23 тыс. рублей gross, в то время как минимальный уровень дохода продавца-консультанта в премиум-сегменте равен примерно 30-33 тыс. рублей gross, – рассказывает специалист «АНКОР Бизнес Решения». – В зависимости от зоны ответственности менеджер среднего звена может получать примерно от 38 до 63 тыс. рублей gross. Управляющие в крупных компаниях в сфере розничных продаж могу рассчитывать на зарплату от 70 тыс. рублей gross». Специалист по исследованиям рынка труда рекрутингового агентства Adecco Group Russia Ольга КОСТЫЛЕВА  добавляет: «Как правило, заработные платы в сфере розничной торговли состоят из небольшого оклада и бонусов в зависимости от продаж». По данным специалиста Adecco, продавцы-консультанты в среднем получают 25 тыс. рублей, продавцы-кассиры – 27 тыс. рублей, старшие продавцы – 28 тыс. рублей, товароведы – 32 тыс. рублей, директора магазинов – 80 тыс. рублей. Интересно, что зарплата специалистов, занимающихся погрузкой-разгрузкой, уступает только менеджерской. Причём для того, чтобы неплохо зарабатывать, физическая сила не всегда нужна. Например, на сайте JOB.RU работодатели предлагают вакансии водителя погрузчика с окладом от 28 до 35 тыс. рублей. Простой же грузчик может претендовать на оклад от 18 до 48 тыс. рублей. Несмотря на это, граждане России в грузчики идут неохотно, поэтому большинство вакансий занимают мигранты, как правило, из республик бывшего СССР. Уровень зарплат в отрасли растёт стабильно, но незначительно. По данным кадровых агентств, увеличение по сравнению с прошлым годом уложилось в рамки инфляции. Система мотивации Главный двигатель торговли – это мотивация. Никто не будет стараться продать больше, сидя на фиксированной зарплате. Поэтому в торговле, в том числе розничной, работодатели предлагают различные схемы оплаты труда, завязанные на результат работы каждого конкретного сотрудника. «Например, для продавцов-консультантов получение бонусов чаще всего зависит от выполнения плана продаж, а начисления происходят ежемесячно или ежеквартально, тогда как у топ-менеджмента бонусная система предполагает ежеквартальное, либо ежегодное бонусирование, которое также зависит от выполнения плановых показателей», – подчёркивает специалист «АНКОР Бизнес Решения». Помимо денежного, существуют и другие виды стимулирования. Ольга Костылева приводит следующие данные: «По данным Обзора заработных плат, компенсаций и льгот за вторую половину 2012 года, 56% компаний сферы розничной торговли предоставляют своим сотрудникам ДМС, 57% компаний компенсируют расходы на питание полностью или частично, 78% предоставляют возможность приобретения товаров компании со значительной скидкой.  89% компаний проводят конкурсы на звание «лучший» с призовым фондом или без него». Рынок розничной торговли – один из самых перспективных с точки зрения трудоустройства. Однако россияне не спешат занимать вакантные места. Уже сейчас работодатели жалуются на нехватку местных кадров. Неслучайно Минтруд решил предоставить банк вакансий Ассоциации компаний розничной торговли службам занятости в регионах – это порядка 100 тыс. вакансий. Но одними иногородними дело не обходится. Многие магазины готовы принимать на работу граждан других стран – благо начиная с этого года на предприятиях торговли могут работать до 25% иностранцев. Впрочем, уже в ближайшее время этот кадровый источник могут перекрыть. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий полный запрет на работу иностранцев в розничной торговле.   Екатерина СУХОРУЧЕНКОВА, JOB.RU
Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами