В «1С:Лектории» регулярно проводятся лекции по вопросам маркировки различных товаров, поддержке в «1С» с участием представителей ЦРПТ и экспертов 1С. В частности, состоялась лекция «Маркировка, практика применения, использование ЭДО при работе с маркированными товарами». Подробнее см. в «1С:ИТС». Актуальное расписание мероприятий также см. на сайте «1С:ИТС».
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Работа с маркировкой молочной продукции и упакованной воды в «1С»
В этой статье рассматривается методика и особенности учета молочной продукции и упакованной воды, отражение в информационной системе маркировки и прослеживания движения товаров (ИС МП «Честный знак») и в программах «1С».
Подготовка к работе и настройка программ «1С»
Сроки перехода на обязательную маркировку молочной продукции Правительство РФ определило в Распоряжении от 15.12.2020 № 3322-р. Так, для сыров, мороженого и пищевого льда (с содержанием какао или без него) определен срок введения обязательной маркировки 01.06.2021 г. В отношении иной молочной продукции со сроком хранения более 40 суток установлен срок 01.09.2021 г.; со сроком хранения до 40 суток – 01.12.2021 г.
Не нужно маркировать молочные продукты массой нетто 30 г и менее; молочную продукцию, упакованную непромышленным способом в организациях розничной торговли, детское питание для детей до трех лет, а также специализированное диетическое лечебное и профилактическое питание.
Эксперимент по маркировке средствами идентификации упакованной воды (включая природную или искусственную минеральную, газированную, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 № 348 проводится на территории РФ с 01.04.2020 по 01.03.2021 г. По результатам эксперимента должно быть принято решение о введении обязательной маркировки для этого вида продукции.
Общие принципы работы со всеми маркируемыми товарными группами едины. Для читателей, уже знакомых, например, с маркировкой шин, эти общие принципы уже известны, однако в случае указанных групп имеются некоторые особенности.
В составе групп маркируемых товаров выделяются в том числе следующие категории товаров:
-
молоко и молочная продукция;
-
молоко и молочная продукция (без отражения в Государственной информационной системе в области ветеринарии (ВетИС));
-
упакованная вода.
Бесплатно получать коды маркировки и ввести в оборот молочную продукцию производители и импортеры могут уже с 20.01.2021 г. С 01.12.2021 г. становится обязательным указание кодов маркировки в чеках при розничной продаже указанной продукции.
Главная особенность учета молока и определенных видов молочной продукции – это необходимость одновременного отражения сведений в ИС МП «Честный знак» и в ФГИС «Меркурий» (которая входит в состав ВетИС). Участники оборота такой продукции, скорее всего, уже ведут оборот с ВетИС.
Все участники оборота маркируемой продукции должны быть зарегистрированы в ИС МП (см. честныйзнак.рф). Для регистрации необходим сертификат электронной подписи (ЭП). Инструкция по подключению опубликована на указанном сайте. Для отражения движения маркируемой продукции между участниками оборота необходимо также подключение к оператору электронного документооборота (ЭДО).
Создать учетную запись ЭДО можно через карточку организации: меню ЭДО – Подключить организацию. Добавить или выпустить новый сертификат можно в мастере создания учетной записи.
В программе в разделе НСИ и администрирование – Администрирование – Интеграция с ИС МП необходимо установить функциональной опцию «Вести учет маркируемых товаров» и выбрать необходимые товарные категории. Для эмиссии кодов маркировки необходимо по ссылке «Параметры подключения к СУЗ» указать параметры СУЗ: OMS ID, токен, адрес и порт, которые можно посмотреть в личном кабинете на сайте честныйзнак.рф в разделе станции управления заказами.
По ссылке «Настройка сканирования кодов маркировки» можно включить предварительный контроль статусов кодов маркировки в ИС МП из программы в момент оформления оптовых и розничных продаж. Контроль в любом случае выполняется на стороне ИС МП. При неверном статусе или владельце операция в ИС МП отражена не будет. Предварительный контроль статусов из программы «1С» в момент оформления операции позволяет обнаружить проблемные ситуации на раннем этапе и избежать трудностей в дальнейшем, поэтому рекомендуется включить контроль. Однако в течение переходного периода возможно невыполнение требований по статусу и владельцу для части продукции. Для оформления сделок с такой продукцией может потребоваться отключение контроля.
Для вида номенклатуры, соответствующего маркируемой продукции, необходимо установить тип Товар с указанной особенностью учета: Молоко и молочная продукция, Молоко и молочная продукция (без ВетИС) или Упакованная вода. Также для вида номенклатуры необходимо задать дополнительные реквизиты для описания отдельных потребительских свойств маркируемой продукции (рис. 1). Например, для молочной продукции нужен отдельный реквизит, в котором указан процент жирности. Рекомендуемые дополнительные реквизиты можно создать автоматически, если указать для вида номенклатуры соответствующую категорию каталога «1С:Номенклатура» .
Рисунок 1
На всю маркируемую продукцию необходимы коды GTIN (Global Trade Item Number). Также вся продукция должна быть описана в национальном каталоге – подсистеме ИС МП. Внести описание продукции в национальный каталог и получить код GTIN можно непосредственно из программы, используя форму НСИ и администрирование – Сервис – Выгрузить номенклатуру.
Предварительно нужно получить идентификатор «apikey» в поддержке Национального каталога, а в профиле Национального каталога должны быть прописаны идентификаторы, полученные в ассоциации ЮНИСКАН/ГС1РУС (UNISCAN/GS1Rus).
Описание продукции в национальном каталоге сводится к указанию значений реквизитов, характеризующих ключевые свойства товаров. Часть из них является обязательной (рис. 2).
Рисунок 2
Выгруженные позиции перед включением в национальный каталог проходят модерацию. Ее состояние, результат и выявленные ошибки отображаются в форме выгрузки номенклатуры по ссылке Ознакомиться с результатами выгрузки – Национальный каталог. После успешного завершения модерации позиция будет добавлена в национальный каталог, а в программу будет загружен код GTIN (записывается как штрихкод номенклатуры), который можно использовать для эмиссии кодов маркировки.
Выгрузка в национальный каталог является бесплатной. Использование описанного выше порядка выгрузки в национальный каталог повышает удобство работы, но не является обязательным – можно описывать продукцию непосредственно в личном кабинете национального каталога, а в программе указать полученный на нее код GTIN в ручную.
Подробнее о регистрации продукции, подлежащей обязательной маркировке, в Национальном каталоге, выгрузке номенклатуры продукции с помощью сервиса 1С:Номенклатура, можно узнать из видеозаписи лекции «Обязательная регистрация обуви в Национальном каталоге, выгрузка номенклатуры товаров через «1С:Номенклатуру»» на странице «1С:Лектория».
Общее описание маркировки
Началом жизненного цикла оборота маркируемой продукции является собственно маркировка, то есть получение и нанесение кода маркировки, а также ввод этого кода в оборот. Коды маркировки предварительно должны быть заказаны и эмитированы. Для этого в программе «1С» предусмотрен документ «Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ».
Нанесение кодов маркировки на продукцию и ввод маркированной продукции в оборот отражаются документом « Маркировка товаров ИС МП». В нем указывается вид операции:
-
Производство – применяется производителем продукции.
-
Импорт – применяется в течение переходного периода импортером при ввозе товаров с территорий государств, не входящих в ЕАЭС. При вводе в оборот не проверяется декларирование кодов маркировки в ФТС.
-
Импорт с ФТС – применяется импортером при ввозе товаров с территорий государств, не входящих в ЕАЭС. Коды должны быть предварительно переданы в ФТС для декларирования импорта. При вводе в оборот ИС МП запрашивает у ФТС информацию о декларировании и в случае отсутствия таковой информации возвращает ошибку.
-
Ввоз из ЕАЭС – применяется импортером при ввозе товаров с территорий государств, входящих в ЕАЭС.
-
Агрегация – формирование групповых упаковок, включающих уже введенную ранее в оборот продукцию.
Для упакованной воды и молочной продукции, не отражаемой в ВетИС, дополнительно возможно указание следующих видов операций:
-
Контрактное производство (от лица исполнителя) – применяется переработчиком, который самостоятельно заказывает коды маркировки и отражает ввод в оборот продукции.
-
Контрактное производство (от лица заказчика) – применяется заказчиком при выпуске на стороне, если заказ кодов маркировки и ввод в оборот выполняет заказчик.
-
Получение продукции от физических лиц – применяется продавцом, принимающим товары от физических лиц для дальнейшей продажи.
С точки зрения технологии нанесения кодов маркировки на продукцию можно условно выделить независимое и прямое нанесение. Независимое нанесение предполагает, что код наносится на этикетку, которая затем наносится на продукцию. При прямом нанесении код наносится непосредственно на продукцию в составе производственной линии, а в ИС МП передается отчет о нанесенных кодах. В документе «Маркировка товаров ИС МП» указывается вид этого отчета, например Отчет о передаче КМ на производственную линию. Сам отчет можно загрузить в программу «1С» из внешнего файла, полученного от производственной линии. Далее рассмотрим сценарии работы независимого нанесения с использованием этикеток.
Заказ кодов маркировки может оформляться заранее, когда еще только планируется производство или поставка импортной продукции, после оформления в информационной базе Заказа на производство или Заказа поставщику соответственно. Такой сценарий идеально подходит для маркировки воды и молочной продукции, не подлежащей отражению в ВетИС.
Для молочной продукции, отражаемой в ВетИС, при заказе кодов маркировки необходимо указывать срок годности. Так как до фактического выпуска продукции указать корректный срок может быть проблематично, основной сценарий предполагает заказ кодов маркировки после фактического выпуска продукции. Кроме того, к моменту маркировки такой продукции выпуск должен быть отражен в ВетИС, поэтому сценарий маркировки продукции, отражаемой в ВетИС, рассмотрим отдельно.
Маркировка продукции, не подлежащей учету в ВетИС
Этот вариант подойдет для упакованной воды и молочной продукции, не отражаемой в ВетИС.
Основанием для заказа кодов маркировки в «1C:ERP Управление предприятием» может быть введенный в программу Заказ на производство. Введенные заказы в статусе к производству отражаются в рабочем месте Обмен с ИС МП по ссылке оформить в строке Заказы на эмиссию кодов маркировки. Создать Заказ на эмиссию кодов маркировки можно автоматически по кнопке обработать.
В случае отсутствия заказа на производство документ Заказ на эмиссию кодов маркировки можно ввести вручную непосредственно из списка Заказы на эмиссию кодов маркировки без указания основания.
После получения кодов маркировки их можно сразу распечатать, а затем нанести на продукцию. Существует альтернативный вариант – потоковая печать и нанесение кодов на продукцию уже в момент ввода в оборот без предварительной печати.
После отражения в системе завершения производства по ссылке оформите в строке Маркировка товаров ИС МП в рабочем месте Обмен с ИС МП можно перейти к оформлению ввода в оборот. Для случая независимого выполнения маркировки с использованием этикеток в созданном документе Маркировка товаров ИС МП на закладке Товары доступна ссылка Подобрать и проверить маркированную продукцию (рис. 3).
Рисунок 3
Также можно заполнить форму подбора и проверки автоматически всеми кодами из документа «Заказ на эмиссию кодов маркировки», загрузить коды из файла или терминала сбора данных (ТСД). При выполнении подбора и проверки можно создать структуру групповых упаковок. При работе с групповой упаковкой можно руководствоваться правилом трех сканирований:
- Если у групповой упаковки уже есть код маркировки, то при первом сканировании этого кода она добавляется в список. На этом же этапе можно создать новую групповую упаковку, например короб, по кнопке коробка со знаком «+» и в открывшейся форме (рис. 4) сформировать для нее код маркировки и распечатать этикетку.
Рисунок 4
- При втором сканировании кода упаковки она переводится в режим подбора и проверки (пиктограмма коробка с лупой). Все отсканированные далее коды маркировки будут автоматически помещены в эту групповую упаковку.
- При третьем сканировании завершается проверка текущей групповой упаковки (пиктограмма коробка). Упаковка сформирована.
Если коды маркировки к этому моменту уже нанесены, то необходимо просто отсканировать эти коды. В альтернативном сценарии, если коды не печатались и не передавались в производство, их можно распечатать непосредственно в момент оформления документа Маркировка товаров ИС МП. Для этого необходимо отсканировать штрихкод EAN-13 (он же GTIN), после чего появляется форма, из которой можно распечатать новый код маркировки (рис. 5). После подбора и проверки всей продукции можно передать документ в ИС МП для ввода в оборот, а если были указаны групповые упаковки, то дополнительно выполнить агрегацию.
Рисунок 5
Маркировка продукции, подлежащей учету в ВетИС
Этот вариант подойдет для маркировки молока и молочной продукции, отражаемой в ВетИС.
После отражения в системе завершения производства и отражения производства в ВетИС документ Производственная операция ВетИС появится в списке, который можно открыть по ссылке оформите в строке Маркировка товаров ИС МП в рабочем месте Обмен с ИС МП. По этому документу можно автоматически создать документ Маркировка товаров ИС МП. Документ создается уже заполненным. После сохранения документа в нижней части формы документа появится ссылка Создать заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ ИС МП, по которой можно создать уже заполненный заказ и запросить коды маркировки.
После получения кодов маркировки их нужно нанести на продукцию. Как и в предыдущем варианте, можно сразу распечатать все коды или печатать и наносить их по одному при выполнении подбора и проверки маркируемой продукции в документе Маркировка товаров ИС МП. В любом случае необходимо вернуться к созданному ранее документу Маркировка товаров ИС МП и на закладке Товары по ссылке Подобрать и проверить маркированную продукцию указать все нанесенные коды полностью аналогично рассмотренному выше сценарию. Далее нужно передать документ в ИС МП для ввода в оборот, а если были указаны групповые упаковки, то дополнительно выполнить агрегацию.
Отражение движения маркируемых товаров в оптовой торговле
Оптовые продажи маркированной продукции оформляются документом Реализации товаров и услуг в разделе Продажи. После создания документа и указания товарного состава необходимо выполнить подбор и проверку маркируемых товаров. Форма подбора и проверки открывается по соответствующей ссылке на закладке Товары. Подбор и проверку можно сделать с помощью сканера штрихкода, терминала сбора данных или заполнением кодов из файла.
Как мы писали выше, основным вариантом отражения движения маркируемой продукции между участниками оборота является электронный документооборот. Коды маркировки указываются в структуре универсального передаточного документа (УПД) и затем передаются оператором ЭДО в ИС МП. Сформировать электронный документ можно непосредственно из формы документа Реализация товаров и услуг.
На стороне покупателя после выполнения информационного обмена электронный документ появится в рабочем месте Текущие дела ЭДО. Используя этот документ, можно создать документ Приобретение товаров и услуг и выполнить в нем проверку поступившей продукции. После проверки в случае отсутствия расхождений можно подписать и отправить документ и дождаться подтверждения оператора. После этого ЭДО на стороне продавца и покупателя будет завершен, а оператор ЭДО отправит информацию в ИС МП, после чего коды перейдут к покупателю.
Обмен электронными документами при продаже молока, молочной продукции и упакованной воды аналогичен оформлению по ЭДО продажи для других товарных групп маркируемой продукции.
Обратите внимание, согласно Постановлению Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 обязанность передачи данных по УПД молочной продукции возникает с 01.09.2022 г. по объемно-сортовому учету, а с 01.01.2023 г. – для продукции сроком годности более 40 дней поштучно.
Если оформить продажу маркируемых товаров через электронный документооборот не получается, например покупатель еще не подключен к электронному документообороту, то есть альтернативный вариант – оформить документ Отгрузка товаров ИС МП. Создать документ можно в рабочем месте Обмен с ИС МП в списке оформите. В нем отображаются все документы Реализации товаров и услуг, созданные в системе по организациям и ИП, зарегистрированным в РФ, по которым не были оформлены и переданы электронные документы. Документ Отгрузка товаров ИС МП заполняется автоматически на основании Реализации товаров и услуг, после чего его нужно передать в ИС МП.
На стороне покупателя документ появится в списке Приемка товаров ИС МП после загрузки входящих документов. В полученном документе необходимо выполнить проверку маркируемой продукции и подтвердить поступление. На основании документа Приемка товаров ИС МП можно создать документ информационной базы для отражения поступления в учете.
Для продукции, подконтрольной ВетИС, при продаже между участниками необходимо также оформление электронных ветеринарно-сопроводительных документов и отражение транспортных операций ВетИС. Это выполняется при оформлении операции параллельно и независимо от отражения операции в ИС МП.
Розничные продажи маркируемых товаров
Заключительный этап жизненного цикла маркируемых товаров – их розничная продажа и вывод из оборота.
Наиболее частый сценарий отражения розничных продаж – оформление операции в рабочем месте кассира (РМК). В большинстве случаев для добавления позиции в чек достаточно считать только код маркировки.
При необходимости программа выдает подсказки оператору. Например, если считать штрихкод EAN-13 маркируемого товара, то программа автоматически предложит дополнительно считать код маркировки. Зеленая пиктограмма означает, что все коды маркировки считаны верно.
После пробития чека коды маркировки в его составе передаются оператору фискальных данных, который затем самостоятельно передает их в ИС МП.
Для товаров, продаваемых на развес, в настоящее время не предусмотрена маркировка отдельных отрезов. Например, маркировке подлежит головка сыра и выводится из оборота в ИС МП она целиком. Вывести из оборота ее нужно при начале продажи отдельных кусков от этой головки. Отдельные куски сыра, отрезанные покупателю, не маркируются. Частичное выведение маркированного товара из оборота планируется реализовать в 2021 году, следите за новостями на нашем сайте.
В ВетИС розничные продажи не отражаются.
Buh.ru
Больше материалов о маркировке – в разделе «Маркировка».
Читайте также:
ККТ и маркировка товаров: новый формат фискальных документов версии 1.2
Обязательная маркировка одежды и белья: кто, когда, что и почем?
«Умные» кассы в магазинах «ВкусВилл»
Склад Happy Baby стал работать на треть эффективнее: опыт быстрой автоматизации
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?