Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Пять ведущих трендов китайского ритейла
Сегодня китайцы покупают столько же, сколько и американцы. Розничная торговля в Китае за последние годы развилась настолько, что ритейлеры со всего мира начинают ездить в Китай, чтобы посмотреть, как им удается так быстро расти и внедрять новые технологии. Сегодня мы рассмотрим пять ведущих трендов, определяющих будущее китайского ритейла и экономики КНР в целом, расскажем о магазинах на колесах, технологии продаж в социальных сетях и многом другом.
Интернет-технологии и система апплетов
Пока российский ритейл только совершает первые шаги в развитии онлайн-торговли, Поднебесная смело шагает по «просторам» электронной коммерции. По сообщению газеты China Daily (中国日报), онлайн-продажи в Китае за 2017 г. составили $1 трлн. Эти цифры превышают показатели за 2016 г. на 32%. В этом году Поднебесной пророчат рост онлайн-продаж на еще 20-25%.
Кроме технических гигантов Alibaba и JD, чьи онлайн-платформы пользуются безумной популярностью не только в Китае, но и во всем мире, свои «маленькие» онлайн-магазины в социальных сетях открывают и независимые ритейлеры и представители среднего и малого бизнеса. Но обо всем по порядку.
Известный всем онлайн-ритейлер Alibaba, главный конкурент Amazon, уже в течение нескольких лет бьет рекорды по росту количества покупателей и выручки. Так, за прошлый год доходы Alibaba выросли на 47% до $10,2 млрд. Число покупателей китайского гиганта электронной коммерции за 2017 г. выросло на 98 млн чел., составив 550 млн покупателей.
Стремительный рост Alibaba объясняется в том числе развитием облачных вычислений и торговлей через социальные сети. Напомним, что облачные технологии помогают компаниям добиваться высокой производительности благодаря улучшению клиентского обслуживания, оптимизации услуг, росту эффективности, а также возможностям масштабирования торговли.
Важную роль во взаимопроникновении китайского ритейла и интернет-технологий играют апплеты (API) — автономные мини-программы, которые способны создавать любые пользователи социальной сети WeChat. Согласно отчету China WeChat Economic and Social Impact Study, к началу 2018 г. 95% платформ китайской электронной коммерции были подключены к системе API. То есть практически каждый китайский магазин создает свои апплеты, через которые проходят платежи WeChat Pay.
Также апплеты содержат в себе рекламу этих магазинов, учитывают предпочтения каждого пользователя-покупателя, основываясь на его поисковых запросах, истории покупок и пр.
Подавляющее число китайцев предпочитает совершать и оплачивать свои покупки онлайн – или через площадки крупных онлайн-ритейлеров, или через апплеты социальных сетей.
Есть три фактора, почему онлайн покупки стали столь популярны:
- исчезает понятие «офлайн» — каждый китаец пользуется социальными сетями, а значит всегда подключен к сети;
- теряется необходимость посещения магазинов в условиях развитой системы доставки, благодаря универсальным способам оплаты и новым возможностям рекламы;
- апплеты уменьшают нагрузку на серверы WeChat, тем самым ускоряя процесс оплаты.
Информатизация китайского общества поддерживается и обеспечивается правительством КНР. Так, в начале этого года информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что правительство КНР планирует построить в Пекине технологический парк стоимостью $2,1 млрд, предназначенный для развития искусственного интеллекта.
Также еще в 2015 г. на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва была принята государственная «Сделано в Китае 2025» (中国制造2025), которая также затрагивает вопросы развития интернет-технологий и искусственного интеллекта. Не удивительно, что интернет-технологии так активно проникают и в розничную торговлю.
Большие перспективы в маленьких городах
Крупный китайский ритейл в последние годы начинает активно проникать в маленькие города и деревни. Во многом такому проникновению китайские окраины обязаны интернет-торговле.
Согласно данным «Синьхуа», за 2017 г. объем розничной торговли в китайских деревнях превысил $194,1 млрд, что на 39,1 % больше показателей 2016 г. К концу прошлого года в сельских района Поднебесной было открыто более 9,8 млн интернет-магазинов, что дало работу 28 млн китайцам.
Особенно нагляден этот рост интернет-продаж в деревнях и малых городах в Alibaba, центр тяжести онлайн-продаж которого в последние годы смещается с востока на запад Китая.
Традиционные для провинции Ганьсу гористые пейзажи
Восточный Китай (особенно приморские города) всегда был наиболее развитым технологическим и торговым центром страны. Из-за этого восточные провинции считаются самыми густонаселенными районами Поднебесной.
Западный Китай же наоборот, постоянно страдал от недостатка рабочих рук, что объясняется и климатом, и исторической отдаленностью от торговых центров, и преобладанием нацменьшинств.
Однако, за прошлый год электронная коммерция в западных провинциях Ганьсу, Гуйчжоу и Тибетском автономном районе, согласно отчетам Alibaba, выросла в разы. Онлайн-продажи компании в Ганьсу выросли на 114%, в Гуйчжоу — на 76%.
Такой рост объясняется интенсивным развитием Западного Китая, который входит в экономическую программу Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» (一代一路). Согласно этой программе, основные торговые пути «Нового Шелкового пути» должны проходить через западные районы КНР, тем самым развивая инфраструктуру и повышая благосостояние местного населения.
Интернет-торговля помогает реструктурировать производство и логистику в сельских районах Западного Китая, что выгодно и ритейлерам, и местным жителям, и правительству КНР. Основными товарами продажи Alibaba на запад являются: электроника, косметика, медикаменты и лекарства, сельскохозяйственные удобрения и пр.
Магазины шаговой доступности заменяют рынки
В последние годы магазины у дома стали входить в число самых быстрорастущих ритейлеров в Китае, так как жизнь в большом урбанизированном городе становится все сложнее.
Магазины шаговой доступности стали важным элементом китайского мегаполиса, удовлетворяющем новые потребности китайского потребителя в комфорте.
По самым скромным прогнозам, до 2025 г. продажи в китайских продуктовых магазинах будут расти на 13% ежегодно, что в том числе вызвано размножением маркетов у дома в крупных и малых городах КНР.
Один из самых популярных китайских магазинов шаговой доступности — Family Mart
Еще десять лет назад главные улицы китайских городов, подобно пекинскому Ванфуцзин (王府井), каждый вечер наполнялись представителями всех поколений. Но сегодня доступные и удобные маркеты у дома стали важнейшим трендом китайского продуктового ритейла.
Для китайских потребителей удобство стало намного важнее, чем скорая покупка продуктов на местном рынке. Китайцы стали реже стоять в очередях за продуктами, отдавая предпочтение посещению небольших магазинчиков, где цены зачастую хоть и выше рыночных, но которые не переполнены покупателями.
Помимо высоких цен и удобства расположения, характерным признаком китайских магазинов шаговой доступности является сегментация: одни маркеты продают закуски и безалкогольные напитки, другие — исключительно здоровые и натуральные продукты, третьи — алкоголь и сигареты. К тому же большинство таких магазинов работают круглосуточно, соответствуя образу жизни молодого поколения. Самыми популярными магазинами у дома в Китае считаются: японская сеть 7-eleven, Family Mart (全家), OK-Mart и др.
Беспилотные магазины
Новым трендом китайского ритейла, постепенно захватывающим и американскую розничную торговлю, являются беспилотные магазины –автоматизированные супермаркеты без персонала, где клиент с помощью новейших технологий самостоятельно совершает и оплачивает свои покупки.
В мае 2018 г. лидер китайской электронной коммерции Jingdong Mall открыл крупнейший в мире круглосуточный супермаркет без персонала. Площадь беспилотного магазина, расположенного в 100 км к юго-западу от Пекина, занимает 246 кв. метров, штат – 0 человек.
Каждый клиент самостоятельно выбирает необходимый товар и оплачивает его на кассе с помощью технологии распознавания лиц — такая оплата занимает считанные секунды и не требует карты или телефона. Также на кассе клиент может узнать о скидках и акционных товарах.
Стремительное старение китайского общества и спады рождаемости увеличивают необходимость в высококвалифицированных кадрах, но одновременно и требуют сокращения неквалифицированных рабочих, к коим в том числе относятся кассиры и работники магазинов.
Растет качество жизни и уровень благосостояния граждан, из-за чего все больше людей стараются избегать низкооплачиваемой работы, в том числе работы в магазине в качестве продавца. Именно по этой причине открытие беспилотных магазинов поддерживается и инициируется правительством КНР.
Партнерство китайских и западных ритейлеров
Чтобы выйти на фрагментированный, сложный и динамичный рынок китайского ритейла, иностранные компании и бренды активно сотрудничают с крупными китайскими ритейлерами и онлайн-платформами — Alibaba, JD.com и Tencent (владелец WeChat).
Так, в июне 2017 г. Alibaba провел в Детройте (США) свой первый саммит Gateway '17, в котором приняло участие 3000 американских предпринимателей. Саммит был разработан, чтобы помочь малым и средним предприятиям в США познакомиться с возможностями расширения на китайский рынок, а также дать такую возможность избранным по итогам саммита компаниям. Это было самое большое событие, которое Alibaba когда-либо проводил за пределами Китая.
Пожиная успехи первого саммита, в сентябре 2017 г. Alibaba провел уже второе подобное мероприятие в Торонто (Канада), где собрал уже 3600 представителей малого и среднего бизнеса.
Также Alibaba сотрудничает и с крупными транснациональными компаниями. В конце прошлого года Ford заключил соглашение с Alibaba на прямую продажу автомобильной продукции на китайском рынке. Это будет первым подобным опытом выхода иностранного автомобильного концерна на китайский онлайн-рынок.
Продуктивным сотрудничеством в области продуктового ритейла может похвастаться и главный конкурент Alibaba на китайском рынке онлайн-коммерции — JD. В 2015 г. Jingdong Mall начинает работать с американским гигантом Walmart.
Основу сотрудничества Walmart и JD.com составляет платформа JD-Home (京东到家), созданная в 2015 г. в ходе слияния Jingdong Mall с доставкой продуктов Dada Nexus. JD-Home специализируется на доставке продуктов питания из супермаркетов и магазинов. С 2016 г. платформа доставляет продукты из 200 магазинов Walmart в 30 крупных городах Китая. За первые полгода после начала сотрудничества доходы Walmart в Китае увеличились на 500%.
В начале октября 2018 г. Alibaba заявил об открытии представительства российских брендов на онлайн-платформе Tmall. С китайским ритейлером будут работать такие популярные у китайцев бренды и производители, как «Балтика», «Объединённые кондитеры», KDVGroup, «Вкусвилл» и более 20 других компаний.
Часть трендов китайского ритейла перекликаются с тем, что сейчас происходит в России — сети идут в регионы и небольшие города, развивается онлайн. Однако в Китае этот процесс происходит значительно быстрее.
Будущее китайского ритейла будет неразрывно связано с интернет-технологиями и роботизацией. Уже «перегретая» урбанизацией и возросшим благосостоянием розничная торговля крупных мегаполисов будет замедляться и перенаправляться в области «комфортного» и «оперативного».
В случае же с малыми городами и деревнями ритейл будет следовать обратной политике — ускорять индустриализацию и развивать потребительский спрос.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Читайте также:
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?