Декоративное изображение
4 382

Поделиться

ПВЗ & постамат: на что делать ставку

Статистика показывает, что число пунктов выдачи заказов растет, а постаматов – падает. Аналитики связывают этот тренд с расширением сетей ПВЗ крупнейших маркетплейсов. Но постаматы тоже остаются востребованными и имеют свои преимущества. Одним из доказательств этого стал июльский запуск доставки Wildberries в 900 постаматов Москвы. Чтобы разобраться в ситуации, Retail.ru спросил компании Boxberry, «Курьер сервис экспресс» и Lamoda, на какой из этих форматов делают ставку игроки, какова стоимость каждого из них и в какую сторону будет развиваться рынок ПВЗ и постаматов.

Фото: nimito /Shutterstock

Фото: nimito /Shutterstock

Сети ПВЗ растут на 15–20%

Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry

Фото: Boxberry

Фото: Boxberry

Сохраняется конкурентная борьба между крупными маркетплейсами. В больших городах Ozon догнал Wildberries по количеству ПВЗ, и теперь Wildberries будет более активно работать над увеличением своей сети. Все это говорит о том, что доставка в пункты выдачи сейчас наиболее популярна, маркетплейсы делают ставку именно на ПВЗ, так как это максимально удобный и всем понятный способ получения заказов: пришел, назвал номер, забрал товар.

Одной из причин сокращения постаматов стал уход с рынка крупного игрока PickPoint. Эта сеть полностью прекратила работу год назад. У компании было 6 тыс. постаматов более чем в 650 населенных пунктах. Закрытие такого количества постаматных точек не могло не повлиять на ситуацию в целом.

Первое и главное преимущество ПВЗ перед постаматами – шаговая доступность. Найти пункт выдачи рядом с домом гораздо легче, чем постамат, поскольку сети ПВЗ выигрывают по количеству точек. Второй весомый плюс: в пунктах выдачи получателям предлагается гораздо больше дополнительных услуг. Можно вскрыть заказ до оплаты, выкупить товар частично, примерить одежду или обувь и, если что-то не понравится, сразу вернуть товар. Постаматы такой возможности не дают.

Однако у постаматов тоже есть преимущества – получение покупки в постамате полностью исключает общение с другими людьми и обеспечивает большую приватность. Для кого-то эти плюсы могут оказаться решающими.

Стоимость открытия ПВЗ для Boxberry практически нулевая, а окупаемость быстрая, так как мы работаем по партнерской схеме. Если планируется открывать пункт выдачи и для этого уже есть необходимые ресурсы (помещение, стеллаж, стол для проверки посылок, стойка для выдачи и приема заказов, компьютер или ноутбук, печатающие устройства, контрольно-кассовый механизм и видеонаблюдение), то, по сути, никаких дополнительных вложений уже не потребуется. В целом отделение, созданное с нуля, с арендой, ремонтом, оборудованием, выходит на точку безубыточности в течение 3–9 месяцев – срок зависит от локации.

За 2024 год Boxberry открыл 401 новую точку, общее количество пунктов выдачи достигло 4698. Сейчас мы открываем только собственные ПВЗ и продолжаем открывать ПВЗ по франшизе (в настоящее время их около 70).

По прогнозам аналитиков, объем продаж e-commerce в 2024 году достигнет 10,2 трлн рублей, а число выполненных заказов – 7 млрд штук. Рынок растет, с ним растет и количество заказов, поэтому будут расти и сети ПВЗ (в ближайший год в среднем на 15–20%). При этом основным драйвером их роста станут крупные маркетплейсы. Для онлайн-покупателей пункты выдачи останутся наиболее популярным и удобным способом получения заказов. Во многом это связано с тем, что сейчас шаговая доступность ПВЗ сократилась с 500 до 100 и даже до 50 м, причем в этой зоне клиент может выбрать одну из нескольких точек разных брендов.

Курс на шаговую доступность

Виталий Пашкович, руководитель отдела продаж направления e-commerce «Курьер сервис экспресс»

Фото: «Курьер сервис экспресс»

Фото: «Курьер сервис экспресс»

Уверен, что подавляющее большинство новых ПВЗ составляют точки Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет». И в первую очередь тенденция преобладания ПВЗ связана с ростом бизнеса этих маркетплейсов. Также свою роль в этом процессе сыграли уход с рынка крупного оператора постаматов PickPoint и последовавшее за этим отключение его оборудования. Новые игроки не вернули в работу все постаматы, которые остались после банкротства компании «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» в январе 2024 года.

Преимущество ПВЗ перед постаматом заключается в том, что в момент получения заказа можно на месте решить вопрос с проблемным отправлением, например, если товар не работает, пришла не та комплектация или в посылке находится не то содержимое. Также в ПВЗ есть возможность отказаться от товара, сделать возврат, проверить работоспособность электрооборудования или примерить заказанную вещь.

Стоимость открытия ПВЗ. Если взять усредненные параметры, например, площадь помещения 25–30 кв. м, отсутствие серьезного капитального ремонта (т.е. необходим только мелкий ремонт, отделка, мебель, оформление), то расходы могут быть следующими: открытие – 100–200 тыс. рублей, ФОТ – от 60–70 тыс. рублей в месяц (два сотрудника). Однако эти данные могут очень сильно различаться в зависимости от региона и ситуации с наличием персонала.

Аренда помещения зависит от его расположения. В месте со средней проходимостью стоимость аренды составит от 2 тыс. рублей за 1 кв. м в месяц. При этом маркетплейсы предоставляют вывеску и брендирование помещения.

Пункты выдачи маркетплейсов Ozon, WB, «Яндекс.Маркет» имеют выгодное расположение в местах с высоким трафиком или в крупных жилых массивах, при наличии нормальной загруженности выход на окупаемость обычно составляет до 6 мес. Но таких проходных мест становится все меньше.

Если рассматривать ПВЗ служб доставки, то, как правило, они не окупаются в монобренде. Практически все такие точки – это мульти-ПВЗ, предоставляющие услуги сразу нескольких логистических операторов, и именно они формируют основную часть трафика.

Стоимость открытия постамата. Постамат начального уровня, состоящий из двух секций, стоит примерно 200 тыс. рублей, среднего уровня из четырех секций – около 500 тыс. рублей, при том, что производство постаматов – отечественное.

Стоимость оборудования зависит от толщины и качества металла, фурнитуры, размера и функционала экрана, качества сканера, наличия и качества терминала эквайринга и т.д.

Нужно также учитывать и цену программного обеспечения. При малом количестве точек можно обойтись ПО производителя. Но, как показывает практика, при увеличении числа точек до 100 штук и более возникает необходимость перехода на собственные разработки.

При условии расположения постамата в проходном месте и средней загрузке в 70% примерный срок его окупаемости составляет от 1 года.

Рынок ПВЗ и постаматов будет развиваться пропорционально сфере электронной торговли и держать курс на шаговую доступность (подъезды, остановки общественного транспорта). Увеличение числа и доступность постаматов будут зависеть, в том числе, от таких инициатив, как «Московский постамат».

Фэшн – в ПВЗ, бьюти – в постамат

Евгений Городков, руководитель управления собственной доставкой Lamoda

Фото: Ламода

Фото: Lamoda

Статистика говорит, что количество ПВЗ растет, а постаматов – сокращается, и мы тоже наблюдаем такую тенденцию. Компания Lamoda уделяет больше внимания расширению географии присутствия за счет развития собственной сети ПВЗ и партнерских каналов выдачи заказов с примеркой. В части получения заказов через постаматы работаем только с партнерами и тоже заинтересованы в максимальной плотности точек, а сокращение количества год к году связываем с внутренними решениями игроков и завершением работы части из них.

Разные форматы доставки востребованы в силу разных обстоятельств клиентов. Одни стремятся сэкономить свое время на дороге и предпочитают экспресс-доставку до двери, другим удобнее добавить в пункт самовывоза или постамат, находящийся на запланированном маршруте.

В сегменте фэшн большинству клиентов удобнее примерка перед покупкой – такую опцию могут предоставить только ПВЗ. Сегмент бьюти часто оформляется в постаматы, так как точек самовывоза больше и, соответственно, они ближе и удобнее.

В настоящее время Lamoda имеет более 900 собственных ПВЗ, что на 30% больше, чем годом ранее. А к концу 2024 года планируем расширить сеть собственных ПВЗ до 1 тыс. Также компания расширяет географию присутствия за счет развития партнерских пунктов выдачи, которых уже более 60 тыс., из которых почти 6 тыс. – постаматы.

Рынок ПВЗ продолжит свой рост. Все e-commerce игроки продолжат экспансию пунктов самовывоза и в следующем году. Среди наиболее значимых трендов – рост адресной экспресс-доставки из дарксторов как дополнительный уровень сервиса для клиента и стремительный рост премиального сервиса.

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами