Декоративное изображение
5 369

Поделиться

Пути форели неисповедимы

Фото: REUTERS 2014
Фото: REUTERS 2014
Запрет на ввоз красной рыбы из Норвегии не привел к дефициту слабосоленого филе семги на полках российских магазинов. Российские рыбопереработчики теперь ввозят охлажденную рыбу в Белоруссию, где на местных заводах разделывают и солят, после чего везут дальше в Россию

Завернули в Белоруссию

Большинство российских продавцов рыбы теперь сотрудничают с белорусскими предприятиями: рыба из Норвегии перед тем как попасть на прилавки в России, поступает в Белоруссию –там происходит ее первичная переработка – разделка и засолка, рассказал РБК заместитель генерального директора петербургского холдинга «РОК-1» Александр Старобинский. На сайте «РОК-1» говорится, что компания ежегодно выпускает свыше 60 тыс. т продукции более чем по 400 наименованиям, включая деликатесную рыбу, крабовые палочки, икру, пресервы сельди и салаты из морской капусты. Сам «РОК-1» поступает так же, признал Старобинский, не уточнив деталей.

«После введения санкций мы проехали по всей Белоруссии, посмотрели, можно ли купить какой-нибудь из местных рыбоперерабатывающих заводов, но в итоге решили просто размещать заказы, поскольку рассчитываем, что санкции в скором времени будут отменены», – рассказывает коммерческий директор конкурирующей компании – «Балтийский берег» Константин Петров. На каких именно белорусских предприятиях размещаются заказы и их объем, Петров не уточняет, ссылаясь на коммерческую тайну. «Балтийский берег» входит в топ-5 «федеральных компаний этого сегмента», говорится на его сайте, он выпускает более 150 наименований продукции, в том числе на своих предприятиях в Петербурге, Ленинградской и Мурманской областях.

С 7 августа из Норвегии в Россию нельзя ввозить рыбу: страна-импортер и продукт вошли в антисанкционный список, утвержденный на один год премьер-министром Дмитрием Медведевым. Но на территорию стран Таможенного союза – в Белоруссию и Казахстан –норвежская рыба поступает законно. Просто перевезти ее оттуда в Россию невозможно, поскольку страной происхождения остается Норвегия; но если рыбу обработать (например, свежую засолить) и упаковать, то она превращается в белорусский или казахстанский продукт, и препятствия для импорта исчезают.

Например, на белорусской площадке у норвежского лосося изменяется код по ВЭД – ориентир для российской таможни: с 0302 («охлажденный лосось») на 0305 («филе лосося с минимальным содержанием соли в 3,5%»).

Объем потребления рыбы в России в 2013 году составил 2,8 млн т, на импортную продукцию пришлось больше трети – крупнейшим импортером была Норвегия с почти 40%-й долей. По данным Норвежского комитета по рыбе, Россия в 2012–2013 годах занимала первое место среди стран-импортеров норвежской рыбы и морепродуктов. В 2013 году экспорт норвежской рыбы в РФ увеличился на 10%, примерно до $1,06 млрд.

  

Плата за легализацию

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Представитель рыбоперерабатывающей компании рассказал РБК, что его затраты по сравнению с периодом, когда рыбу из Норвегии можно было возить напрямую в Россию, выросли на размер комиссии белорусских партнеров. По его словам, в среднем по рынку белорусы берут с российских рыбопереработчиков по 40 руб. с 1 кг произведенного товара.

По оценкам собеседников РБК, их издержки выросли на 15–20%. В сентябре, по данным Norwegian Seafood Council, средняя цена на норвежского лосося на мировом рынке составляла $5,3 за 1 кг. В этом же месяце, по данным Custom Inform, лосось обходился российским закупщикам в $9,2.

Доставку рыбы из Норвегии в Белоруссию собеседники РБК оценили в $5–6 тыс. за одну фуру в 16 т. К конечной цене прибавляются также расходы на комиссию белорусскому партнеру, оформление сертификатов и упаковку.

Подобные поставки мог бы остановить Россельхознадзор , но только если у продукции не в порядке документы. «Нас интересует только наличие ветсертификата и результаты выборочных проверок, за таможенными кодами мы не следим, это не наша компетенция», – пояснил представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

«Рыбный бизнес, в отличие от остальных, после санкций очень четко выполняет санкционные требования. Если нужно посолить рыбу, чтобы ее ввести, – они это делают. Это абсолютно законный способ», – комментирует ситуацию исполнительный директор Рыбного союза России Сергей Гудков. По его подсчетам, после введения продуктового эмбарго, за пределы России выведено около 80% предварительной переработки охлажденного лосося.

Представители белорусских предприятий неохотно отвечали РБК на вопросы о партнерстве с российскими рыбопереработчиками. В компании «БелРыба» РБК рассказали, что особенного увеличения продаж слабосоленой семги в Россию после введения санкций не отметили.

В белорусском Минсельхозе посоветовали обращаться за информацией к крупнейшему экспортеру рыбной продукции –белорусской компании «Санта Бремор», которая, по информации участников рынка, стала одним из главных бенефициаров российского продуктового эмбарго. Компания на официальный запрос РБК не ответила.

Ирина Жаворонкова, РБК Новости

Что говорил президент Белоруссии Александр Лукашенко о транзите запрещенных в России товаров

На встрече с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем 8 августа 2014 года, через два дня после введения российского продовольственного эмбарго«Мы должны исполнить свои обязательства по защите союзного рынка (у нас единая таможня в таможенном пространстве) в части транзита грузов с Запада через Беларусь на российскую территорию. Если Россия закрыла свой рынок для определенных товаров, то мы эти товары транзитом через Беларусь в Россию пропускать не должны».На пресс-конференции для российских журналистов в Минске 17 октября 2014 года«Не стоит выеденного яйца эта тема [реэкспорта]. Мы поставляем в Россию нормальную продукцию. Выпады в сторону Белоруссии – работа лоббистов или от таможни, или от производителей плодоовощной, молочной, мясной продукции с целью сдержать у вас цены. Вам это надо? Мы можем сделать просто – мы можем отдать вам все белорусское, а сами купить на Западе, там сырье не хуже, переработать его и съесть».

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами