Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
4 999
Поделиться
Прыгнуть выше головы, пока не опустился потолок
Покупатели затянули пояса, магазины сняли с полок до трети товаров, урезали инвестпрограммы и потребовали у производителей низких цен, законодатели спешно подготовили закон, чтобы урезонить розницу - таков краткий список перемен в торговой отрасли за последний год.
В условиях, когда резко сократилось число источников финансирования и главное - упал потребительский спрос, ритейлерам впору умерить аппетиты. Но вместо консервативных планов на следующий год заявлены рекордные инвестиции.
Хлебом единым
Люди и в кризис будут продолжать есть, утешали себя ритейлеры, когда осенью 2008 года волна финансового кризиса пересекла океан. Отчасти их надежды оправдались - снижение оборота розничной торговли было не таким безнадежным, как, например, падение производства автомобилей.
Потребительский спрос отреагировал с запозданием, но предсказуемо, и в результате оборот розничного сектора, который рос на протяжении всего 2008 года на 10-18% в месяц, с февраля начал падать. Сначала - на 1,4% от прошлогоднего уровня, в марте - уже на 3%, в мае - на 5,6%, в июле - на 8,2% и, наконец, в сентябре - на рекордные 9,9%.
С октября в динамике оборота розничной торговли наметилось улучшение. Падение выручки ритейлеров в октябре составило 8,5%, а в ноябре оборот снизился на 6,4%. По итогам 11 месяцев, по данным Росстата, оборот розничной торговли составил 13 трлн рублей, что на 5,7% меньше, чем за тот же период прошлого года. По итогам года Минэкономразвития ожидает снижения оборота этого сектора на 6%.
Статистика, впрочем, не отражает панических настроений, которые господствовали в отрасли на заре кризиса, когда банки прекратили выдавать кредиты и потребовали возврата долгов, а сети потеряли возможность финансировать закупки товара. "Масштабы кризиса настолько велики, что спасти всю отрасль невозможно, будет много банкротств", - предрекал тогда глава X5 Retail Лев Хасис. И оказался прав: самые закредитованные компании ушли с рынка или нашли новых акционеров: "Мосмарт", например, отошел Сбербанку, сеть "Самохвал" получила акционеров в лице банков "Возрождение" и "Северный морской путь", "Арбат Престиж" и "Гроссмарт" просто закрыли магазины и начали длительную процедуру банкротства.
На торговлю продовольствием приходится чуть меньше половины оборота розничного рынка, и вклад непродовольственной группы в динамику был более весомым. Например, общий спад продаж на российском рынке бытовой техники и электроники торговая сеть "М.Видео" оценивает в 30-40% в рублях по итогам 9 месяцев и отмечает, что динамика продаж IV квартала не подает заметных признаков улучшения.
Несмотря на мрачное начало кризиса, тезис, что люди есть не перестанут, стал спасительным для продовольственной розницы. Во всяком случае, лидеры рынка, развивающие сети дискаунтеров - "Магнит" и Х5 - продолжали демонстрировать рост продаж по сопоставимым магазинам (тем, что работают больше года). Например, LFL-продажи "Пятерочек" (X5) были выше, чем по другим форматам - 17% роста по итогам 9 месяцев. Динамика LFL-продаж в супермаркетах и гипермаркетах Х5 была ниже - 2% и 7% соответственно.
Впрочем, сохраняя рост рублевых продаж, ритейлеры не смогли поддержать темп развития прежних лет - сказалось сжатие финансового рынка и доступных кредитных средств. Прежде всего, торговые сети отказались от строительства собственной недвижимости и непрофильных проектов. К примеру, принадлежащий "Уралсибу" оператор розничной сети "Копейка" выставил на продажу существенную часть своей недвижимости и заморозил проекты строительства новых магазинов.
"Седьмой континент" снизил объем инвестпрограммы с $400 млн до $140 млн, однако в итоге практически отказался от открытия новых объектов, столкнувшись с трудностями в рефинансировании облигационного займа на 7 млрд рублей. X5 Retail заморозила долгосрочные дорогостоящие проекты и снизила объем капзатрат на 2009 год почти вдвое по сравнению с 2008 годом - до 14 млрд рублей.
Большой куш
В новый год ритейлеры готовятся зайти с высоко поднятой головой, хотя никто из них не заявляет о том, что кризис уже закончился или что он завершится в ближайшее время. Л.Хасис, например, еще пару месяцев назад говорил о том, что признаков улучшения в отрасли нет. Тем не менее, крупнейшие торговые сети со следующего года хотят вернуться к агрессивной экспансии докризисных времен.
"Магнит", и без того самый крупный по числу магазинов российский ритейлер (более 3 тыс. одноименных дискаунтеров), например, заявил рекордную инвестпрограмму. Потратив до $1 млрд, компания намерена открыть 25-30 гипермаркетов и около 450-500 магазинов формата "у дома". Это почти вдвое больше, чем в этом году - в 2009 году "Магнит" намеревался истратить 15-17 млрд рублей, из которых к концу сентября было потрачено около 10 млрд рублей, и открыто 399 новых магазинов.
"Приоритетами будут развитие логистики через строительство новых распределительных центров, увеличение собственного автопарка и работа над улучшением эффективности, которая поможет создать ресурсы для ценовых интервенций", - пояснял гендиректор и основной владелец "Магнита" Сергей Галицкий. Все же основная часть капвложений будет направлена на развитие гипермаркетов. Финансировать масштабную инвестпрограмму компания намерена за счет допэмиссии акций, размещенной в конце 2009 года (на $372 млн), и заемных средств.
X5 Retail Group, которая при меньшем числе магазинов за счет развития более крупных форматов обгоняет "Магнит" по выручке, также объявила об увеличении инвестпрограммы на 2010 год до 18 млрд рублей. На эти средства группа намерена открыть 7-10 гипермаркетов, около 15 супермаркетов и 200-250 магазинов в формате дискаунтер.
Инвестиции X5 в текущем году составляют до 14 млрд рублей, из которых около 9,6 млрд рублей пошло на открытие новых магазинов, около 1,8 млрд - на развитие логистики, оставшиеся 2,5 млрд - на ремонт и модернизацию существующей инфраструктуры и развитие IT-технологий. За 9 месяцев этого года X5 открыла 116 магазинов, в том числе 104 дискаунтера "Пятерочка", 3 супермаркета "Перекресток" и 9 гипермаркетов "Карусель". В итоге число магазинов ритейлера выросло на 11% - до 1,22 тыс.
"Чтобы упрочить свои рыночные позиции и подготовиться к восстановлению покупательской активности, в 2010 году X5 увеличит темпы органических открытий новых магазинов, особенно в формате дискаунтер. Покупка сети "Патэрсон" расширит наше присутствие в формате супермаркет в ключевых для этого формата регионах", - объяснил Л.Хасис цели инвестпрограммы-2010.
Даже группа "Дикси" (на конец сентября объединяла свыше 500 магазинов), которой 2009 год дался особенно трудно из-за проблем с логистикой, в следующем году намерена вернуться к докризисным темпам роста. В 2010 году "Дикси Групп" планирует вложить в развитие около 3 млрд рублей, чтобы открыть около 100 магазинов и приобрести логистический центр.
К ноябрю этого года сеть выросла на 34 магазина с учетом закрытий при плане за год открыть 45-50 объектов. Как отметил президент группы "Дикси" Илья Якубсон, в текущем году расширение сети не было приоритетом развития для "Дикси". "Два последних года мы вели реструктуризацию бизнеса для создания централизованной системы, способной эффективно работать. Надеюсь, что мы создали платформу для развития в будущем", - сказал он.
В следующем году инвестиционную привлекательность видят даже в тех розничных проектах, которые, казалось, с началом кризиса были заморожены навсегда. Например, акционеры розничной сети "Азбука вкуса" Сергей Верещагин и Олег Трыкин намерены в 2010 году вложить около $10 млн в развитие проекта супермаркетов шаговой доступности "Оливье". Развитием этого проекта они занялись еще в 2008 года, планируя к концу 2009 года построить сеть из 40-50 супермаркетов. Однако, открыв в июне 2008 года один магазин, второй запустили только полтора года спустя, в декабре 2009 года.
"После открытия первого магазина акционеры взяли паузу. Проект был заморожен осенью 2008 года в условиях надвигающегося экономического кризиса. Это был не простой, а лишь пауза, которая позволит нам за те же деньги открыть гораздо больше магазинов, чем мы смогли бы на заре кризиса", - объяснил глава сети "Оливье" Джон Ромбоутс. Предполагается, что "Оливье" в 2010 году вырастет еще на 10 магазинов.
Трезвый расчет
Заявляя внушительные инвестпрограммы, розничные компании тем не менее неохотно делают прогнозы покупательской активности в следующем году. Впрочем, как и в конце 2008 года, когда масштабы грядущего кризиса были слабо прогнозируемыми.
Исследование
Высшей школы экономики, основанное на результатах опроса свыше 4,2 тыс. компаний розничной торговли, показало, что ритейлеры считают острую фазу кризиса пройденной и готовятся к постепенному восстановлению спроса.
Результаты опроса IV квартала по большинству основных показателей, характеризующих деловой климат в секторе розничной торговли, выглядят значительно лучше, чем данные первого полугодия, отмечают эксперты ВШЭ. Так, доля предприятий, констатировавших снижение оборота розничной торговли, по итогам квартала составила 37% против 40% во II квартале. Падение продаж в натуральном выражении отметили 32% ритейлеров по сравнению с 33% в III квартале и 37% во II квартале. Снижение численности персонала признали 24% участников опроса против 26% и 28% в III и II кварталах.
"Учитывая замедляющуюся второй квартал подряд динамику снижения основных показателей финансово-экономической деятельности компаний розничной торговли, можно предположить, что отрасль готова для качественного восстановительного рывка по выходу из кризиса", - резюмируют авторы исследования, оговаривая, однако, что в настоящее время говорить о начале масштабного восстановительного роста розничной торговли рано.
Роста ритейлеры ждут от следующего года - президент "Дикси" И.Якубсон ожидает, что следующий год обеспечит компании рост рублевой выручки более чем на 20% против примерно 12-процентного роста в этом году.
"В следующем году мы планируем обеспечить рост сопоставимых (LFL) продаж на уровне 9% (в III квартале динамика этого показателя была отрицательной). Вместе с выручкой от новых магазинов это может дать прирост доходов на 20%", - отметил он, добавив, что уже сейчас компания отмечает позитивные изменения в покупательском трафике, которые отчасти сглаживаются снижением размера среднего чека. Исходя из планируемой выручки 2009 года, в 2010 году доходы компании могут превысить 64,5 млрд рублей.
Директор департамента корпоративных коммуникаций "Мосмарта" Милена Гитт верит, что дно кризиса уже пройдено в этом году, и, значит, в следующем предприятия будут наращивать производство и будут восстанавливаться потребительские расходы населения. По ее словам, сам "Мосмарт" фиксирует многократный рост продаж на протяжении последних месяцев. Но восстановление экономики тут не причем - ритейлер, испытывавший весь год проблемы с погашением кредитов и оплатой поставок, в июле был приобретен за долги Сбербанком и фондом Евгения Новицкого и только после этого начал постепенно открывать закрытые магазины и завозить в них товар.
В восстановление верят и в "Азбуке вкуса", которая развивает премиальный формат супермаркетов. По словам пресс-секретаря сети Андрея Голубкова, компания, работающая в столь специфическом сегменте, в этом году сохранит положительную динамику выручки (ожидается рост продаж на 14% по итогам 2009 года) и уже отмечает восстановление спроса.
"Постепенно все приходит в норму. И если в начале этого года у нас были опасения, что мы потеряем покупателей и выпадем из рынка, то сейчас их нет: в кризис наш основной покупатель предпочел отложить покупку новой машины, но не изменил своих потребительских предпочтений. И мы замечаем, что к нам возвращаются покупатели, которым пришлось уйти из-за потери работы или по другим причинам", - отметил А.Голубков.
От прогнозов воздерживаются в Х5, говоря о том, что закон о регулировании торговой деятельности, принятый Госдумой в середине декабря, способен свести на нет такие достижения кризиса, как замедление инфляции и снижение розничных цен на некоторые продукты.
Успеть до полуночи
Закон "О торговле" вступит в силу с 1 февраля. В принятой версии осталось ограничение "объемных скидок" в 10% от стоимости партии, ограничение рыночной доли в регионе в 25% (правда, эта норма в рамках муниципального образования начнет действовать летом), возможность для правительства регулировать цены на социально-значимые продукты. "Все это, а также запрет на листинг и плату за место на полках, неизбежно приведет к заметному росту цен на продукты. Рентабельность поставщиков вырастет, издержки розничных сетей увеличатся, а платить за это будет покупатель. Рост цен будет сопровождаться сокращением ассортимента", - говорит представитель X5 Светлана Витковская.
"Закон дает преференции поставщикам, а для торговых сетей создает условия для роста издержек", - считает и исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (
АКОРТ
) Илья Белоновский. По его мнению, закон лишает сети и их поставщиков инструментов для работы друг с другом. "В итоге выиграют крупные иностранные поставщики - они смогут обойти ограничения. Малым производителям будет сложнее убедить ритейлеров, что их товары лучше", - уверен И.Белоновский.
Закон вводит ограничения для отсрочки по оплате поставщикам в зависимости от категории продуктов: 10 дней - для скоропортящихся, 30 дней - для продуктов с 30-дневным сроком и 45 дней - для всех остальных продуктов, включая произведенную в России алкогольную продукцию. В финальной версии закона снято требование к ритейлерам рассчитываться в течение десяти дней с поставщиками замороженной говядины, свинины и курицы.
Согласно закону, ритейлерам запрещается включать в договор поставок любые вознаграждения от поставщиков кроме объемной скидки в размере максимум 10% от закупочной цены товара.
Антимонопольная статья запрещает ритейлеру открытие или приобретение новых магазинов в том регионе, где он уже достиг 25-процентной доли рынка. Эта норма начинает действовать с 1 февраля в субъектах Федерации, а с 1 июля - на уровне городов и городских округов.
Именно эта норма закона, считает аналитик UniCredit Securities Наталия Смирнова, объясняет рекордные планы по капвложениям крупнейших сетей на следующий год - в первой половине 2010 года такие крупные ритейлеры, как "Магнит" и Х5, будут проводить агрессивную экспансию, чтобы открыть как можно больше магазинов до вступления антимонопольной статьи в силу на районном уровне. Также они могут увеличить активность в сфере слияний и поглощений, прогнозирует аналитик.
"Ритейлеры использовали свой административный ресурс, чтобы текст закона был принят в более либеральной редакции. Им это не удалось, поскольку закон ограничивает их экспансию в текущих местах присутствия, побуждая к выходу в новые регионы, что может сделать ее более дорогостоящей и менее прибыльной, но мы полагаем, что последствия в краткосрочной перспективе будут весьма незначительными", - заявила Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала".
В целом аналитики восприняли новый закон менее драматично, чем ритейлеры. По их мнению, последствия от вступления в силу закона не будут катастрофичными. Эксперты "Ренессанса" отмечают, что пока сохраняется дефицит современных торговых форматов, поставщики найдут способ оплатить попадание на полки, а ритейлеры - принять плату.
"В краткосрочном плане наиболее заметное влияние на финансовые показатели ритейлеров могут оказать, на наш взгляд, ограничения в отношении "условий погашения кредиторской задолженности" и бонусов, в то время как географическое ограничение доли рынка будет иметь долгосрочный эффект", - считает Виктор Дима из ФК "Открытие".
Не переоценивает влияния закона на рынок и депутат Госдумы, основатель сети "Седьмой континент" Владимир Груздев. "Будут разработаны дополнительные программы и инструменты для сохранения эффективности бизнеса", - ожидает он. "В сети "Седьмой континент" бонусы поставщиков за объем товара не превышали 8%. В других сетях они на уровне 13-14%. Будет 10%. Это незначительная перемена", - отметил В.Груздев, говоря о норме, ограничивающей размер бонусов за объем закупок ритейлерами товаров у поставщика.
Представитель немецкой Metro Cash & Carry Оксана Токарева отмечает лишь, что с вступлением закона в силу компании придется провести огромную бумажную работу по приведению договоров с поставщиками в соответствие с новыми нормами.
"Нет, наверное, ни одного закона, к которому бизнес не мог бы приспособиться. Даже если закон создаст возможность для ограничения рентабельности торговых сетей, у них останется другой эффективный инструмент для повышения доходов - рост числа покупателей за счет расширения площадей и повышения качества сервиса", - считает М.Гитт из "Мосмарта".
IFX.RU
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?