Декоративное изображение
4 667

Поделиться

Прожорливая «Марта»

Полина Русяева, Журнал «Секрет фирмы» № 15 (247)

REWE Group отказалась от покупки сети «Гроссмарт». Стартовал один из самых громких разводов в российском розничном бизнесе. Причина извечная — алчность.

Российский многопрофильный холдинг «Марта» и немецкий продовольственный ритейлер REWE Group породнились в 2004 году. Они узаконили свои отношения, создав совместную «дочку» ООО «Билла Раша», которое взялось за развитие розничной сети под брендом Billa. Доля немецкого «супруга» в «Билле» составляет 75% акций, российской стороны — 25%. Был и второй плод совместных усилий REWE и «Марты» — компания ReMa Immobilian, владеющая 18 объектами торговой недвижимости. Эти площади сейчас арендует Billa.

REWE была довольна партнером — «Марта» занималась всей девелоперской стороной бизнеса, а немецкий концерн мог заботиться лишь о том, что связано непосредственно с ритейлом. Знакомый с деятельностью «Марты» бизнесмен рассказал СФ, что немцы заглотили наживку российского холдинга — все совместные магазины развивались на площадках, принадлежащих российской стороне. И, видимо, в случае серьезных разногласий немецкая сторона осталась бы с носом.

Но вышло по-другому — «Марта» стала жертвой собственного бурного роста. Холдинг с 2001 по 2006 год увеличил свою выручку до 14,6 млрд руб. Среднегодовой прирост впечатляет: 170%. Но, наращивая выручку, холдинг рыл себе долговую яму. В 2006 году соотношение долга к EBITDA у «Марты» держалось на уровне около 6,4, а в 2007-м — 7,2 (критическим порогом считается мультипликатор 4). Наступал февраль 2008-го — время для исполнения оферты по облигациям в размере около $2 млрд. Для начала основной акционер «Марты» Геогрий Трефилов и совладелец Борис Васильев продали принадлежащий им пакет в девелоперской дочке «Марты» РТМ Эдуарду Вырыпаеву. Однако денег для решения финансовых проблем по-прежнему не хватало. Настал черед «Гроссмарта». Поначалу Трефилов и Васильев надеялись на частное размещение, но, не найдя покупателя, решили продавать сеть целиком. Покупателя долго не искали — представители REWE не раз за последние несколько лет заявляли, что заинтересованы в приобретении части магазинов «Гроссмарта» для развития сети Billa.

Но когда дело дошло до дела, REWE пошла на попятную и заявила, что поглощение компании «Гроссмарт» не представляет никакого интереса. Аргументация — недостаточное присутствие «Гроссмарта» в регионах — мягко говоря, малоубедительная, как никак сеть работает в 26 субъектах федерации. Очевидно, причина в другом: REWE уже соскочила с крючка «Марты» — ведь недвижимость их дочки осталась за РТМ, к которой Трефилов и Васильев уже не имеют отношения.

Что же не поделили партнеры? «Между компаниями пробежала всем давно известная бизнес-кошка — они банально не сошлись в цене»,— уверен управляющий партнер сетей «Гастрономчикъ» и «Продэко» Дмитрий Потапенко. Стоимость 100% «Гроссмарта» акционеры «Марты» оценили в $750 млн (в сделку должны были войти 170 магазинов сети из 220 имеющихся). Причем без учета долга (только по облигационным займам он составил $154 млн в 2007 году). «Это слишком много! Мягко говоря, реальная цена «Гроссмарта» — $400-500 млн, включая долг»,— считает Дмитрий Потапенко.

Впрочем, REWE был готов и переплатить. По словам источника СФ , знакомого с ходом переговоров, немецкий концерн соглашался на сделку за почти $600 млн. Но, видимо, Трефилов твердо стоял на своем. И достоялся.

Развод проживших вместе четыре года компаний происходит на повышенных тонах. Питер Дитенбергер, глава представительства REWE Group в России, убеждает общественность в том, что доля «Марты» в «Билла Раша» уже продана полгода назад, а от оперативного управления СП российский холдинг отошел и того раньше.

Георгий Трефилов уверяет, что никому 25-процентную долю не продавал. Он объявил, что холдинг решил отказаться от экстенсивного развития и сконцентрировался «на оптимизации издержек и повышении уровня рентабельности существующих активов». А для ускорения продажи «Гроссмарта» Трефилов нанял консультантом «КИТ финанс». Однако не факт, что покупателя удастся найти быстро. Ведь исходя из соотношения капитализации к выручке, например, «Седьмого континента», «Гроссмарт» стоит около $450 млн — что почти в два раза меньше той цены, которую заломил Трефилов.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами