Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Прощай, прилавок?
© Алексей Шишков, Новости торговли: Торговое оборудование N5-2003
Торговля через прилавок воспринимается как анахронизм, особенно в том случае, если речь идет о большом продовольственном магазине площадью 500 кв. метров и больше. Но что делать владельцам магазина с торговым залом площадью 100-200 кв. метров, решившимся провести переоборудование своего магазина. Окупят ли себя инвестиции в организацию на такой площади магазина самообслуживания? Каково наименьшее значение площади магазина, при котором торговли «через прилавок» менять не стоит? С этими вопросами мы обратились к руководителям сетей, состоящих из магазинов небольшой площади, к магазиностроителям и экспертам рынка.
В советское время розничная торговля воспринималась как конечное звено в цепи распределения потребительских товаров, но никак не самостоятельный бизнес. С такой позиции и планировалось развитие отрасли, размещение торговых объектов и величина отдельных предприятий. В результате — повсеместно превалируют объекты площадью менее 300 кв. метров.
Пока количество наименований продуктов, представленных на региональных рынках, было невелико, а покупатель не требователен, в том числе по причине достаточно ограниченного дохода, розничная торговля развивалась медленно. Теперь же рынок пришел в движение. В столице профессиональную публику все серьезнее в настоящее время волнует приход иностранных ритейлеров, а в провинциях — экспансия как иностранцев, так и столичных и межрегиональных розничных сетей. Причем ситуация на большинстве региональных рынков еще более критичная, чем в столице: местные сети только начали развиваться.
Считается, что перевод магазина на самообслуживание способен увеличить товарооборот как минимум в три раза. Практики же торговли называют более скромные результаты. По данным Олега Хабибулина, главы екатеринбургской сети «Купец», включающей как магазины самообслуживания, так традиционной торговли, товарооборот нескольких магазинов сети после перевода их на форму самообслуживания повысился примерно на 30 процентов. Речь идет о небольших по площади магазинах.
Большинство опрошенных специалистов уверены, что перевод на самообслуживание увеличит эффективность работы магазина в любом случае, если им грамотно управлять. Но величина прироста выручки зависит от множества факторов: места расположения магазина, площади и организации торгового помещения, ассортимента.
Почем самообслуживание?
Стоит ли переводить на самообслуживание небольшие магазины с торговым залом площадью 100-200 кв. метров? Если он будет позиционироваться как магазин у дома, то выигрыш от новой формы торговли кажется на первый взгляд незначительным.
Прилавочная торговля не покинет полностью и перестроенный магазин. Гастрономию, салаты и полуфабрикаты (если они имеются в ассортименте магазина), т.е. все, что требует индивидуального взвешивания, будет выгоднее по-прежнему продавать через прилавок. Так делают даже в жестких дискаунтерах (например, в «Дикси»).
Что же остается в торговом зале полностью доступным для покупателя? Cпиртное, хлеб, бакалея, замороженные продукты и т.п. Все эти продукты продаются ныне в достаточно качественной упаковке, снабженной штриховым кодом. Стоит ли ради этого приобретать новое торговое оборудование или можно ограничиться автоматизацией магазина начального уровня: купить, например, пассивные системные кассы с возможностью загрузки с компьютера товарного справочника, и таким образом несколько повысить скорость обслуживания покупателей, уменьшить возможность ошибок?
Следует учесть, что часть торговой площади отойдет под создание входного пространства и кассовой зоны. Нужно будет установить камеры для хранения вещей покупателей, выделить место под корзинки и тележки. Кроме того, согласно ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», ширина прохода между кассовыми кабинами и стеллажами должна быть не менее 1,7 метра, между параллельно расположенными островными горками — не менее 1,4 метра, а между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием — не менее 1, 6 метра.
Затраты на покупку оборудования для магазина самообслуживания выше, чем для оснащения магазина традиционной торговли. Возрастают расходы на приобретение холодильного оборудования, кассового и охранного оборудования. Например, для прилавочного магазина потребуются лишь охлаждаемые витрины: погонный метр среднетемпературных витрин бизнес-класса стоит в пределах от 800 до 1200 долларов (витрины класса люкс, к которому относят оборудование ведущих европейских производителей обойдется на 50-70% дороже), а также холодильные шкафы и морозильные лари. В магазине самообслуживания также используют охлаждаемые стеллажи и низкотемпературные ванны. Это недешевое оборудование. Например, модуль среднетемпературных стеллажей, изготовленных итальянскими фирмами, длиной 3,75 см обойдется в 7-9 тысяч долларов.
По подсчетам Владислава Сердюка, продакт-менеджера Группы « Торговое оборудование », финансовые вложения в магазин самообслуживания в среднем в два раза больше, чем в магазин традиционной торговли. «Чем меньше площадь торгового зала магазина, тем меньше разница между затратами на оснащение его как магазина самообслуживания и предприятия традиционной формы обслуживания из-за небольшого количества холодильного оборудования.», — отметил коммерческий директор компании «Интерфуд» Сергей Моисеев.
По мнению Сергея Моисеева, часто предприниматели опасаются самообслуживания по другой причине. Они боятся резкого увеличения случаев краж товаров персоналом магазинов. Однако при грамотном управлении и постоянным контролем за магазином процент потерь «на забывчивость» персонала в среднем составляет не более одного процента от оборота.
Бизнес — нелинейное уравнение
Тем не менее у опрошенных нами экспертов нет единого мнения: какова же минимальная торговая площадь магазина, которая служила бы границей, определяющей неэффективность перевода магазина на самообслуживание. Оценки тех, кто назвал конкретные цифры, резко отличилась: от 50 до 150 кв. метров. Например, специалисты Группы «Торговое оборудование» и компании «Купец» считают, что и на площади в 50 кв. метров можно организовать конкурентоспособный магазин самообслуживания. Исключения существуют. «Форма помещения влияет на организацию торговли в магазине. Помещение может быть площадью и 300 кв. метров, но если при этом оно вытянуто в длину и вход находится в середине, то практически становится невозможным открытие на данной площади магазина самообслуживания», — отмечает Владислав Сердюк.
Но некоторые специалисты считают подобную постановку вопроса неправильной. «Площадь магазина никак не связана с формой торговли — можно торговать через прилавок в огромном универсаме, доставшемся от советских времен, а можно использовать самообслуживание и на нескольких квадратных метрах. Нижнего предела площади для магазина самообслуживания не существует», — считает председатель Совета директоров сети универсамов «АБК» Владислав Егоров.
А начальник отдела архитектурного проектирования и дизайна компании «Олекс холдинг» Арина Пономаренко считает, что площадь магазина — лишь один из нескольких аргументов при решении задачи создания магазина. Зная только площадь торгового зала, можно найти решение, которое будет ограниченным и все же множеством.
Схожее мнение высказывают и эксперты компании «Котэкс-Торг»: «Розничный бизнес — постоянное решение нелинейных уравнений. Надо использовать матричный метод, а не пытаться решать все с помощью несложных линейных уравнений».
Три кита магазиностроения
Какие же еще неизвестные присутствуют в данном нелинейном уравнении? «Владельцу магазина нужно четко определить нишу, в которой он собирается работать, ее емкость и в результате сформировать формат предложения», — так считают в компании «Котэкс-Торг».
Сегодня, продолжают эксперты компании, средний потребитель с доходом уровня «до дефолтового» потребляет 600-700 наименований продуктов в месяц, это его привычный набор. Потребитель с высоким уровнем доходов потребляет до 1100 видов продуктов. Конечно же, речь здесь идет не о количестве покупаемого, а о разнообразии видов потребляемых продуктов. Учитывая коэффициент семейности в РФ равный 3,5, определяя ассортимент, магазин должен рассчитывать на удовлетворение спроса по нижней потребительской группе в размере 950-1050 наименований товаров на семью в месяц, в средней на 1350-1550 наименований и в верхней потребительской группе на 2800-3200 наименований. Дискаунтеры торгуют товарами основной потребительской группы, в то время как супермаркеты стараются удовлетворить спрос каждого из членов семьи.
Магазин с площадью торгового зала 200-300 кв. метров может работать как в том, так и в другом формате. «Площадь 300 кв. метров — это уже не мало. Ассортимент подобного магазина может составлять от 2500 наименований при варианте дискаунт и до 10 тысяч наименований при организации супермаркета. Это проверенно на собственном опыте», — рассказали нам в «Котэкс-Торге».
«Вариантов форматов при организации торговли методом самообслуживания больше по сравнению с традиционной торговлей, — считают эксперты компании. — При переходе на форму самообслуживания появляется возможность дальнейшего совершенствования ведения бизнеса; при ведении прилавочной торговли — развития практически не будет».
Главный плюс самообслуживания
Совершение покупателем незапланированных покупок — главное преимущество использования формы самообслуживания. Кроме того, за счет более рационального использования выкладки товара возможно увеличить ассортимент, представленный в торговом зале как минимум на 30 процентов. Это позволит получать гораздо больший доход от предприятия. По данным компании «Котэкс-Торг», оборот в магазинах площадью 200 кв. метров может достигать 230-300 тыс. рублей в день. Таким образом, большие затраты на оснащение магазина принесут и большую отдачу. «Предприниматели склонны учитывать абсолютную стоимость оборудования, не соотнося с отдачей, которую можно от него получить. Это неверный подход. Основной вопрос бизнеса — сколько предприниматель может заработать с единицы вложенных средств», — отмечают эксперты «Котэкс-Торг».
Case study
Примером нетрадиционного подхода к организации торговли с точки зрения современных рыночных тенденций служит столичная сеть «Самохвал». Сейчас в нее входят 60 магазинов площадью не менее 200 кв. метров. В 2003 году компания намерена открыть еще 20 магазинов. Торговля во всех магазинах организована через прилавок. Недавно «Самохвал» открыл новый магазин в районе Беляево с торговой площадью около 1000 кв. метров. Ранее там располагался супермаркет, но новые владельцы решили в этом помещении открыть магазин традиционной торговли. Его торговый зал неудобен для организации самообслуживания — вытянутый в длину коридор шириной не более 6 метров с нишами для расположения отделов.
Главная причина, почему «Самохвал» использует выбранный формат, по мнению PR-менеджера компании Александра Пермякова, такова: «Торговля через прилавок позволяет сохранить момент человеческого общения между покупателем и продавцом, что повышает привлекательность наших магазинов». Экономические причины, позволяющие «Самохвалу» не только выживать, но и достаточно успешно развиваться, на взгляд автора статьи, следующие.
Во-первых, магазины «Самохвал» — не привычные, советские гастрономы. Здесь нет выделенных кассиров и продавцов, и покупателю не приходится тратить время на отдельную очередь в кассу. К тому же в мясном, гастрономическом отделах, где производится нарезка и взвешивание продуктов, работают одновременно два продавца.
Во-вторых, поскольку продавцы в «Самохвале» — важный элемент торговой технологии, подбор персонала происходит очень тщательно. В основном в магазинах сети продавцами работают женщины до 40 лет, которые по молодости не успели проникнуться атмосферой советских магазинов.
В-третьих, вряд ли к «Самохвалу» подойдет определение «магазин у дома». До сих пор в компании склонны считать свои магазины винными. Ассортимент винной продукции составляет 3 тыс. наименований. В отделе алкоголя особенно заметна искусная работа мерчендайзеров. Однородность полок с товаром нарушают товары-магниты, например, выставленные в красных рамках «Водка месяца» и «Пиво месяца». Кроме этого «Самохвал» предлагает спиртные напитки под собственной маркой, что также притягивает внимание покупателя. Здесь же в винном отделе можно попробовать фирменное пиво.
В марте компания «Самохвал» сообщила об открытии собственных отделов всей продуктовой группы. Сегодня все технологические проблемы не решены. Например, продажа замороженных полуфабрикатов, которые как правило реализуются в заводской упаковке из остекленных морозильных ванн. Покупатель затрачивает на их покупку больше времени, чем в магазине самообслуживания.
«Самохвалу» без сомнения помогает неравномерность расположения крупных торговых объектов в Москве. «Самохвал» может разместиться практически в любом помещении, в то время как сети супермаркетов нужны площади от 500 кв. метров, и желательно с удобной архитектурой торгового зала.
А сеть «АБК», позиционирующая себя как сеть «соседских» магазинов, напротив, придерживается противоположного мнения. Средняя площадь универсамов «АБК» составляет всего 250-300 кв. метров. Сеть была создана в 1997 году и сейчас насчитывает 16 магазинов. В нынешнем году планируется открыть еще 5-10 магазинов. Ассортимент товаров составляет 3-3,5 тыс. наименований. Среднестатистический универсам сети обслуживает около 1000 покупателей в день, совершающих покупки в среднем на 120 рублей.
Свой выбор в пользу самообслуживания Владислав Егоров определяет так: «Самообслуживание удобно и прятно для покупателя — на кассовом узле универсама «АБК», по статистике, тратится всего 40 секунд при средней стоимости покупки 120 рублей. С другой стороны самообслуживание выгодно для магазина, обеспечивая ряд бесспорных преимуществ — экономит персонал, торговое пространство, позволяет увеличить пропускную способность». Отметим, что магазины «АБК», как правило, размещены на сложных для организации торговли площадях.
Самый маленький магазин самообслуживания, который я встречал в Москве, расположен рядом с метро «Рижская». Его площадь не превышает 50 кв. метров, причем складские площади отсутствуют. Обходятся всего пятью холодильными горками и морозильными ваннами. Магазин расположен по соседству с Торговым комплексом «Крестовский» и ему же принадлежит. По всей видимости, магазин чувствует себя неплохо. Покупатели забегают в магазинчик по пути к станции метро, приобретают два-три товара. Здесь продают пиво, овощи, замороженные полуфабрикаты, хлеб.
Вряд ли организация подобного магазина была бы возможной, если бы не было «материнского» супермаркета, который оберегает от дополнительных расходов на ведение компьютерного учета и обработку товаров. Симбиоз гиганта-супермаркета и мини-маркета оказался очень эффективен. Торговая компания получает дополнительный доход от тех покупателей, которые вряд ли бы зашли в «Крестовский».
Интервью
Как розница использует ИИ – на примере программного обеспечения Stemma на основе машинного зрения и искусственного интеллекта.