Декоративное изображение
8 583

Поделиться

Прорехи в сетях

Продуктовые сети Черноземья тяжело переживают финансовый кризис, однако до сих пор ни одна из них не дошла до банкротства или слияния с другим игроком, как бывало в иных регионах. Более того, сейчас на рынок пытаются выйти новые компании. Тем временем федеральные ритейлеры меняют стратегию развития в Черноземье в пользу более экономичных форматов – дискаунтера и «магазина у дома». А иностранным компаниям, судя по их активизации, кризис, кажется, и вовсе сыграл на руку.

МЕСТНЫЕ ПЫТАЮТСЯ ВЫЖИТЬ

 Региональные игроки рынка продуктового ритейла тяжело переносили начавшийся минувшей осенью финансовый кризис. К примеру, старооскольская торговая сеть «Провиант», принадлежащая бизнесменам Игорю Моргунскому, Евгению Луканову и Василию Мосуру, уже в октябре начала останавливать работу торговых точек и к середине ноября закрыла три магазина в Воронеже и шесть в Курской области. «Мы решили пойти по пути оптимизации и закрыли магазины, которые работали нерентабельно», – рассказывал тогда представитель ритейлера Евгений Михайлов. К маю, по данным ряда источников, знакомых с ситуацией, кредиторская задолженность «Провианта» достигла порядка 1,2 млрд рублей (4 EBITDA компании за 2008 год), причем около 60% долга старооскольская сеть должна погасить до конца текущего года.

По словам Ростислава Кулака, директора департамента корпоративных финансов инвесткомпании «Ист Коммерц» (организатор и один из держателей облигационного займа «Провианта» в размере 1 млрд рублей, размещенного весной 2007 года), в декабре 2008 года «Провианту» удалось избежать технического дефолта: сеть договорилась об отсрочке исполнения обязательств по оферте. «Переговоры компания проводила самостоятельно, для всех держателей условия пролонгации были индивидуальными», – уточнил господин Кулак. К концу мая, по его словам, задолженность «Провианта» по облигационному займу снизилась до 300 млн рублей, которые входят в общую кредиторку компании. В самом «Провианте» с прессой не общаются уже несколько месяцев, объясняя молчание «сложной рыночной ситуацией». Ряд участников рынка утверждает, что с учетом нынешней сложной финансовой ситуации внутри компании, собственникам «Провианта» ничего не остается, кроме как активно искать варианты для продажи сети. В противном случае не позднее чем к сентябрю компанию купят за долги, которые к тому времени будут только расти.

Впрочем, Ростислав Кулак считает, что ритейлеры чересчур категоричны в своих заявлениях и в действительности дела у компании обстоят не так плохо. «„Провианту“ просто придется снова и снова договариваться о пролонгациях, так как сеть вряд ли сможет в полной мере выполнять все свои финансовые обязательства. Однако, учитывая, что ранее им удавалось договориться с кредиторами, шансы на успех очередных переговоров велики», – подчеркнул господин Кулак. По мнению аналитиков, дополнительные проблемы сети создало приобретение аффилированной с ней структурой старооскольского ЛВЗ «Люкс» прошлым летом, буквально накануне кризиса.

В ближайшее время среди всех черноземных ритейлеров именно от «Провианта» стоит ожидать новостей, поскольку очевидно, что сеть, которая до кризиса объединяла 120 магазинов в регионах Центрального Черноземья, ищет пути выхода из критической ситуации. По мнению аналитиков, вероятен сценарий, который уже применялся в условиях кризиса рядом других ритейлеров, при котором на базе «Провианта» будет создана новая компания, а в состав ее акционеров войдут основные кредиторы сети.

Но пока судьба «Провианта» неясна, а сделок по слиянию продуктовых сетей в регионе после начала кризиса не было. Напомним, что липецкие продуктовые сети «Росинка» и «Покупайка» в октябре объявили, что начинают слияние в единую компанию. Новый ритейлер, как заявлялось, будет включать в себя порядка 35 магазина и станет претендовать на более чем 30% липецкого рынка. «Мы пригласим независимого оценщика, который поможет определить стоимость активов. Процедура объединения займет от двух месяцев до полугода», – говорил Александр Павлов, один из совладельцев «Покупайки». На конец мая сделка была далека от закрытия. Как пояснил Игорь Тиньков, контролирующий группу компаний «Росинка» (кроме развития продуктовой сети, выпускает алкогольные и безалкогольные напитки), процесс переговоров несколько приостановился в связи с тем, что сейчас сложно произвести адекватную оценку активов компаний и, соответственно, распределить доли в новой сети. «Впрочем, идея нашего слияния ни в коем случае себя не изжила», – подчеркнул господин Тиньков.

В целом продуктовые сети Черноземья кризис переносили относительно спокойно, подтверждая любимую фразу многих аналитиков о том, что ритейл находится в более выгодном положении, чем многие другие рынки, поскольку продукты питания будут покупать всегда независимо от мощности и глубины финансового кризиса. Так, белгородская сеть «Меридиан», которая в 2007 году была приобретена структурами Глеба Фетисова, а сейчас контролируется компанией «Центринвест Капитал Партнерс» во главе с управляющим партнером Игорем Цукановым, приостановилась в развитии, но действительно серьезных проблем в условиях кризиса в целом не испытала. Если в 2007 году, в момент сделки, она объединяла 55 супермаркетов и дискаунтеров в Белгородской и Курской областях, то сегодня «Меридиан» включает 52 магазина. Планов по агрессивной экспансии в другие регионы и в целом по увеличению количества торговых точек белгородская сеть в данным момент, судя по ее декларациям, не вынашивает.

Между тем орловское ЗАО «Паллада-торг» продолжает стабильное существование вопреки ожиданиям наблюдателей, что у компании начнутся проблемы из-за того, что ее основной собственник Николай Чеплов отбывает тюремное заключение. Напомним, в ноябре 2008 года Заводской райсуд Орла приговорил господина Чеплова к шести годам заключения, посчитав доказанной его вину в хранении наркотиков, оружия, а также в вымогательстве. В окружении Николая Чеплова неоднократно сообщали, что ему предлагали избавиться от бизнеса в одной из крупных столичных фирм. На сегодняшний день «Паллада-торг» объединяет 63 торговые точки: восемь супермаркетов (три «Апельсина», «Октябрьский», «Москва», ЦУМ, две «Паллады»), свыше 50 магазинов «Сберегайка». По словам источника, близкого к бизнесмену, позиции «Паллады-торга» достаточно устойчивы, продавать ее господин Чеплов кому-либо пока не собирается.

Несмотря на кризис, на рынок продуктового ритейла пытаются выйти и новые местные игроки. В марте агрохолдинг «Белстар-агро» Григория Федякова озвучил намерение вложить более 200 млн рублей в запуск в Воронеже собственной продуктовой сети «Колосок», которая призвана повысить рентабельность деятельности компании. До конца года предприниматель намерен открыть 50 мини-маркетов. В качестве одной из причин выхода на новый рынок господин Федяков называл сложные взаимоотношения с воронежскими ритейлерами: «Входные билеты, различные бонусы и задержки с реализацией товаров снижают нашу рентабельность. Теперь мы будем продавать продукцию через собственную сеть и, безусловно, станем сотрудничать и с другими поставщиками». Первые «Колоски» уже начали открываться в Воронеже. Однако участники рынка и аналитики не верят, что бизнесмену удастся до конца года увеличить их количество до озвученных 50 торговых точек. К слову, инициатива белгородских властей по созданию продуктовой сети «Фермер», которая, как планируется, будет работать напрямую с сельхозпроизводителями, уже несколько снизила амбициозность. ООО «Фермер торг» до конца года построит 15 магазинов новой сети – в Белгороде, Старом Осколе, Губкине и ряде других населенных пунктов. Ранее заявлялось о 100 точках, но, как признались чиновники, из-за кризиса программу пришлось сокращать.

Один из флагманов черноземного ритейла, группа «Промресурс» (сеть «Европа»), оказался в двоякой ситуации. С одной стороны, компания, несмотря на кризис, запускает новые торговые объекты, а также имеет надежного финансового партнера – Центрально-Черноземный банк Сбербанка России, с другой – оспаривает через курский арбитраж налоговые претензии к аффилированным с ней юрлицам на сумму более 800 млн рублей. Николай Полторацкий, бенефициар «Промресурса», уверен в их несправедливости.

Другой крупный игрок, ЗАО «Корпорация „ГриНН“» Николая Грешилова (сеть из 17 гипермаркетов «Линия» в Центральной России), вынашивает планы по экспансии в Подмосковье. Как недавно заявил сам господин Грешилов, пока компания выбирает первый земельный участок на автостраде Москва – Симферополь, однако к строительным работам, по словам бизнесмена, планируется приступить не раньше 2010 года.

ФЕДЕРАЛЫ МЕНЯЮТ СТРАТЕГИЮ

Если черноземные сети озабочены сохранением своего бизнеса и его оптимизацией, то федеральные ритейлеры сейчас также не столь активно развиваются, ставя перед собой задачу удержать те позиции в регионах, которые были завоеваны до кризиса. В частности, X5 Retail Group (в Черноземье у компании функционирует 21 дискаунтер «Пятерочка», 11 супермаркетов «Перекресток», четыре гипермаркета «Карусель») пошла по пути изменения части своих торговых точек в более экономные форматы. В течение марта-апреля X5 переформатировала в Липецке два супермаркета «Перекресток» в дискаунтеры «Пятерочка». Вскоре еще несколько липецких «Перекрестков» могут стать «Пятерочками». Из-за кризиса X5 Retail Group потеряла франчайзи в Белгороде – ООО «Белхладоопт». «Наш партнер был вынужден закрыть свой бизнес в связи с отсутствием финансирования на дальнейшее развитие. Нам поступало предложение о выкупе магазинов, но такой шаг не соответствовал нашей стратегии выборочного выкупа только самых успешных и привлекательных франчайзеров», – объяснили в X5. Ранее в городе насчитывалось девять дискаунтеров «Пятерочка». Впрочем, Белгородская область недолго оставалась без присутствия X5 – уже в конце мая федеральный ритейлер запустил в микрорайоне «Дубрава-1» Старого Оскола Белгородской области гипермаркет «Карусель». Таким образом, X5 к настоящему моменту представлена в Центральном Черноземье в четырех областях – Воронежской, Липецкой, Курской и Белгородской.

В столице Черноземья X5 работает по франчайзи с ЗАО «Висант-торг» депутата облдумы Сергея Ткачева и его партнеров, которое развивает сеть из 25 магазинов «Пятерочка», планируя в течение года увеличить количество торговых точек до 30. Компания дистанцируется от X5, отмечая, что является одним из самых успешных франчайзи-партнеров федеральной компании именно благодаря самостоятельному эффективному развитию. Сразу несколько участников рынка сообщили, что между X5 и «Висант-торгом» в прошлом году и начале 2009-го шли переговоры о вхождении местной сети в общую компанию (как произошло, например, в Ростове-на-Дону), но диалог сделкой не завершился. Официально ни в X5, ни в «Висант-торге» ситуацию не комментируют.

Калининградская сеть «Вестер», представленная в Черноземье шестью гипермаркетами, в свою очередь, также пошла на изменения в формате своих магазинов, чтобы повысить эффективность их работы. Так, в конце весны «Вестер-Черноземье» заявил, что ассортиментная матрица магазинов корректируется в сторону более дешевых позиций. В частности, «Вестер» постепенно выводит из ассортимента крупную бытовую технику, электронику, фото- и видеотехнику, сотовые телефоны . Кроме того, компания объявила об отмене входных и бонусных платежей для местных агропроизводителей. «В рамках программы лояльности мы увеличили их долю до 30%, проводя замещение импортных продуктов питания», – объяснили в «Вестере». Впрочем, столь бережное отношение к поставщикам со стороны калининградского ритейлера неудивительно: сеть только в конце весны объявила о возвращении объема поставок на свои прилавки к докризисному уровню.

Общий долг компании перед поставщиками в начале года составлял порядка 400 млн рублей. По словам владельца торгового дома «Талосто» (Воронеж) Александра Киселева, топ-менеджмент «Вестера» тогда обещал расплатиться только с теми компаниями, которые продолжают поставки в сеть, несмотря на задержки с расчетами. «Мы на такие условия согласились, другие – нет». В результате часть поставщиков перестала работать с калининградской компанией, направив иски в арбитражи о взыскании с нее задолженности. Впрочем, к концу весны, как заявляют в «Вестере», с большей частью контрагентов спорные вопросы были урегулированы. Кстати, сеть также не планирует в ближайшее время агрессивного развития в Черноземье. Более того, вместо гипермаркетов «Вестер» она теперь намерена открывать магазины в формате «у дома» «Сосед».

Краснодарское ЗАО «Тандер» является безусловным лидером рынка Черноземья по количеству магазинов в формате «у дома». На сегодня в макрорегионе работает порядка 300 торговых точек «Магнит» и один гипермаркет. В течение 2009 года, как заявляется в компании, «Тандер» планирует запустить в Черноземье не менее 40 магазинов.

Другой крупный федеральный игрок консолидирует свои активы: до конца года ОАО ТД «Копейка» намерено реализовать опцион на покупку региональных магазинов, объединенных в ООО «Копейка-Поволжье». На конец 2008 года «Копейка-Поволжье» управляла 172 из 517 магазинов торговой сети «Копейка». Она объединяет компании, работающие в Воронеже, Ярославле, Самаре, Нижнем Новгороде и Владимире.

Стоит отметить, что в ближайшее время на рынке Черноземья возможно появление новых федеральных ритейлеров. В конце лета группа «Ташир» планирует запустить в Белгороде торгово-развлекательный центр (ТРЦ) «Рио» площадью около 50 тыс. кв. м. Продуктовый сегмент в проекте займет гипермаркет «Седьмого континента», который выступал соинвестором строительства ТРЦ. Федеральная сеть «Мосмарт», которая вышла из кризиса, сменив собственника, также должна открыть магазины в Черноземье. В частности, она выкупила площади в ТРЦ «Атмосфера» площадью свыше 30 тыс. кв. м, который достраивает в Воронеже на улице Фридриха Энгельса группа «Новые строительные технологии». Второй «Мосмарт» должен открыться в 50-тысячнике «Молл» группы РТМ в Липецке, который также близок к запуску. Когда «Мосмарт» находился в предбанкротном состоянии, РТМ начинала искать ему замену в липецкий проект, но сейчас вероятность открытия в ТРЦ именно «Мосмарта» повысилась.

Кроме того, санкт-петербургская сеть гипермаркетов «О`Кей» не так давно приобрела в Воронеже на улице Шишкова участок площадью около 3 га. В самой торговой сети «О`Кей» свои планы в отношении Воронежа комментируют с крайней неохотой: «Мы можем только сказать, что в какой-то момент в городе будет запущен наш гипермаркет, а возможно, и не один». Впрочем, как уточнил вице-мэр Юрий Гайдай, курирующий градостроительство, санкт-петербургская компания планирует построить на приобретенном участке типовой гипермаркет площадью порядка 10 тыс. кв. м.

ИМПОРТНАЯ АКТИВИЗАЦИЯ

В отличие от местных и федеральных ритейлеров, которые снизили темпы развития в Черноземье, зарубежные сети, напротив, повысили активность и даже занимают ниши, освободившиеся после ухода российских игроков. Немецкая Rewe Group пришла в макрорегион на смену обанкротившейся сети «Гроссмарт». Зарубежная компания открыла пять магазинов Billa в Курске и два магазина Biop в Воронеже на Московском проспекте и на площадях группы РТМ, которые ранее арендовались «Гроссмартом» (Biop cменил «Гроссмарт» в ТРЦ «Армада»). Изначально открывать магазины планировалось под брендом Billa в рамках ООО «Билла Раша Гмбх»- совместного предприятия с холдингом «Марта». Однако с конца 2008 года, как уточнял источник в российском представительстве Rewe, «Марта» перестала инвестировать в развитие совместного предприятия, хотя по договору все партнеры обязаны выделять средства на расширение «Билла Раша» пропорционально своим долям в СП (75% и 22,5% соответственно). Возобновить развитие российской Billa компания Rewe планирует только после того, как выкупит 22,5% «Марты», либо когда урегулирует вопрос с российским партнером каким-либо другим образом. Пока же экспансия в Россию проходит через 100%-ную дочку Rewe Group. В конце весны немецкая компания сообщила, что в текущем году планирует открыть в России 20 новых супермаркетов Biop в дополнение к 59 магазинам, которые уже работают в стране. Экспансия концерна, как декларируется, будет сосредоточена в Москве и Подмосковье, Черноземье (Воронеж, Липецк, Белгород, Курск), Нижегородской области (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас), а также во Владимирской области и Брянске.

Еще одна немецкая компания – Metro Group AG – через дочернюю структуру ООО «Real-гипермаркет» намерена запустить в Тамбове летом 2009 года торговый центр Real. Общая площадь комплекса составит 28 тыс. кв. м (розничный гипермаркет и торговая галерея), объем вложений в проект составит 30 млн евро. ТЦ разместится на территории ЗАО «Завод „Тамбовполимермаш“«, где в настоящий момент идет реконструкция одного из бывших цехов. Реализация проекта, как отметили в ритейлере, согласована с губернатором Тамбовской области Олегом Бетиным, а также представителями Росавтобанка, который владеет контрольным пакетом акций «Тамбовполимермаша». Cейчас в Черноземье работает всего один гипермаркет Real – в Липецке.

Между тем сеть ТЦ Metro cash&carry после запуска в декабре 2008 года магазина в Курске пока не заявляла о продолжении экспансии в Черноземье. Известно, что интерес Metro проявляла к Орлу, где занималась поиском подходящего земельного участка, однако до конкретного проекта дело пока не дошло. Сейчас, кроме курского магазина, в Черноземье гипермаркеты Metro cash&carry функционируют в Воронеже и Липецке.

Французский продуктовый ритейлер Carrefour свой третий проект в России запустит в Липецке. Компания уже заключила договор аренды на 9 тыс. кв. м площадей на первом этаже ТРЦ «Европа», который возводится в Липецке на улице Советской. Как уточнил основной владелец «Европы», местный бизнесмен Владимир Чеботарев, контракт подписан на десять лет с возможной пролонгацией. Господин Чеботарев добавил, что ТРЦ «Европа» площадью около 60 тыс. кв. м будет запущен уже до конца года. Сейчас Carrefour развивает проекты на территории РФ только в Москве и Краснодарском крае.

По оценке Сергея Фильченкова из управляющей компании «Финам Менеджмент», годовой оборот рынка торговых сетей Черноземья составляет порядка 60 млрд рублей. «В текущем году, даже несмотря на финансовый кризис, мы ожидаем роста рынка примерно на 8-10%», – подчеркнул эксперт. По мнению аналитика, наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития ситуации – консолидация рынка. «Частично она будет осуществляться за счет скупки крупными игроками региональных сетей и в целом увеличения доли федеральных ритейлеров», – пояснил господин Фильченков. Отдельные местные сети, имеющие высокую долговую нагрузку, по его словам, уйдут с рынка – их кредиторская задолженность формировалась в условиях снижения стоимости заемных ресурсов и высокой динамики рынка, а сейчас у многих компаний нет даже возможности погашать проценты по кредитам и расплачиваться с поставщиками. «В условиях кризиса снижается стоимость аренды и строительства, конкуренции за помещения. Кроме того, региональные власти занимают более гибкие позиции. Ситуацией для активной экспансии пользуются игроки, в том числе зарубежные, имеющие достаточный объем свободных ресурсов. Они сейчас в выигрышном положении», – резюмировал эксперт.

Евгений Тимошинов (Коммерсантъ Черноземье)

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами