Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Прогноз на вакансии
Тяжелая экономическая ситуация заставляет владельцев торговых центров идти на уступки арендаторам и, например, фиксировать ставки аренды в рублях, а не в долларах. Несмотря на это, средний уровень вакантных площадей в торговых центрах России будет расти – например, в Москве доля свободных помещений к концу 2015 года может увеличиться до 11%, прогнозируют участники рынка.
Торговые центры пустеют
В 2014 году в России отмечалось существенное замедление темпов заполнения арендаторами новых торговых центров: в некоторых объектах на момент открытия пустовало более 70% помещений, рассказала региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers Анна Никандрова. На фоне ввода в эксплуатацию рекордного объема торговых площадей и снижения спроса со стороны арендаторов показатель доли вакантных площадей достиг 6% к концу 2014 года.
Впрочем, знаковые проекты в российских регионах стоят с минимальным процентом свободных площадей, а проекты с морально устаревшей концепцией и небольшими площадями испытывают серьезную нехватку арендаторов. Доля вакантных площадей в таких проектах может достигать 85%, отмечает независимый эксперт Виталия Львова.
В Москве, по оценкам компании JLL, во второй половине 2014 года показатель свободных торговых площадей в среднем вырос с 3,5% до 6%. «В 2015 году ожидается дальнейшее увеличение общей доли вакантных площадей до 8% в связи с большим заявленным объемом ввода новых ТЦ и сдержанным спросом со стороны ритейлеров на площади на фоне снижения покупательной способности населения и замедления темпов роста розничных продаж. В кризис 2008-2009 года этот показатель в целом по рынку торговых площадей Москвы вырос с 3% до 10%», – говорит начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская.
В CBRE дают менее позитивный прогноз: по итогам этого года доля вакантных площадей в торговых центрах столицы может увеличиться до 11%, а в стрит-ритейле – до 13%.
Ставки аренды достигают дна
Высокая доля вакантных торговых площадей не смогла не отразиться на ставках аренды. Так, в торговых центрах столицы к концу прошлого года средние ставки аренды снизились на 20%, до 400-1,4 тысячи долларов за квадратный метр в год, подсчитали в JLL.
«В свою очередь, максимальная ставка аренды сохранилась на уровне 4,5 тысячи долларов за квадратный метр в год, так как спрос на успешные качественные торговые центры стабилен, что поддерживает ставки в топовых объектах на высоком уровне. Сегодня собственники новых торговых центров готовы идти на уступки, например, временно привязывать арендную плату к проценту от товарооборота, но это делается на короткий и четко оговоренный срок», – рассказывает Татьяна Ключинская.
Арендаторы менее успешных объектов, испытывая трудности с привлечением посетителей и достижением высоких показателей товарооборота, настаивали на предоставлении различных льгот. «В первую очередь розничные компании стремились обезопасить себя от увеличения арендных выплат в условиях валютной турбулентности. Они требовали зафиксировать валютный коридор арендных ставок или настаивали на введении «рублевой» ставки», – говорит Анна Никандрова.
В стрит-ритейле Москвы коммерческие условия также начали меняться: в долларовом выражении ставки аренды снизились на 20-40% на основных торговых улицах и до 20% на пешеходных улицах, подсчитали аналитики CBRE. В основном, это снижение произошло за счет того, что стоимость аренды в рублях либо осталась на прежнем уровне, либо росли более низкими темпами, чем процесс обесценивания рубля. Это привело к тому, что часть собственников торговых помещений были готовы заключать рублевые договора аренды уже в конце 2014 года.
Прайм-ставка на торговые помещения на главных торговых улицах снизилась с 8 тысяч с начала 2014 года до 7 тысяч долларов за «квадрат» в год. По итогам 2015 года в CBRE прогнозируют снижение ставки до порядка 6 тысяч долларов за квадратный метр. Восстановление коммерческих условий начнется не раньше начала первого квартала 2016 года, считают эксперты CBRE.
Девелоперы начали замораживать строительство
В ближайшие полтора года практически все объекты, находящиеся на завершающем этапе строительства, постепенно будут достраиваться, прогнозирует Анна Никандрова. В то же время реализация проектов торговых центров, которые проектируются или находятся на стадии «земляных работ», скорее всего, на какой-то период будет приостановлена – строительство возобновиться лишь после того, как финансирование станет более доступным, добавляет эксперт.
Схожего мнения придерживаются и в JLL. «Динамика строительства и ввода новых торговых центров будет находиться под давлением рыночной ситуации: девелоперы не будут начинать строительство новых объектов, а лишь будут заканчивать те, что находятся на продвинутой стадии. Мы ожидаем переноса сроков ввода ряда объектов с 2015 на 2016 год, а в дальнейшем российский рынок торговых центров столкнется с провалом во вводе новых ТЦ в связи с тем, что в ближайшее время строительство новых объектов начинаться не будет», – ожидает Татьяна Ключинская.
Пока о приостановке строительства заявила лишь малая часть собственников, добавляет Никандрова. Среди тех, кто анонсировал приостановку – «Росевродевелопмент» со второй очередью ТРЦ «Аура» в Новосибирске, холдинг «Финстрой» с барнаульским ТРЦ «Весна-2», пока остается под вопросом реализация челябинского ТРЦ Cloud (девелопер «Родник») и проекта «Аэрополис» вблизи московского аэропорта «Внуково». Однако, в целом, девелоперские компании предпочитают переносить сроки открытия торговых центров на более поздние периоды, а не замораживать проекты.
Как кризис изменит рынок
Нестабильная финансовая обстановка не могла не повлиять на рынок торговой недвижимости в стране. Сейчас формируется новая рыночная практика формирования цены на торговую недвижимость. Происходит полный отказ от двух фундаментальных принципов арендных отношений, которые появились на этапе зарождения рынка коммерческой недвижимости в условиях жесткого дефицита качественных торговых площадей в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
«В условиях исключительной нестабильности и непредсказуемости динамики объемов продаж и затрат ритейлеров фиксированная плата за недвижимость становится недопустимым риском. Арендаторы считают справедливыми разделить риски, связанные с недвижимостью, с арендодателями. Это означает, что затраты на недвижимость должны находиться в соответствие с объемом продаж, генерируемым торговой точкой. Переход от фиксированной ставки аренды к оплате недвижимости только процентами с оборота торговой точки становится наиболее популярной практикой», – рассказывает замруководителя отдела исследований Cushman & Wakefield Лада Белайчук.
Она также ожидает, что в краткосрочной перспективе рынок торговой недвижимости перейдет на расчеты в рублях. «До конца 2015 года подавляющее большинство договоров аренды будет заключаться в рублях», – говорит эксперт Cushman & Wakefield.
Старший партнер, вице-президент по развитию Sminex Сергей Свиридов ожидает изменений покупательского поведения в связи с кризисом. Скорее всего, драйвером роста в ближайшие 3-4 года станет формат «магазинов у дома». «В условиях сжатия бюджетов и ограничений люди будут стараться не посещать ТЦ с целью «выхода в свет», а ходить в магазины, где можно быстро, что называется, без соблазнов потратить деньги, купить необходимые продукты, да еще и расположены по ходу движения», – объясняет Свиридов.
Что касается помещений под ритейл около метро, то этот формат будет переживать очередной «ренессанс», добавляет вице-президент по развитию Sminex. Они будут востребованы прежде всего дискаунтерами.
Вера Козубова, РИА Новости
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?