Декоративное изображение
75 536

Поделиться

Профессия курьер: условия, зарплата, перспективы

В последние два года курьеры, как никогда прежде, стали востребованы и заметны. Однако развитие сервисов доставки меняет не только покупательские привычки, но и рынок труда. Для Retail.ru эксперты Salary Index собрали информацию о реальных зарплатах курьеров в российских регионах, требованиях к кандидатам, условиях работы и поделились прогнозами развития этого сегмента рынка труда.

Фото: Semiglass/shutterstock

Фото: Semiglass/shutterstock

Основные работодатели на рынке курьерской доставки

На конец декабря 2021 года на сайте Head Hunter было около 7,5 тыс. курьерских вакансий для Москвы, 10,5 тыс. вакансий в Центральном регионе, более 2,5 тыс. вакансий в Санкт-Петербурге. К тысяче подбиралась эта цифра в таких городах, как Ростов-на-Дону и Краснодар. А на сайте Avito нашлось почти 95 тысяч объявлений о вакансиях курьера по всей России.

Главными работодателями в этом сегменте являются крупнейшие игроки рынка доставки: «Яндекс» (с экосистемой сервисов Доставка, Еда, Лавка, Такси), Delivery Club (доставка еды из ресторанов), Ozon. Активными «вербовщиками» курьеров также являются DoDo, Wildberries, «СберМаркет». Курьеров ищут компании-производители для собственных интернет-магазинов, а также uber-сервисы по курьерской доставке вроде «Пешкарики» или Dostavista.

Таким образом, главные участники рынка, которые формируют спрос на курьеров:

  • сервисы доставки готовой еды и покупок из магазинов (например, «Яндекс.Еда», «СберМаркет»);

  • собственные службы доставки маркетплейсов (например, Lamoda, Ozon);

  • собственные службы доставки из интернет-магазинов крупнейших брендов или ритейлеров (например, «Спортмастер», Rendez-Vous);

  • логистические компании (например, СДЭК);

  • сервисы поиска курьера, работающие по принципу Uber (например, Dostavista).

Экспансия федеральных компаний в регионы влечет за собой повышение спроса на курьеров и рост их заработных плат. Иногда – взрывной и слишком обнадеживающий.

Источник: Salary Index

Города, где требуются курьеры «Яндекс.Еды»

Почему кандидатов привлекает работа курьером?

«Доход до 5 тысяч рублей в день», «Доход до 4900 рублей в день», «От 90 000 рублей. в месяц» – такими обещаниями по зарплате заманивает реклама крупных игроков любого, кто введет в поисковой строке запрос «работа курьером». А в некоторых вакансиях курьеру обещают заработок свыше 100 тыс. рублей (например, «до 120 000 руб. в месяц»).

Источник: Salary Index

Реклама в результатах поиска по запросу «работа курьером»

Но, если абстрагироваться от конкурентных войн за курьеров и не соответствующих здравому смыслу компенсаций, в среднем картина по зарплатам курьеров выглядит так.

Источник: Salary Index

Средняя заработная плата курьера в разных регионах России, III–IV кв. 2021 года. По данным мониторинга Salary Index.

Однако спрос на курьеров подвержен сезонности. Например, в Wildberries отметили пик заказов в декабре 2021 года – около 3,5 млн каждый день, в то время как среднее число заказов в сутки в 2021 году составляло 1,5 млн.

Подобные скачки спроса (перед Новым годом и гендерными праздниками) заметно влияют и на размер компенсаций. Так, в IV квартале 2021 года, по сравнению с III кварталом, наблюдается рост заработных плат во всех регионах. В некоторых из них (например, Сибирь, Дальний Восток) – до 15%.

Источник: Salary Index

Рост средней заработной платы курьера в регионах в 2021 году. По данным мониторинга Salary Index.

Дополнительные условия для курьеров

Работа курьером оказывается привлекательной для многих кандидатов и по другим причинам.

  • Отсутствуют требования к образованию и профессиональному опыту кандидатов («можно без опыта»).

  • Гибкий график («неполный рабочий день», «оформление и обучение за 1 день», «2/2 12 часов», «гибкое начало дня», «курьер выходного дня», «каждый день или раз в месяц» и т.д.).

  • Подходит даже для тех, кто имеет ограничения по здоровью (доставка легких грузов до 5 кг, курьеры для работы с документами – например, курьеры-консультанты «Тинькофф»).

  • Близость к дому («выбирайте заказы, которые вам по пути», «доставка по одному району», «работа рядом с домом или вузом», «ограничен радиус доставки», «закрепленные маршруты», «район работы на выбор», «ограниченная зона доставки»).

  • Разнообразие возможностей. Заказы можно доставлять на велосипеде, на самокате, пешком, на личном или предоставленном компанией автомобиле, даже на собаках (СберМаркет запустил доставку на собачьих упряжках).

  • Бонусы (компенсация расходов на транспорт, скидки при покупке велосипедов/самокатов у партнеров, бесплатные обеды, выдают рабочую одежду).

Но это не значит, что к кандидатам в курьеры не предъявляются никакие правила отбора.

Требования к курьерам

Самый минимум, которого ждут работодатели от курьеров, – это адекватность, вежливость, наличие смартфона (и умение работать с приложениями на нем), а также ответственность и исполнительность.

Что касается навыков и обязанностей, то в отчетах мониторинга заработных плат Salary Index профайл «идеального» кандидата на должность курьера описывается следующим образом.

Базовые требования: возраст 18+ и образование не ниже среднего (среднее, среднее специальное или высшее).

Навыки: умение ориентироваться в пространстве и на местности, умение работать в режиме многозадачности, хорошие коммуникативные навыки, умение грамотно организовать свою работу, способность эффективно работать как самостоятельно, так и в команде, грамотная русская речь, умение водить автомобиль.

Обязанности:

  • комплектация, упаковка, погрузка заказа;

  • доставка заказа клиенту;

  • отчетность электронная/бланковая/фото;

  • материальная ответственность.

Дополнительные требования:

  • наличие медицинской книжки;

  • наличие водительского удостоверения категории B, C;

  • наличие личного транспорта;

  • наличие смартфона для установки приложения.

В зависимости от навыков кандидата он может претендовать на больший или меньший уровень компенсации. Но на зарплату также влияют экономические факторы, изменение финансового положения и платежеспособности организаций, сезонный спрос, а также способ расчета заработка.

Например, большая часть работодателей со сдельной оплатой предлагает ставку за доставку (в среднем 250 руб. за 1 адрес в Москве и 140 руб. в регионах) и только четверть работодателей – за час (в среднем 150 руб./час в Москве, 125 руб./час – в регионах). Основная цель работодателя – увеличить время работы курьера.

Тренды доставки и e-commerce

Уже сейчас клиентам доступны такие возможности, как курьерская доставка в день заказа, к определенному времени, экспресс-доставка в течение 30–60 минут. Заказать можно хоть пакетик орешков, хоть громоздкую мебель.

И сервис продолжает совершенствоваться вслед за развитием рынка электронной коммерции, который, по прогнозам Data Insight, к 2025 году вырастет в 4 раза и достигнет 11,1 трлн рублей.

Это связано и с факторами, которые «принесла» пандемия: новые онлайн-покупатели, переход на удаленку, рост e-grocery , а также с наметившимися «перестройками» рынка.

  • Производители развивают D2C-продажи, запуская собственные интернет-магазины или витрины на маркетплейсах. Они стремятся развивать коммуникацию с покупателем без посредников и дилеров, усиливать эмоциональную связь с брендом, быть в контакте с аудиторией, чтобы оперативно собирать обратную связь и совершенствовать продукт.

  • Развивается мобильная и социальная коммерция. Более 70% покупок в мире совершается с мобильных устройств, растет готовность (и желание) покупателей максимально быстро и просто делать заказы, кликнув на товар или видео в своей ленте. Например, Instagram, «Одноклассники» и «ВКонтакте» уже предложили шопинг-теги, которые позволяют совершить покупку в приложении, а в ближайшем будущем «товарная» интеграция в Facebook, Instagram, YouTube, TikTok будет происходить при помощи ссылок из видео и профилей, а также через стримы.

  • Набирает обороты онлайн-продажа фармацевтических препаратов. С 1 сентября 2021 года была законодательно разрешена дистанционная продажа безрецептурных лекарственных средств. Лицензию на продажу лекарств онлайн уже получили крупнейшие игроки ритейла и доставки – например, «Почта России», Wildberries, «Яндекс.Маркет». Фармацевтическое направление развивают «Сбербанк» («Сбер Еаптека»), «Магнит», X5 Group.

  • Усиливается коллаборация сервисов доставки с крупнейшими ритейлерами. Так, подключение курьеров Delivery Club к доставке покупок из магазинов (например, из «Дикси» и «Магнита») позволило компании побить свой годовой рекорд по количеству заказов. А крупнейший российский дискаунтер «Светофор» объявил о сотрудничестве с сервисом «Яндекс.Доставка».

На фоне этих событий активно развивается срочная доставка. Правда, понятие «срочности» сильно зависит от товарной категории. Например, для готовой еды и цветов актуальна доставка в течение 30–60 минут, в течение 1–4 часов – для лекарств, для техники срочной будет уже доставка день в день, а для мебели – на следующий день после заказа.

Чтобы максимально сократить время ожидания заказа до 15–25 минут (в первую очередь это касается доставки продуктов и готовой еды), сервисы активно развивают гиперлокальную доставку. Например, так работают «Кухня на районе», «Самокат», «Яндекс.Лавка».

Есть все основания полагать, что в ближайшее время спрос на курьеров не сократится, а будет продолжать расти – вместе с конкуренцией за них и, соответственно, размером компенсаций.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами