Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Профессия курьер: условия, зарплата, перспективы
В последние два года курьеры, как никогда прежде, стали востребованы и заметны. Однако развитие сервисов доставки меняет не только покупательские привычки, но и рынок труда. Для Retail.ru эксперты Salary Index собрали информацию о реальных зарплатах курьеров в российских регионах, требованиях к кандидатам, условиях работы и поделились прогнозами развития этого сегмента рынка труда.
Фото: Semiglass/shutterstock
Основные работодатели на рынке курьерской доставки
На конец декабря 2021 года на сайте Head Hunter было около 7,5 тыс. курьерских вакансий для Москвы, 10,5 тыс. вакансий в Центральном регионе, более 2,5 тыс. вакансий в Санкт-Петербурге. К тысяче подбиралась эта цифра в таких городах, как Ростов-на-Дону и Краснодар. А на сайте Avito нашлось почти 95 тысяч объявлений о вакансиях курьера по всей России.
Главными работодателями в этом сегменте являются крупнейшие игроки рынка доставки: «Яндекс» (с экосистемой сервисов Доставка, Еда, Лавка, Такси), Delivery Club (доставка еды из ресторанов), Ozon. Активными «вербовщиками» курьеров также являются DoDo, Wildberries, «СберМаркет». Курьеров ищут компании-производители для собственных интернет-магазинов, а также uber-сервисы по курьерской доставке вроде «Пешкарики» или Dostavista.
Таким образом, главные участники рынка, которые формируют спрос на курьеров:
-
сервисы доставки готовой еды и покупок из магазинов (например, «Яндекс.Еда», «СберМаркет»);
-
собственные службы доставки маркетплейсов (например, Lamoda, Ozon);
-
собственные службы доставки из интернет-магазинов крупнейших брендов или ритейлеров (например, «Спортмастер», Rendez-Vous);
-
логистические компании (например, СДЭК);
-
сервисы поиска курьера, работающие по принципу Uber (например, Dostavista).
Экспансия федеральных компаний в регионы влечет за собой повышение спроса на курьеров и рост их заработных плат. Иногда – взрывной и слишком обнадеживающий.
Города, где требуются курьеры «Яндекс.Еды»
Почему кандидатов привлекает работа курьером?
«Доход до 5 тысяч рублей в день», «Доход до 4900 рублей в день», «От 90 000 рублей. в месяц» – такими обещаниями по зарплате заманивает реклама крупных игроков любого, кто введет в поисковой строке запрос «работа курьером». А в некоторых вакансиях курьеру обещают заработок свыше 100 тыс. рублей (например, «до 120 000 руб. в месяц»).
Реклама в результатах поиска по запросу «работа курьером»
Но, если абстрагироваться от конкурентных войн за курьеров и не соответствующих здравому смыслу компенсаций, в среднем картина по зарплатам курьеров выглядит так.
Средняя заработная плата курьера в разных регионах России, III–IV кв. 2021 года. По данным мониторинга Salary Index.
Однако спрос на курьеров подвержен сезонности. Например, в Wildberries отметили пик заказов в декабре 2021 года – около 3,5 млн каждый день, в то время как среднее число заказов в сутки в 2021 году составляло 1,5 млн.
Подобные скачки спроса (перед Новым годом и гендерными праздниками) заметно влияют и на размер компенсаций. Так, в IV квартале 2021 года, по сравнению с III кварталом, наблюдается рост заработных плат во всех регионах. В некоторых из них (например, Сибирь, Дальний Восток) – до 15%.
Рост средней заработной платы курьера в регионах в 2021 году. По данным мониторинга Salary Index.
Дополнительные условия для курьеров
Работа курьером оказывается привлекательной для многих кандидатов и по другим причинам.
-
Отсутствуют требования к образованию и профессиональному опыту кандидатов («можно без опыта»).
-
Гибкий график («неполный рабочий день», «оформление и обучение за 1 день», «2/2 12 часов», «гибкое начало дня», «курьер выходного дня», «каждый день или раз в месяц» и т.д.).
-
Подходит даже для тех, кто имеет ограничения по здоровью (доставка легких грузов до 5 кг, курьеры для работы с документами – например, курьеры-консультанты «Тинькофф»).
-
Близость к дому («выбирайте заказы, которые вам по пути», «доставка по одному району», «работа рядом с домом или вузом», «ограничен радиус доставки», «закрепленные маршруты», «район работы на выбор», «ограниченная зона доставки»).
-
Разнообразие возможностей. Заказы можно доставлять на велосипеде, на самокате, пешком, на личном или предоставленном компанией автомобиле, даже на собаках (СберМаркет запустил доставку на собачьих упряжках).
-
Бонусы (компенсация расходов на транспорт, скидки при покупке велосипедов/самокатов у партнеров, бесплатные обеды, выдают рабочую одежду).
Но это не значит, что к кандидатам в курьеры не предъявляются никакие правила отбора.
Требования к курьерам
Самый минимум, которого ждут работодатели от курьеров, – это адекватность, вежливость, наличие смартфона (и умение работать с приложениями на нем), а также ответственность и исполнительность.
Что касается навыков и обязанностей, то в отчетах мониторинга заработных плат Salary Index профайл «идеального» кандидата на должность курьера описывается следующим образом.
Базовые требования: возраст 18+ и образование не ниже среднего (среднее, среднее специальное или высшее).
Навыки: умение ориентироваться в пространстве и на местности, умение работать в режиме многозадачности, хорошие коммуникативные навыки, умение грамотно организовать свою работу, способность эффективно работать как самостоятельно, так и в команде, грамотная русская речь, умение водить автомобиль.
Обязанности:
-
комплектация, упаковка, погрузка заказа;
-
доставка заказа клиенту;
-
отчетность электронная/бланковая/фото;
-
материальная ответственность.
Дополнительные требования:
-
наличие медицинской книжки;
-
наличие водительского удостоверения категории B, C;
-
наличие личного транспорта;
-
наличие смартфона для установки приложения.
В зависимости от навыков кандидата он может претендовать на больший или меньший уровень компенсации. Но на зарплату также влияют экономические факторы, изменение финансового положения и платежеспособности организаций, сезонный спрос, а также способ расчета заработка.
Например, большая часть работодателей со сдельной оплатой предлагает ставку за доставку (в среднем 250 руб. за 1 адрес в Москве и 140 руб. в регионах) и только четверть работодателей – за час (в среднем 150 руб./час в Москве, 125 руб./час – в регионах). Основная цель работодателя – увеличить время работы курьера.
Тренды доставки и e-commerce
Уже сейчас клиентам доступны такие возможности, как курьерская доставка в день заказа, к определенному времени, экспресс-доставка в течение 30–60 минут. Заказать можно хоть пакетик орешков, хоть громоздкую мебель.
И сервис продолжает совершенствоваться вслед за развитием рынка электронной коммерции, который, по прогнозам Data Insight, к 2025 году вырастет в 4 раза и достигнет 11,1 трлн рублей.
Это связано и с факторами, которые «принесла» пандемия: новые онлайн-покупатели, переход на удаленку, рост e-grocery , а также с наметившимися «перестройками» рынка.
-
Производители развивают D2C-продажи, запуская собственные интернет-магазины или витрины на маркетплейсах. Они стремятся развивать коммуникацию с покупателем без посредников и дилеров, усиливать эмоциональную связь с брендом, быть в контакте с аудиторией, чтобы оперативно собирать обратную связь и совершенствовать продукт.
-
Развивается мобильная и социальная коммерция. Более 70% покупок в мире совершается с мобильных устройств, растет готовность (и желание) покупателей максимально быстро и просто делать заказы, кликнув на товар или видео в своей ленте. Например, Instagram, «Одноклассники» и «ВКонтакте» уже предложили шопинг-теги, которые позволяют совершить покупку в приложении, а в ближайшем будущем «товарная» интеграция в Facebook, Instagram, YouTube, TikTok будет происходить при помощи ссылок из видео и профилей, а также через стримы.
-
Набирает обороты онлайн-продажа фармацевтических препаратов. С 1 сентября 2021 года была законодательно разрешена дистанционная продажа безрецептурных лекарственных средств. Лицензию на продажу лекарств онлайн уже получили крупнейшие игроки ритейла и доставки – например, «Почта России», Wildberries, «Яндекс.Маркет». Фармацевтическое направление развивают «Сбербанк» («Сбер Еаптека»), «Магнит», X5 Group.
-
Усиливается коллаборация сервисов доставки с крупнейшими ритейлерами. Так, подключение курьеров Delivery Club к доставке покупок из магазинов (например, из «Дикси» и «Магнита») позволило компании побить свой годовой рекорд по количеству заказов. А крупнейший российский дискаунтер «Светофор» объявил о сотрудничестве с сервисом «Яндекс.Доставка».
На фоне этих событий активно развивается срочная доставка. Правда, понятие «срочности» сильно зависит от товарной категории. Например, для готовой еды и цветов актуальна доставка в течение 30–60 минут, в течение 1–4 часов – для лекарств, для техники срочной будет уже доставка день в день, а для мебели – на следующий день после заказа.
Чтобы максимально сократить время ожидания заказа до 15–25 минут (в первую очередь это касается доставки продуктов и готовой еды), сервисы активно развивают гиперлокальную доставку. Например, так работают «Кухня на районе», «Самокат», «Яндекс.Лавка».
Есть все основания полагать, что в ближайшее время спрос на курьеров не сократится, а будет продолжать расти – вместе с конкуренцией за них и, соответственно, размером компенсаций.
Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.