Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продовольственый ритейл. Сети
Ольга Катина, "Деловой квартал"
Пока крупные федеральные игроки не могут выбрать площади, подходящие для гипермаркетов в Нижнем Новгороде, местные игроки активно пробуют разные форматы ритейла. Самые амбициозные из них готовы отправиться со своими интересными форматами в столицу, другие «растят» сети на продажу федералам.
эксперты Андрей Горбатов генеральный директор ТД «Медведь» Елизавета Зудина генеральный директор ООО ТД ВКТ Вадим Носов руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Юрий Кузьмичев директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Михаил Федосеев финансовый директор ОАО «Городецкий хлеб»
Насколько эффективны торгово-закупочные союзы?
Что может купить федеральная сеть у местного ритейлера?
Почему некоторые крупные игроки так и не дошли до Нижнего Новгорода?
За последний год, по мнению экспертов «Делового квартала», рынок розничной торговли вырос больше, чем на 20%. Администрация Нижнего Новгорода приводит данные: по итогам 2007 г. темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составили 120,5%. По итогам нынешнего года эксперты ожидают прироста рынка не более чем на 15% — темпы развития сетей в 2008 г. заметно замедлятся. Позволив себе иметь до 80% оборота в виде заемных средств, сети поставили себя под удар — последствия кризиса ликвидности в виде усложнения процедуры выдачи кредитов на развитие бизнеса вынудили многих притормозить стремительное наращивание площадей. По словам директора нижегородского «Магазина готового бизнеса» ЮРИЯ КУЗЬМИЧЕВА, финансовый кризис затронул и местную, и федеральную розницу: первые стали еще более четко прорабатывать концепт торговых точек и тщательнее подбирать места (так как собственники ориентируются на маржинальность каждой торговой точки), вторые подсократили планы по количеству открываемых точек, ориентируясь на капитализацию сети в целом. Консолидация на рынке продовольственного ритейла, которую прогнозировали эксперты год назад, происходит разве что на федеральном уровне (например, сеть «Карусель» вошла в состав X5 Retail), местные игроки привлекают федералов пока только возможностью перезаключения договоров аренды на свои площади. Правда, нижегородские ритейлеры за последний год предложили два формата, которые могут заинтересовать крупный бизнес: формат минимаркета у дома (магазины «Точка» от ТД «ВКТ») и пока еще не доказавшая свою эффективность сеть EURO, ориентированная на доставку еды на дом, а в магазинах открывающая детские площадки (ее развивают собственники сети супермаркетов «Андреевский»).
Местные игроки пробуют разные форматы
Знаковым событием 2007 г. на рынке продовольственной розницы стало открытие сразу двух питерских гипермаркетов «Лента» в заречной и нагорной частях города. Кроме того, в прошлом году появился второй магазин Metro на улице Нартова и гипермаркет Real в ТРЦ «Фантастика». Входящая в состав X5 Retail сеть «Пятерочка» начала развиваться в Нижнем Новгороде фактически лишь в 2008 г. Прирост площадей в городе, по данным администрации, в прошлом году обеспечили в основном «Лента» и Real. Несмотря на активную экспансию, местные торговые сети чувствуют себя не то чтобы «очень хорошо» — скорее, «нормально». Союз независимых сетей России подтверждает это тем, что темпы роста региональных сетей «у дома» составляют 50–60%, в то время как федералы растут всего на 20%. Резерв для развития у них есть — пока москвичи умножают число гипермаркетов, местные активно продвигают формат магазинов «у дома». Золотое правило генерального директора ТД «Медведь» АНДРЕЯ ГОРБАТОВА звучит так: чтобы открыть магазин, нужно, чтобы в радиусе 50 м было несколько девятиэтажек (в общей сложности 50 подъездов), и никаких гипермаркетов или магазинов крупнее «Медведя» (средней площадью 300–400 кв.м) в радиусе 500 м. Если рядом появляется конкурент большей площади, магазин переезжает. Конкурировать по ценам нижегородцам сложнее, тем более, что эта тактика, по мнению экспертов, все равно не приносит результатов. «ВКТ» сейчас работает одновременно в трех форматах: наращивая сеть «Райцентр», компания с прошлого года открывает минимаркеты «Точка» и гипермаркеты «Рай цен». При этом «Точка», по мнению участников рынка, — сегодня один из самых интересных форматов. Генеральный директор ТД «ВКТ» ЕЛИЗАВЕТА ЗУДИНА сделала ставку на него после того, как мэрия волевым решением убрала с улиц города киоски, поскольку формат небольшого магазинчика на первом этаже дома будет востребован всегда. ВКТ планирует стабильно выручать с одной «Точки» 30–50 тыс. руб. в день. В сегмент «у дома» в начале 2008 г. попыталась войти московская сеть «Самохвал», в начале этого года открывшая магазин в 200 метрах от гипермаркетов Real и «Лента», на первом этаже одной из новостроек микрорайона «Печерская долина» на улице Родионова. Уже в мае магазин объявил тотальную распродажу в связи с закрытием, повесив объявление о сдаче помещения в аренду. Пресс-служба компании заявила, что это был пробный проект сети в нашем регионе, а оценить его эффективность отказалась. Нижний Новгород еще входит в планы «Самохвала», но уже в другом формате — гипермаркета или торгово-развлекательного центра.
По мнению Андрея Горбатова, местной рознице конкурировать с гипермаркетами сложно, если только не купить франшизу крупной сети. Магазинам формата «у дома» эксперт отмеряет лет пять жизни, а затем, по его мнению, они могут продаться федералам. Но что именно могут предложить местные сети более крупным игрокам? Юрий Кузьмичев считает, что чаще всего — лишь возможность субаренды своих площадей. Также, по его мнению, федералов может заинтересовать определенная концепция магазинов, как в случае с покупкой X5 Retail местной сети «Спар Миддл Волга» у АЛЬБЕРТА ГУСЕВА в 2005 г. Таких привлекательных и четко выстроенных концепций развития сетей, по мнению аналитика, на рынке больше нет. Есть только интересные форматы магазинов с проработанной концепцией и выбранным местом — причем для покупки может быть интересно именно отдельно взятое направление розницы в холдинге, а не вся сеть. Прецедентов продажи местных «форматов» в городе пока не было, если не считать историю с сетью «Андреевский» — о ее продаже в начале 2008 г. сообщали многие нижегородские СМИ. Однако эта информация до сих пор не подтверждается: в компании не комментируют ситуацию. Даже наоборот, собственник сети «Андреевский» Андрей Марголин в конце 2007 г. открыл на улице Родионова супермаркет EURO, сделав акцент на развлекательную составляющую и свежеприготовленные продукты, и перевел в тот же формат свой магазин на Мещерском бульваре.
Региональные сети привлекают кредитные ресурсы в обход банковской бюрократии
Согласно исследованиям Retail.ru, практически все федеральные сети в начале 2008 г. столкнулись с подорожанием кредитных ресурсов — главного инструмента для развития розничного бизнеса. В число «закредитованных под завязку», по данным издания, попали работающая в Нижнем Новгороде сеть «Копейка» и уже второй год выходящий на местный рынок «Патэрсон». Пресс-службы федеральных сетей крайне неохотно говорят о своих долговых обязательствах, акцентируя внимание в комментариях на выгодной для покупателей ценовой политике и социальной ответственности бизнеса. Тем не менее, как подчеркивают эксперты, кредиты стали слишком дороги для ритейлеров — процентные ставки выросли до 15% годовых. Банк каждый раз принимает индивидуальное решение для конкретной сети, учитывая ее предыдущие долги, прозрачность бизнеса, поэтому и ожидается замедление темпов роста сетевого бизнеса. Как выяснил «ДК», в условиях ужесточения условий банковского кредитования региональные ритейлеры активно используют возможности альтернативного финансирования в «неформальных» кредитных организациях. Схема достаточна проста: статусная персона заводит свой лицевой счет, куда люди могут вложить деньги под 14% годовых — впоследствии эти деньги занимают предприниматели для развития своего бизнеса. Как отмечают участники рынка, возможно, это и дороже, чем в банке, но зато без лишних бюрократических проволочек. Юрий Кузьмичев: «Удивительно, но из региональных сетей, работающих в Нижнем Новгороде, только акции DOMO котируются на бирже. Наши предприниматели, какой бы розницей они ни занимались, даже не рассматривают такой способ получения денег на развитие. Казалось бы, чего проще, но достаточно открытых и прозрачных для IPO ритейлеров в городе нет».
Для сокращения издержек сети стараются объединиться в торгово-закупочные центры. Подобные союзы есть не только в регионах, но и на федеральном уровне. Согласно информации Союза независимых сетей России, за последние три года объединиться пытались все, от «Перекрестка», «Копейки», «Магнита» до региональных сетей. По данным СНСР, такие союзы оказались неэффективны, так как объединялись прямые конкуренты. Свой торгово-закупочный союз существует и в Нижнем Новгороде: в начале 2007 г. местные оптово-розничные компании «Калинка», «Медведь» и «Райцентр» объединились, чтобы диктовать цены производителю, аргументируя это более крупными закупками, которые «союз» производит консолидированно. Союз существует до сих пор, однако оценивать его эффективность участники пока не берутся. Тем более, что членам союза они могут быть выгодны не только с точки зрения развития собственной розницы, но и для развития дистрибуторского бизнеса. Местные сети в большинстве своем — выходцы из оптово-розничных компаний.
Федералы не могут найти площади для своих гипермаркетов
Сейчас из федеральных сетей в регионе не представлены сетевые гипермаркеты «Доринда» (сеть «Окей»), «Мосмарт» (первая очередь ТРЦ этой сети откроется в ноябре 2008 г. в Сормовском районе), сеть магазинов у дома «Атак» (от «Ашана»), «Вестер» и «Патэрсон». Последнюю в Нижнем Новгороде планирует развивать ОАО «Городецкий хлеб», который приобрел франшизу сети, однако не может «пристроить» хотя бы один магазин уже второй год. По словам финансового директора ОАО «Городецкий хлеб» МИХАИЛА ФЕДОСЕЕВА, требования «Патэрсона» к площадям настолько высоки, что в городе просто не оказалось соответствующих помещений. Полгода назад хлебокомбинат приобрел еще франшизу Spar — скорее всего, магазины этой сети «Городецкий хлеб» откроет быстрее, чем супермаркеты «Патэрсон». Сети «Вестер» в Нижнем тоже пока не везет с подходящими площадями: магазин должен был открыться уже весной 2008 г. на проспекте Гагарина, но арендодатель нашел другого, более «выгодного» арендатора — и площади буквально увели у компании. «Быстрее» открываться получается у тех, кто сразу строит здание под себя, как «Лента», «Мосмарт», «Карусель» и другие.
Пока федералы ищут, куда «присесть» в областном центре, местные сети активно движутся в область. Руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области ВАДИМ НОСОВ считает, что региональные ритейлеры, скорее, не сбегают, а параллельно развиваются в районных центрах. Локомотивом движения в область остается «Райцентр», хотя вдоль областных дорог уже появляются рекламные щиты Spara, «Магнита». Местным компаниям пока лучше всего удается работать с франшизами на территории области. Самый успешный пример такой работы — «Райцентр» — практически все магазины этой сети в районах открыли местные предприниматели по франшизе. Дальше всех в своем выходе за пределы области собирается зайти единственная монобрендовая сеть в городе «МясновЪ»/«Отдохни» — в сентябре ее первые магазины откроются в Москве. Владелец сети ВЛАДЛЕН АЛЬТШУЛЛЕ пока хранит молчание о том, насколько изменится облик сети в столице. Такие впечатляющие планы объясняются тем, что выход центра дистрибуции мясопродуктов «МясновЪ» в Москву — это стратегический шаг главного партнера сети — компании «Дэмка», одного из лидеров нижегородского рынка мясопереработки. Однако и другие нижегородские ритейлеры не намерены ограничиваться пределами региона и присматриваются к перспективным для развития сетей Марийской и Чувашской республикам, Кировской, Ивановской и Владимирской областям.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.