Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Привлечение инвестиций для быстрого развития розничных сетей в России
Материалы для конференции, Ведомости Ноябрь 2007
Возможности для роста
Россия — 2% мирового населения , 27% запасов газа , 6% запасов нефти
Рост ВВП с $260 млрд в 2000 to $1 трлн . в 2006 -7% реальный рост , 10% укрепление рубля , 13% инфляция
Цель – удвоение за 5 лет
- Торговые площади на душу населения крайне малы
- Товарооборот на душу населения имеет большой потенциал
Рост автопарка на 5% в 2000-5 до 177 а/м на 1000
Жилые площади на человека — 20 кв . метров (18% от фонда >60 лет )
- Нормальные уровни потребления : алкоголь , жиры , кондитерские изделия
- Низкий уровень : молочные продукты , безалкогольные напитки , мясо
07-14 П : 7% средний темп роста ВВП , 8% средняя инфляция , USD / RB = 23-24
Возможности консолидации
- Сетевая торговля = 22% в продуктах в 2006 году , ведущие 5 игроков =8%
- Сетевая торговля = 65% в электронике в 2006 году , ведущие 5 игроков = 38%
Стоимость роста
Стоимость роста : капитальные затраты
- Инфляция на метр площади – 28%-45% в год в 2002-2006 годах
- Инфляция земли под складскую
- недвижимость – 20-40% в год
- Инфляция стройматериалов 15-36% в долларах в год
Стоимость роста : зарплата
- Внушительная (27% в год в рублях ) инфляция зарплат в 2003-2006 годах
- Текучка персонала в 30-80%
- Производительность труда ниже Европейского уровня – долгосрочный потенциал для сокращения персонала
Стоимость роста : аренда
- Арендная доходность снизилась с 14% в 2003 до 10% in 2007, но стоимость недвижимости выросла в 3-4 раза
- Арендные ставки выросли значительно
- Все покупают недвижимость !
Стоимость роста : реклама
Стоимость GRP выросла более чем на 45% в год с 2001 года
Финансирование роста
Финансирование роста : Капитал
Капитал + Листинг на бирже ( IPO , SPO )
- Седьмой Континент , Ноябрь 2004 года , $82 млн ( DB )
- Седьмой Континент , Март 2006 года , $232 млн ( DB )
- Магнит , Май 2006 года , $368 млн ( DB )
- Дикси , Май 2007 года , $352 млн ( DB , RenCap )
- М — Видео , Ноябрь 2007 года , $362 млн ( DB , RenCap )
Листинг на бирже ( IPO , SPO )
- Pyaterochka Holding N.V, $639 млн , Май 2005, (MS, CS, DB)
Капитал
- Копейка — Юкос , $60 млн
- Лента — ЕБРР , $135 млн
- Дикси — CVC/Cube Capital, $60 млн
- Renova — Holiday
Капитал + Листинг (IPO, SPO)
- Капитал в компанию для роста / рефинансирования
- Оценка компании (2 из 5 публичных ритэйлеров уже поменяли контрольных акционеров )
- Прозрачность
- Мотивация персонала
- Уменьшение доли
- Отчетность и публичность
- Прозрачность
- Волатильность рынка акций
IPO : требования
Минимум
- Консолидированная структура собственности и владения
- Аудит в данной структуре за 12-18 мес ( РТС ), аудит за 30-36 месяц ( LSE , NYSE )
- Комфорт от юристов ( Reg S )
Лучшая практика
Совет директоров с независимыми директорами Разделение менеджмента и собственников
Долг
Значительное сокращение чистого долга / EBITDA после IPO у Дикси и М Видео
Капитал + Листинг
Значительное увеличение капвложений в секторе особенно после привлечения капитала
Капитал + Листинг
C момента IPO
7 К +183%, RTS +226% FIVE +159%, RTS +227% MGNT +78%, RTS +33% DIXY -4%, RTS +19% MVID -8%, RTS -2%
Оценка компании
Средний мультипликатор вырос с 8.4 x до 10.9 x FY EBITDA , что выше среднего по развивающимся рынкам ( кроме Китая )
Серьезный пересмотр прогнозов по Пятерочке (-15%) в конце 2006 года , 7 Континенту (-20%) в середине 2007 года
Выводы
- Рост становится дороже с каждым днем : 1 метр торговой площади требует :
- $8000 долларов на покупку недвижимости в Москве
- $300-400 долларов в склад
- $1000-1100 операционных затрат + ($800-1000 аренда )
- Конкуренция относительна = надо расти не медленнее чем остальные уже публичные компании иначе будешь проигрывать новые магазины
- Капитал требуется любой агрессивной компании на определенном этапе развития
- Рынки волатильны и не всегда вознаграждают в первый день
- Каждой следующей компании сложнее предыдущей , так как у инвесторов есть выбор
- IPO — тяжелый путь , но преимущества очевидны . В России будет большой и развитый фондовый рынок
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?