Декоративное изображение
7 087

Поделиться

Притягательная Россия

Журнал » MALL»

В российской торговой индустрии иностранные сотрудники с каждым годом играют все большую роль. В некоторых компаниях они оккупировали заметную долю мест в высшем и среднем руководстве. Мода на экспатов постепенно становится характерной и для девелоперских компаний.

Массовому появлению первых экспатов в торговой индустрии Россия обязана первым международным компаниям, начавшим деятельность на нашей территории в начале 1990-х. Позже нанимать на работу иностранных менеджеров стало принято и среди торговых сетей, основанных российскими предпринимателями. И если сначала это были отдельные «звезды», то теперь экспаты занимают многие стратегические должности. Например, если пять лет назад экспаты в «М.Видео» были представлены скромной персоной Марка Анри, занявшего пост вице-президента, то сейчас в компании уже четыре топ-менеджера-экспата: директор по маркетингу и рекламе, IT -директор, финансовый директор, директор розничных продаж.

В конкурирующей сети «Эльдорадо» уже успели смениться несколько «поколений» экспатов, и сейчас «пришельцы» занимают там ряд ключевых должностей – от вице-президента до советников. Не обходятся без экспатов и сети, развивающие салоны сотовой связи (в «Связном» — финансовый директор). В группе компаний «НЭКС», владеющей сетями «Старик Хоттабыч» и «Стройдепо», также не приминули прибегнуть к их услугам. Ребрендинг и реорганизацию «Старика Хоттабыча» провел Марк Эшвен, а становлением и развитием «Стройдепо» занимается Марк Анри. В аптечной сети «36,6» экспату доверили развитие информационных технологий.

Привлекают экспатов и российские продовольственные сети. Так, новую сеть гипермаркетов «Поляна» (Кемерово) доверили развивать польскому специалисту Ярославу Шиллеру, челябинскую сеть «Незабудка» был призван привести в чувство австралиец Гарри Вильсон, главным коммерческим директором «Перекрестка» работает поляк Павел Мусял, сеть гипермаркетов «Мосмарт» с первого дня развивает француз Эрик Блондо. Активно расширяется ареал обитания экспатов и за счет сети «Вестер». Однако не все жалуют иностранцев и готовы давать им работу – экспатов нет в «МИРе», «Виктории» и других сетях.

Мода на экспатов постепенно приходит и в российские девелоперские структуры (в российских подразделениях иностранных компаний – IKEA и др. — они работают давно). Так, в Advantage Group в 2007 году наняли иностранцев на должности директора по девелопменту, директора по развитию проектов, дизайнера, директора управляющей компании, директора по экспансии. В результате в компании сложился настоящий интернационал из французских, итальянских, немецких и датских специалистов.

«Девелоперский бизнес в России молод, профессиональных менеджеров в этой сфере мало. Экспаты компенсируют нехватку, они привносят опробованные на практике в Европе технологии девелопмента. Они зачастую более, чем российские менеджеры, ориентированы на результат, более коммуникабельны, охотно передают свой опыт другим сотрудникам», — говорит Татьяна Копылова, директор по персоналу компании ADG Group .

Екатеринбургскую девелоперскую компанию «Кит-Кэпитал», среди акционеров которой несколько западных инвестиционных фондов, уже несколько лет возглавляет опытный управленец — американец Марк Алан Буш, переехавший в уральскую столицу вместе с семьей. Компания «МОЛЛ Менеджмент» в результате активного сотрудничества с австрийской MEINL European Land также пополнила свои ряды иностранными специалистами – австрийцами и чехами.

Обильно представлены экспаты в российских представительствах международных консалтинговых компаний – Noble Gibbons, Stiles & Riabokobylko, DTZ . Например, в компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko работает 21 экспат. Они занимают как должности топ-менеджеров (Марк Стайл — генеральный директор, Тим Миллард — директор отдела консультационных услуг), так и должности консультантов (Джон Деларги, Руперт Годман, Тим Хакстбл), руководителей групп и отделов. В международной компании считают естественным, когда в России работают иностранные специалисты. Это позволяет предоставлять услуги единого качества, будь то Париж, Шанхай или Москва, и обеспечивает обмен опытом и синергию знаний сотрудников, работающих на разных рынках.

Помимо назначенных для работы в российских филиалах международных структур и принятых на работу российскими компаниями иностранцев, есть еще особый тип экспатов – вольные предприниматели, основавшие собственные компании в России. Яркими представителями таковых являются Джефри Кокс, основавший консалтинговую компанию Astera , и Камерон Сойер, создавший российское отделение GVA Sawyer .

Моя твоя понимать

Несомненно, присутствие экспатов в компании, особенно в высшем руководстве или совете директоров, добавляет ей престижности, повышает имидж. Однако все-таки нанимают квалифицированный иностранный персонал, содержание которого обходится порой в сотни тысяч долларов в год, не для эстетического удовольствия. От экспатов ждут внедрения новых технологий и передачу знаний в кратчайшие сроки. Зарубежные сотрудники в своей работе используют опыт, полученный на рынках Европы, Америки и других стран, где история организованной торговли началась намного раньше, чем в России. Экспаты нужны и для того, чтобы налаживать связи с иностранными инвесторами, кредиторами, поставщиками, чтобы переводить язык российского бизнеса на язык международного.

Но нанять иностранного специалиста мало, его нужно еще и удержать, что удается очень редко. Некоторые экспаты настолько хорошо адаптируются к российским условиям, что меняют место работы не менее интенсивно, чем их российские коллеги. Даже такого мастодонта, как Патрик Лонге, возглавлявшего «Ашан-Россия», в итоге «увела» петербургская сеть «О’Кей». «Ашан» стал поставщиком квалифицированных экспатов и в другие торговые сети. В то же время на рынке торговой недвижимости большим спросом пользуются специалисты из компании IKEA . Начался процесс перехода менеджеров и из MediaMarkt в российские компании. Сотрудников любой иностранной компании, вышедшей в Россию, ждет растерзание опытными хедхантерами, натравленными на них российскими компаниями. Российские компании придумали для удержания ключевых сотрудников опционы — иностранцам для адаптации в условиях агрессивной кадровой гонки придется приспосабливаться.

10 лет назад зарплата экспата и российского специалиста на одной и той же должности могла различаться на порядок. Сегодня ситуация изменилась, и они уже сравнимы, а порой и превышают уровень Восточной Европы.

Наиболее часто экспатов нанимают в качестве операционных директоров и консультантов по технологиям в торговые сети. Также их часто приглашают на должности финансовых директоров – когда компания готовится к привлечению иностранных инвестиций. Их знания необходимы для подготовки финансовой отчетности по международным стандартам. Популярна и должность IT -директора, особенно если компания пользуется иностранным программным обеспечением. Экспатов могут пригласить и как советников, членов совета директоров – многие продали долю в компании иностранным инвестиционным фондам или планируют продать, поэтому нуждаются в стратегических советах по развитию компании, взаимодействию с инвесторами, используют их для налаживания связей.

Приглашают на работу и юристов по международному праву – большинство крупных девелоперских компаний и торговых сетей уже зарегистрировали часть своей корпорации в различных офшорных и полуофшорных государствах. Особую касту экспатов составляют «надсмотрщики», присланные наблюдать за ситуацией из головных офисов компаний или от иностранных инвесторов.

Наиболее популярны у российских торговых сетей и девелоперов польские и французские специалисты. Как выяснилось, именно польские специалисты идеально подходят к российским условиям по менталитету – у них славянские корни, опыт изучения русского языка, который преподавали в школах до 1989 года, они пережили переход от плановой экономики к рыночной, встретили эпоху бурного развития современных торговых форматов – в таких условиях выращивались эти кадры. Например, Павла Мусяла из Tesco , ныне топ-менеджера X5 , давно звали работать в Россию, и в конце концов он согласился – сказалось и то, что его отец окончил ленинградский вуз, сам он учил русский язык в школе. Причине массовой экспансии французов столь логичного объяснения нет. Если дополнительные мотивы потомка эмигрантов Максима Карбасникова более-менее понятны, то что здесь нашли опытные управленцы Патрик Лонге, Эрик Блондо или Эрик Мюзо? Может быть, эти наполеоны от торговли хотят реализовать себя на динамичном, быстро растущем бурлящем рынке и покорить его своими знаниям?

Свой мир у турецких экспатов – они играют доминирующую роль в строительстве, возглавляя многие компании, возводящие ТЦ: «ЭНКА», «Ренессанс Констракшн», «Урал», «Енигюн» и другие. Турецкие компании выигрывают подавляющее большинство тендеров девелоперов ТЦ. Поражает в турках не умение строить, а способность взаимодействовать с российской бюрократией и чиновничеством. Их азиатско-базарный менталитет позволил идеально адаптироваться к российским административным условиям и занять прочные позиции в строительной индустрии, чего не удается многим европейским компаниям. Например, в отличие от них, шведская Skanska вынуждена была уйти с российского рынка.

В будущем Россию ждет пришествие экспатов с бурно развивающегося Востока — уже сегодня у девелоперов востребовано китайское оборудование, начинается экспансия китайских строительных компаний, розничные сети активно переориентируют цепочки поставок на Китай и все больше заказывают там производство Private Label .

Накормить и обогреть

Уровень заботы об экспате в России зависит от его должности. Тихий технический специалист или экспрессивный архитектор будут устраиваться сами при минимальной помощи отдела кадров и посильной – трудового коллектива. Топ-менеджеру наймут помощника со знанием родного языка, предоставят водителя, переводчика, преподавателя русского языка, снимут жилье для семьи. В результате суммарные дополнительные затраты на экспата достигают порой размера его заработной платы. «Мы стараемся помогать своим сотрудникам в адаптации, решая бытовые вопросы: аренда жилья, подбор домашнего персонала и т.п. У иностранных сотрудников есть персональные ассистенты, обеспечивающие административную поддержку, его и членов семьи», — говорит Татьяна Копылова . «Как правило, компания обеспечивает полную визовую поддержку иностранца, предоставляет ему жилье за счет компании или даже полный релокационный пакет услуг (переезд с семьей, устройство ребенка в школу, детский сад и т.д.)», — утверждает Любовь Чубенко, руководитель департамента персонала компании Blackwood .

Экспаты достаточно быстро адаптируются к российским условиям – ведь работать в Россию переезжают чаще всего достаточно амбициозные и энергичные люди, поработавшие уже не в одной стране мира, получившие несколько образований, причем первое — не всегда профильное. Среди экспатов есть военные, советологи, лингвисты, инженеры, хотя преобладают специалисты с экономическим образованием. «В деловой среде иностранцы осваиваются достаточно быстро, так как в последнее время бизнес в России стал более цивилизованным, выросла культура делового общения, есть большое уважение к иностранным специалистам», — отмечает Любовь Чубенко .

Экспаты, как правило, семейные мужчины в возрасте 30–50 лет. Женщины среди экспатов – редкое явление. Например, в компании Astera директором по развитию работает англичанка Марти Уилан, в «Росинтер» президентскую должность занимает американка Дейтнер Лори Энн. Как правило, экспаты к переезду в Россию владеют двумя-тремя языками, однако далеко не все из них с рвением начинают учить русский.

В последние годы экспаты устраиваются на работу не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в регионы. Например, на должность директора по организации торговли в Черноземье сети «Вестер» назначен поляк Витольд Грушецки. Новичку предстоит оптимизировать ценообразование и ассортимент, маркетинговую политику, обучать сотрудников, управлять открытием магазинов.

Успех экспата в России зависит не только от уровня знаний, но и от его таланта в понимании людей. В компании «Вестер» считают, что экспату следует большое внимание уделять тому, правильно ли поняты его указания. Хотя экспат не всегда может адекватно оценить информацию и ситуацию, принять верное решение, у него, как правило, есть такие ценные для учредителей компании преимущества, как честность и порядочность, глубокие профессиональные знания, умение наладить отношения и найти общий язык с зарубежными партнерами. К тому же к таким сотрудникам уважительней относятся как свои сотрудники, так и представители других компаний, чиновники и даже простые милиционеры на улице.  

Интервью

Декоративное изображение

Виктория Шереметьева, «Яндекс Лавка»: «Готовая еда растет на 60–65% и проникла в каждый третий заказ»

Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых преоктах.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами