Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Принудительное лечение шопоголизма
Эта информация появилась на сайте курьерской службы DHL Express – якобы таковы новые требования Шереметьевской таможни. Федеральная таможенная служба, впрочем, к вечеру того же дня заявила, что порядок оформления посылок пока не менялся. Сама DHL Express еще с 2010 года практически не работает с физическими лицами в России. Служба продолжает доставлять товары из ограниченного списка зарубежных магазинов (его можно найти в ЖЖ-сообществе «DHL Россия»), в котором есть американский Amazon и Net-a-Porter, но нет eBay, ASOS и других популярных в России сайтов. Компания, кроме того, и так берет деньги за растаможку посылок дороже €200. В общем, если именно DHL Express действительно введет новые правила, от этого мало кто пострадает. Период неконтролируемого роста покупок, которые россияне делают в заграничных интернет-магазинах, завершится иначе.
А ведь так хорошо все складывалось. В последние годы многие крупнейшие площадки перевели свои сайты на русский язык, научились пересчитывать цены в рубли и сделали доставку в Россию бесплатной. Весной прошлого года новое руководство «Почты России» анонсировало строительство нескольких сортировочных центров и пообещало, что к 2018 году предельный срок пересылки корреспонденции между разными городами сократится до пяти дней. Теперь это не важно.
Декабрьское президентское послание подвело итог обсуждению будущего интернет-торговли в России. «Знаю, что по инициативе фискальных органов правительство готовит предложения по упорядочению интернет-торговли. Это тоже могло бы стать одним из источников средств для развития инженерной инфраструктуры»,– сказал Владимир Путин. Еще осенью Федеральная таможенная служба предлагала обложить покупки в зарубежных интернет-магазинах десятипроцентной пошлиной. Позднее поступило другое предложение – снизить действующий беспошлинный порог. Сейчас можно без уплаты пошлин заказывать посылки на сумму до €1 тыс. (и весом до 31 кг) в месяц. В случае превышения лимита пошлина составит 30% (не менее €4 за 1 кг). В октябре ФТС открыла конкурс на разработку нормативно-правовой базы для интернет-торговли. Зимой Минфин предложил опустить беспошлинный порог до €150.
Данные «Почты России» за 2012 год: доля посылок не дороже €100 – 45%, еще 41% – посылки стоимостью €100-500, 11% – €500-1 тыс., 3% – посылки дороже €1 тыс. «Средний чек сейчас превышает €150. Но не на порядок. И это с учетом того, что люди в одной посылке получают несколько товаров,– не унывает Максим Андрюхин, руководитель московского представительства Bay.ru (эта компания – один из множества посредников, которые помогают делать покупки в магазинах, не отправляющих посылки в Россию).– Мы не думаем, как обойти ограничение. Все, что можно придумать,– вне закона. Многие товары все равно будут востребованы. Возможно, нам придется снизить стоимость доставки или комиссии».
Действующий в России беспошлинный порог и правда пока один из самых высоких в мире. В Европейском союзе, например, он составляет €22. Покупки дешевле €150 облагаются только местными НДС (VAT), те, что дороже,– НДС и таможенными пошлинами. Вот как это работает в Великобритании. На сайте налогового департамента правительства страны в качестве примера рассматривается приобретение в зарубежном интернет-магазине двух сборников компакт-дисков за Ј80. Вместе с доставкой (ее стоимость учитывается при начислении сборов) это Ј115, то есть чуть больше €150. Таможенный сбор составит 3,5% – плюс Ј4,02. VAT, который начисляется поверх получившейся суммы, составит 20% – плюс еще Ј23,80. Итого – Ј27,82.
На Украине не облагаются пошлиной посылки стоимостью до €300. Как и в Великобритании, пошлина и НДС (по 20%) начисляются на полную стоимость товара, а не на превышение оценочной стоимости над необлагаемым минимумом. Опыт Украины показывает, что кое-какие возможности обойти ограничения все же существуют. «Первое и самое очевидное – делить покупки на несколько посылок и отправлять их на разные адреса. Второе – мы можем написать сумму, которая вас устроит, и приложить к посылке соответствующий документ. Это работает с товарами, реальную стоимость которых сложно оценить – например, на таможне редко обращают внимание на одежду. С электроникой все намного сложнее,– рассказывает Дмитрий, представитель одного из местных посреднических сайтов (собеседник «Денег» попросил сохранить его анонимность).– У нас есть знакомые на российской таможне, есть страны, где наши брокеры могут сделать так, чтобы таможенники не смотрели на цену. Мы можем из Китая в Россию высылать товары независимо от цены, а также из Кореи и из Германии. Например, в Китае, если это однотипный товар – допустим, 50 футболок,– это будет стоить $13 за килограмм. Если товары идут вразнобой – $16. Но нужно взять минимум 10 кг. По этой системе работают вся Украина и Белоруссия: договариваются, если это возможно, дробят посылки, отправляют на разные адреса, занижают стоимость».
По оценке российской Национальной ассоциации дистанционной торговли, оборот отечественного рынка дистанционных продаж (с учетом выручки телемагазинов и компаний, продающих товары по каталогам) в 2013 году составил 520 млрд руб. В денежном выражении он вырос за год почти на треть, в числе покупок – менее чем на 10%. Российские продажи зарубежных интернет-магазинов, по данным ассоциации, растут быстрее: с 20 млн покупок в 2012 году до 38 млн в 2013-м. Российские интернет-магазины, лоббирующие введение ограничений, рассуждают о том, что фактическое отсутствие пошлин играет на руку новым челнокам, которые приобретают товар оптом под видом физических лиц и перепродают его. Осенью прошлого года лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ опубликовала исследование, выполненное по заказу Ассоциации компаний интернет-торговли и Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. В нем как раз говорится о незаконном использовании «либерального режима трансграничной торговли недобросовестными российскими участниками рынка», «систематическом использовании «серых» схем, параллельном импорте и ввозе контрафактной продукции». Кроме того, авторы, сравнив цены на нескольких сайтах, пришли к выводу, что «для однозначных утверждений, что российские интернет-магазины дороже (или, наоборот, дешевле) зарубежных интернет-магазинов, нет явных оснований».
О защите отечественных продавцов (а также производителей) говорит и Федеральная таможенная служба. О том, как защитить российских потребителей от высоких цен, чиновники не рассказывают. Из их выступлений можно сделать вывод, что для личного пользования за рубежом никто ничего не покупает – только для перепродажи. Все это напоминает историю принятия антипиратского закона. Российский кинобизнес тогда тоже рассказывал, что запрет свободного файлообмена не станет проблемой для аудитории, что стоит только закрыть главные пиратские ресурсы, как сразу появятся легальные площадки не хуже Hulu или Netflix. Пока не появляются. Российские интернет-магазины пока тоже трудно считать очень привлекательными. В декабре крупнейшие из них провели «черную пятницу»: с хорошим дисконтом продавались товары, которые никому не нужны и даром, а многое из того, что действительно представляет интерес, за несколько дней до объявления скидок почему-то подорожало.
Олег Хохлов, Журнал «Коммерсантъ Деньги»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.