Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Предприниматели в регионах выживают в условиях кризиса
Российскую Федерацию намерены спасать от кризиса с помощью специального плана первоочередных мероприятий, подготовленного правительством. Полный текст распоряжения опубликован 2 февраля «Российской газетой». В антикризисном плане предусмотрена помощь бизнесу. Один из ключевых пунктов – расширение двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, надежды на скорое спасение в регионах нет, малый и средний бизнес учатся выживать самостоятельно в новых условиях.
Вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев заявил, что во второй половине 2014 года у предпринимателей были негативные ожидания, но к концу года возник ажиотажный спрос, который увеличил обороты не только в крупном сетевом бизнесе, но и в малом. Но сегодня, по его словам, ситуация изменилась:
«В январе спрос на все резко упал, как в розничной торговле, так и в других сегментах бизнеса. Начались задержки зарплаты, которую не выплачивают, пока не рассчитаются заказчики, повысилась арендная плата. Теперь те, кто снимают помещения, вынуждены сокращать количество квадратных метров и уплотнять людей. Многие компании, которые раньше индексировали зарплату своим сотрудникам и выплачивали бонусы, в нынешнем году этого делать не стали. Повсеместно урезают расходы: экономят на приглашенных специалистах, канцтоварах, хозяйственных расходах. Пока сокращений нет, но они наступят уже в первой половине года, возможно, уже в феврале. Поставщики стали требовать предоплаты, от 30% до 70%. Думаю, что многим надо переориентироваться на услуги и товары нижней ценовой категории».
Как предпринимателям в разных регионах Российской Федерации приходится выживать в условиях кризиса.
Владелец сети ресторанов «М-ресторатор» Алексей Маринин (Оренбург):
Из-за санкций на продукты питания быстро сменили поставщика. Убрали из меню дорогой сегмент. В результате цены на блюда не поднимались. Из-за кризиса и всеобщей паники поток людей в ресторанах заметно уменьшился. Перешли на автоматизированную программу бухгалтерского учета. Пришлось оптимизировать штат и внести изменения в режим работы. Вместе с тем мы готовы к развитию: будем открывать китайский фастфуд, уже есть договоренность об аренде помещения. Это поднимет дух компании. Кроме того, в планах – открытие заведений для семейного посещения в доступной локализации (разных районах города Оренбурга). Работать сложно: непонятно, что сейчас в голове у людей. Сотрудники настроены работать – это дорого стоит.
Татьяна Гончарова, председатель Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей»:
Основная проблема для предпринимателей в основном в том, что снизилась покупательская способность населения, и в первую очередь от этого страдает малый бизнес. В моем бизнесе зарплата зависит от процента с выручки. Упала выручка, упала зарплата у сотрудников, выросли коммунальные платежи – в результате люди стали меньше тратить деньги, получается замкнутый круг. Кроме того, мы ожидаем в ближайшее время индексацию единого налога на 10% – по показателю инфляции, что тоже станет дополнительным бременем. Сейчас не идет речь о новых проектах – люди каждый рубль боятся потратить. Из-за снижения выручки предприниматели вынуждены сокращать людей – увольнения уже начались и в местных сетях фаст-фуда, и в малом бизнесе. Говорят, что безработица не выросла, но я вижу – ко мне приходят люди, спрашивают о вакансиях, а взять я их не могу.
Галина Смолева, директор ООО «Нива» (Березовский район Пермский край):
Реконструкцию фермы мы начали уже давно. После того как побывала на фермах в Европе, мне захотелось купить доильный робот. Хотя затратила на него 9 млн рублей, но выгода очевидна: вместо трех доярок работает одна (только присматривает за коровами). В результате человеческий фактор снизился, коровы к роботу привыкли, едят, пьют, гуляют на улице и ходят на дойку, когда захотят. В этом и заключается система добровольного доения. А я так решила проблему с кадрами. Одна работница справляется с 64 коровами, ее зарплата возросла, а надой увеличился на 20%. Сейчас мы пригласили специалистов, чтобы настроить еще одного робота для подталкивания кормов. Он будет ездить по ферме каждые два часа. Его эффективность высока, не нужно будет нанимать человека для раскладки кормов.
Олег, бизнесмен из Нижневартовска:
У меня два направления бизнеса. Первое – строительство и производство стройматериалов, по нему закрыли все. Закрыли два перспективных направления, так как требовалось приобретение зарубежного оборудования. Сократили людей. На втором предприятии, работающем в сфере услуг (рекреация, общественное питание), мы сократили людей, их обязанности распределили среди оставшихся сотрудников без увеличения зарплаты. Сократили социальные расходы – такие как кормление работников в столовой за счет предприятия, новогодние подарки каждому ребенку, премии по итогам года. Закрыли проекты по капитальному ремонту и развитию (включая покупку оборудования, в том числе, для замены изношенного).
Впереди – плавное поднятие цен на наши услуги. Поскольку рынок (потребители) еще не готов, цены до середины февраля остаются на уровне 2014 года. Работники предупреждены и готовы уйти в отпуск без содержания, так как падение рынка сферы услуг за период с октября 2014 по январь 2015 года более чем в 2 раза.
Если у населения только ощущения грядущего ухудшения экономики, то у предпринимателей, особенно мелких, нет времени на ощущения, они должны успеть максимально стряхнуть с себя наобещанные государством социальные гарантии для работников и подготовиться к удару государственной волны налогов.
Частный предприниматель из села Кундравы (Челябинская область) Муратова Дина Радиковна, производитель мясных полуфабрикатов (ООО «Три богатыря»):
Так получается, что на данный момент, возникающие трудности пока только дают нам толчок к развитию. К примеру, подскочившая в 2014 году цена на свинину подвигла нас на строительство небольшой фермы на 300 голов свиней. Мы будем возводить сборную конструкцию. Все у нас уже готово для этого, и как только сойдет снег, приступим к строительству, то есть теперь и свинина у нас будет своя. Совсем недавно мы открыли свой магазин в Чебаркуле, где подаем наши пельмени, голубцы, котлеты, выпечку и всю изготавливаемую нами продукцию. Там же мы будем продавать и нашу свинину. До лета планируем открыть еще несколько магазинов, в том числе и в Челябинске.
Алена Демидова, руководитель туристического агентства «Колумб», г. Курган:
Конечно, экономическая ситуация повлияла на нашу работу. План на январь мы выполнили, но все же спрос на туры упал. Цены на путевки очень выросли. Раннее бронирование для клиентов стало совсем не актуальным из-за высоких цен и боязни разорения туроператоров. В связи с этим начали осваивать российское направление, в том числе, Крым. Сейчас видим в этом решение проблемы.
Руслан Шеуджен, владелец кафе (Адыгея):
Главная проблема не в кризисе, а в эффективности смягчения государственного надзора. В реальности полностью отсутствует практика выноса контролирующими органами предупреждения за мелкие нарушения, не обязывающие выплату штрафа. Думаю, никто не будет спорить с тем, что подобные послабления крайне необходимы, особенно для новых участников коммерческой деятельности.
Ирина Лыкова, руководитель турагентства (Адыгея):
Наша сфера пострадала более всего – жители Адыгеи стали меньше ездить за рубеж. Пришлось перепрофилироваться на туры внутри страны. Над сокращением штата пока не думали, но вот офис поменьше уже сняли.
Александр Столяров, ИП в строительном бизнесе (Адыгея):
Мы работаем с частными заказами. Пока что ни один проект не заморожен. Другое дело, что если цена отделочных материалов вырастет, придется идти на снижение зарплаты, чтобы не сокращать численность строительных бригад. Думаю, это вряд ли устроит самих рабочих.
Михаил Горбатин, директор ООО «Зеленая усадьба (развивающийся агротуристический комплекс в составе одноименного этно-экологического поселения „Зеленая Усадьба“ в деревне Кадикасы Моргаушского района Чувашии):
К кризису относимся с настороженностью и опасением, хотя наше бизнес-направление (туристическое) в условиях ставки правительства на импортозамещение может принести дополнительную прибыль за счёт расширения потока туристов. Спрос произойдёт, в первую очередь, из-за массовых отказов жителей России от значительно подорожавших зарубежных туров и смещения акцентов на внутренний туризм. С другой стороны, из-за курса валют возрос интерес к России со стороны иностранцев, для которых наша страна всегда была привлекательной с точки зрения туризма. В части импортзамещения мы также планируем наращивать на территории комплекса производство мяса птицы и молочных продуктов, создать новые рабочие места.
Сейчас скорее нам страшен не кризис, а действия и бездействия муниципальных властей – администрации Моргаушского района, где решение вопросов не только, мягко говоря, затягивается на месяцы, но порой даже элементарно не отвечают на наши обращения. По этому поводу мы уже вынуждены были обращаться и к премьеру, и к бизнес-омбудсмену, и в прокуратуру, везде получив поддержку.
Латыпова Юлия Александровна, управляющий ресторана „Сайгон“ (Сахалин):
В связи с удорожанием сырья, были вынуждены поднять цены в ресторане. Сократили несколько единиц персонала. Минимизировали бюджет на рекламу.
Барасби Шидов, частный предприниматель, Кабардино-Балкария:
Конечно, кризис заметно отражается на моем бизнесе. К примеру, французские и американские гибридные семена кукурузы подорожали сразу в два раза, повысилась цена на удобрения, на 30-40% ожидается повышение цен на гербициды. В этих условиях приходится перестраиваться, пересматривать свои планы. Теперь, видимо, придется покупать часть семян российского производства, а они заметно уступают по своим качествам зарубежным. Уже было составил смету строительства небольшого животноводческого комплекса, так и на стройматериалы цены выросли.
Чадлин Константин, сотрудник интернет-компании (Башкирия):
Сокращать численность не планируем, но премиальные выплаты уже упали вдвое. Свернули часть запланированных рекламных программ и пересматриваем стратегию развития. Было принято решение не поднимать цену услуг для конечного потребителя. Уже рассматриваются вопросы оптимизации налогообложения. Большинство интернет-проектов предпочитают регистрацию в оффшоре, обусловлено смешными суммами налогов. Но наша компания остается в России. Кризис приходит и уходит, но бизнес должен поддерживать налогами Родину всегда.
Виталий Листраткин, генеральный директор телекоммуникационной группы „Интерра“ (Свердловская область):
Штат мы не урезаем, издержки как таковые тоже не сокращаем. Мы работаем на рынке широкополосных данных и работаем с конечным пользователем. А интернет сейчас – это почти социальная услуга, я его ставлю в один ряд с хлебом, продуктами – это то, что будут покупать всегда. Что касается издержек, напрямую пока не „щелкнуло“. Единственное, что мы отметили – все оборудование, а оно у нас на 99% импортное, приходит с ценником на 60% выше, чем было 4 месяца назад. Это, безусловно, ударяет по карману. Я убежден, что каждый оператор связи уже подумал на тему повышения стоимости своих услуг, но интернет, особенно проводной, это очень конкурентная услуга. И тот, кто первым из участников рынка повысит цены, он таким образом продемонстрирует свою слабину. Поэтому планов о повышении тарифов у нас в настоящее время и близко нет. Хотя мы видим, что некоторые участники рынка немного приподняли тарифы. Мы в своем отраслевом сообществе их отдельно отметили. Безусловно, то, что они в момент начала кризиса „прогнулись“ по тарифам, характеризует слабость их бизнес-планов, слабость стратегии. Вообще в отношении провайдеров я бы отметил два показателя: того провайдера, кто первым поднял цены, и того, кто сделает это последним. Это будет разграничивать два полюса надежности операторов связи.
Исполнительный директор сети магазинов „Алина-Маркет“ Татьяна Ерёменко (Омск):
Мы перевели некоторые процессы на предприятии в ручной режим управления. То есть если прежде внутри компании работала выстроенная структура, то сейчас контроль по принятию решений усилен собственником: по ценообразованию, по поставкам, по ассортиментной политике и др. Мы поговорили с „лидерами“ коллективов и объяснили им, что паниковать не надо. Сейчас нужно внимательнее работать с коллективом, включая в процесс каждого сотрудника, создавать на предприятии такую атмосферу, чтобы приходя к нам, клиент оказывался в эмоциональном комфорте и во время покупки отвлекался от внешних проблем. Штат сокращать сейчас мы не намерены. У нас „лишних“ сотрудников и ранее не было. Но в ситуации падения спроса и роста издержек стали объективны вопросы по повышению производительности труда. Для начала займёмся этим. Если будет „туго“, то тогда и будем принимать другие решения.
Директор туристской компании „Дискавери“ Инна Поддубровская (Хакасия):
Нам пришлось сократить внутренние расходы, однако незначительно, и это касается в основном выездного туризма. По внутреннему туризму, несмотря ни на что, у нас прогнозы на предстоящий сезон очень хорошие. Это единственный год, когда заявки начали поступать уже в январе. Наши туроператоры делают уклон на развитие внутреннего туризма: подготовлены интересные программы по доступной цене. Сейчас люди уже в январе стараются запланировать свой предстоящий отдых и определиться, куда они поедут и за какую сумму. К сожалению, о повышении зарплаты сотрудникам в ближайшие полгода речи не идёт, но и штат мы сокращать пока тоже не планируем.
Предприниматель Светлана Бажанова (Красноярск):
Малому бизнесу всегда приходится работать так, чтобы не развалиться и не потерять деньги, тем более в условиях кризиса. Я занимаюсь бизнесом в сфере ремонтно-строительных работ и постоянно нахожусь в состоянии мобильности. Конечно, трудностей много. Я свою фирму организовала в кризисный год – 2009-й. Сейчас коллегам-бизнесменам советую не опускать руки и больше работать.
Андрей Ялбаков, генеральный директор компании „Солнечная энергия“ (Республика Алтай):
Кризис очень ощутимо ударил по нашему бизнесу – мы ведь закупали солнечные панели, аккумуляторы, другое оборудование за рубежом, а сейчас цены на всё это выросли на 50-60%. Соответственно, увеличилась себестоимость нашей продукции, наших услуг. Конечно, такой крупный проект в сфере энергетики на Алтае, как кош-агачская солнечная электростанция, будет продолжаться – он обеспечен серьёзными федеральными инвестициями. А вот что касается коммерческих и муниципальных проектов, то здесь ситуация тяжёлая. От запланированных ранее на год объёмов мы уже теряем 60 млн рублей, клиенты просто отказываются от расходов. Конечно, в этой ситуации мы пойдём на оптимизацию расходов, будем переориентироваться на отечественные разработки. Надеемся, что правительство будет вкладывать деньги в НИОКР, в испытания отечественного оборудования, которое придёт на смену импортному.
Управляющий директор компании по разработке ДНК-тестов „My Genetics“ Владимир Волобуев (Новосибирск):
Пришлось корректировать планы развития, но людей сохранили. А вот новых, как планировали ранее, не наняли. С одной стороны, на рынке труда положение серьёзное, есть информация об определённых сокращениях. Но, с другой стороны, мы как раз и предлагаем возможность дополнительного заработка через реализацию наших тестов. Для нас такое кризисное положение на рынке труда в некоторой степени является положительным, потому что люди заинтересованы в поиске дополнительных источников дохода. В этом мы видим для себя определённую возможность для развития. Но, с другой стороны, люди, которые планировали заниматься этим бизнесом, вкладывать в него деньги, приостановили эти свои инвестиционные планы. Они решили подстраховаться, сохранить деньги, потому что нет чёткого понимания, насколько долго такая ситуация продлиться. Кто-то решил перевести свои сбережения не в инвестиции, а в валюту, кто-то решил потратить сбережения на покупку автомобиля, недвижимости, бытовой техники. В наших планах – оптимизация расходов, будем более внимательно относиться к тратам, в том числе, на рекламу. Безусловно, это скажется на темпах роста, но, по крайней мере, позволит компании уверенно существовать в такие непростые времена.
Фермер Начын Ооржак (Тува):
Мы пока не совсем понимаем, как пройдёт этот сезон для сельского хозяйства. Думаю, будут большие трудности – нужны весной кредиты, но кредит, говорят, будет очень дорогим. А без кредита как весну отработать? Если худшие прогнозы оправдаются, то будем просто выращивать скот, о развитии хозяйств придётся на время забыть. О сокращении… Ну, что я вам о сокращении скажу – у меня же семья вся в хозяйстве работает, я же не могу семью свою сократить. Так что будем просто экономить.
Основатель и соучредитель сети кофеен „Буланже“ Людмила Максикова (Томск):
Не могу сказать, что произошло резкое снижение числа посетителей. Каждый год в этот период происходят изменения, повышение цен, другие сезонные моменты. В этом году ситуация не намного хуже, по крайней мере для нас. Вероятно, есть какой-то небольшой отток посетителей, но мы понимаем, что от нас это не зависит. Это не повод говорить, что всё плохо и из-за кризиса у нас какие-то невыносимые условия. От нас зависит сейчас, с пользой ли мы проведём это время, ведь сейчас нужно улучшить профессиональные моменты, обратить внимание на повышение уровня сервиса. Штат сотрудников мы не сокращаем, все как работали, так и работают дальше. Это не первый кризис: на какое-то время люди замирают, считают, смотрят, тратят чуть меньше денег. Если в голове нет кризиса, снаружи его нет тоже. Поэтому не вижу смысла тратить на это какие-то свои эмоции и силы.
Управляющий турфирмой „Саян-Радиан“ Сергей Колесов (Иркутск):
Наша туристическая база в Монголии пока держится. Сейчас ещё работаем по ценам прошлого года, хотя понимаем, что к летнему активному сезону стоимость путёвок будем поднимать. Закупочные цены на продукты питания, топливо, транспорт растут, и мы вынуждены будем пойти на такие крайние меры. Конечно, не хотелось бы этого не делать, но никуда не деться. В какой-то степени кризис нам пошёл на пользу – иркутяне отказываются от дальних поездок в Европу, и обращают внимание на более близкие в географическом плане маршруты. И в этом смысле с Монголией нам повезло. Хотя туристы сейчас максимально встревожены из-за политических и экономических неурядиц, тем не менее, мы наблюдаем всплеск интереса в сравнении с прошлыми годами. На фоне того, что люди повернулись лицом к бюджетным турам, к бюджетным маршрутам, которыми мы и занимаемся, никаких сокращений сотрудников мы не планируем, весь персонал будет задействован на обслуживании растущего турпотока. Но это пока в теории, заявки ещё финансово не подтверждены. Тем не менее, по звонкам мы видим, что клиенты от поездок отказываться не собираются.
Гендиректор рекламно-производственной компании „Своя марка“ Степан Лебедев (Кемерово):
Кризис сильно сказался на нас. У нас нет ничего отечественного, весь рекламный бизнес зависит от рынка поставщиков, а поставщики привозят материалы из-за границы, а вот в России ничего для рекламного бизнеса не производится. Поэтому насколько вырос доллар, настолько мы и потеряли. Не то, чтобы доходы упали – рынок обвалился вообще. В Кемерово за последние полтора месяца закрылись четыре компании, которые занимались рекламой. У нас их и так было немного, а сейчас и вовсе рынок провалился. Мы входим в шестёрку крупных компаний на рынке полиграфических услуг, вся шестёрка сейчас пока живая. Была ещё одна крупная компания – закрылась. Зарплаты у сотрудников уменьшились: на 40% у менеджеров, на 20% – у дизайнеров, на 15% – у монтажников. Впервые за всю историю в этом месяце компания ушла в минус. Что будет дальше – пока непонятно.
Ещё у нас был новый проект, который мы поднимали, – Сибирский контактный центр, это call-центр. Его мы сейчас полностью закрываем, потому что бизнес отказывается от продвижения своих услуг. Так что мы полностью сократили штат сотрудников по этому направлению, оставили только руководителя, который для полиграфии занимается тендерными закупками.
Ещё была аутсорсинговая компания по общепиту. Её я продал, чтобы закрыть кредиты. В этот год мы вошли без кредитов, но и без активов.
Так что для нас ничего хорошего нет, причём для всей отрасли. В Кемерово провал, который начался ещё до общего кризиса. У нас в начале лета 2014 года „посыпались“ угольные предприятия, банкротства происходили одно за другим, и, соответственно, мы тогда ощутили первый удар, а сейчас получается – уже второй».
Артур Круглик, владелец, компания по продаже и установке окон и дверей (Мурманск):
Стало сложновато, специфика моей работы предполагает наличие сезонного спроса, то есть сейчас в принципе было не много обращений, а после того, как грянул кризис, их стало еще меньше. Объем рекламы уменьшил, пересматриваю планы. Ищу меньшую аренду сейчас, пришлось расстаться с сотрудником, не совсем понятно, что будет дальше. Занимаюсь тем, что пересматриваю стратегию дальнейшего развития, буду снижать издержки.
Владимир Стишкин, предприниматель в IT-индустрии (Мурманск):
Стало работать сложнее. Но единственное, что меня волнует в настоящий момент – это возможное отключение «Свифта». Ни о чем другом пока думать не могу.
Лидия Порохний, владелец, строительная компания, магазин женской одежды и кафе-бар (Мурманск):
Кризис сказался плохо, плана нет, разбился о кризис. Сокращения будут, по результатам января. Что будет дальше – не знаю.
Владимир и Анастасия Мурины, владельцы, сфера услуг, красота и здоровье (Мурманск):
Я не скажу, что мы остро почувствовали на себе кризис. Да, доходы немного сократились, но незначительно. Плюс, есть и новые идеи и проекты, которые интересно развивать. Для нас кризис – это время роста и развития.
Оксана Булыгина, занимается пассажирскими перевозками (Архангельская область):
Лично для моей компании кризис только к лучшему. Я – начинающий предприниматель, занимающийся пассажирскими перевозками. На самом деле начинающих предпринимателей в Архангельской области правительство региона поддерживает, существует много различных программ. В кризис, как бы это глупо не звучало, я планирую и уже начинаю расширять свой бизнес. Я считаю, что кризис помогает нам становится сильнее и есть все шансы занять ту нишу, которая была до этого никем не занята.
Александр Белецкий, директор туристической фирмы в Архангельске:
Кризис заметно повлиял на туристическую сферу региона, многие компании закрылись. Крупные компании идут по пути выживания: сокращают расходы, оптимизируют штат, закрывают дополнительные офисы. Сейчас мы делаем упор на развитие и раскрутку российского туризма.
Олег Теребунский, руководитель ООО «РАДИКС-РНД» – компании по производству оборудования для пайки, сварки и резки, машин и аппаратов для поверхностной термообработки и газотермического напыления (Ростовская область):
Штат не сокращен, но сотрудники переведены на неполную рабочую неделю. Весь декабря 2014 и январь 2015 предприятие не работало. Те проекты, которые были начаты, сейчас потихоньку реабилитируются, но с запуском их производства пока вопрос. Я считаю, что все вернется на свои места. Сейчас просто переходный процесс.
Евгений Карпов, руководитель регионального филиала одной из московских компаний в Ростовской области:
Сокращений штата сотрудников у нас не произошло, но сокращен рабочий день, а значит и зарплата сотрудников фирмы. Новые проекты были отложены на неопределенный срок еще летом 2014 года. И пока неизвестно, что будет дальше. Об увольнениях и сокращении штата пока не слышал.
Гришин Виктор Алексеевич – предприниматель с 1993 года (Калужская область):
На протяжении 20 лет занимаюсь в Калуге торговлей овощами и фруктами и в первую очередь отечественных. В настоящее время закрываю свои павильоны шаговой доступности для населения, доход от которых идет на содержание 5 членов семьи и десятерых работников. Власть не только мне не помогает, а целенаправленно уничтожает мой бизнес. Все свои проекты по расширению семейного малого бизнеса – сегодня остановлены, из-за действий местных чиновников города Калуги, которые, ссылаясь на распоряжение губернатора Анатолия Артамонова, не дают спокойно работать, и сносят мои павильоны, хотя все налоги и обязательные платежи платились мною своевременно. В регионе очень высокие тарифы на энергоносители и аренду земли.
Коноплев Сергей Александрович – генеральный директор ООО «Юхновград» (Калужская область, предприятие работает 10 лет, вид деятельности строительство объектов индивидуального жилья):
Сейчас идет сокращение рабочих мест на 30%. Очень высокие тарифы на энергоносители. Следует отметить, что проблемы можно решить самостоятельно, но постоянное противодействие развитию моему бизнесу со стороны Администрации Юхновского района, придется и далее осуществлять сокращение рабочих мест и увольнять работников предприятия.
Индивидуальный предприниматель Запесочный Станислав Юрьевич, занимается бизнесом с 2006 года, в 6 павильонах города Калуги продавал свежую выпечку и безалкогольные напитки:
Не имел до кризиса задолженности по налогам. Сегодня решением городской Управы города Калуги три рентабельных павильона снесены, без предоставления какой-либо альтернативы. Сокращено 12 работников, которым устроиться на работу не возможно (женщины свыше 50 лет).
Индивидуальный предприниматель Агаджанян Юрий – более 20 лет ремонтирует обувь и изделия из кожи в павильоне. На заработанные деньги содержит жену инвалида и студентку-дочь (Калужская область):
В последнее время наполовину упал спрос на услуги, а аренда земли под павильоном, электроэнергию слишком высока. Закупка материала и принадлежностей для работы тоже затруднена, так как выросли цены, в том числе на отечественные материалы. Сильно беспокоит требования властей Калуги о переносе павильона во двор какого-то дома, где мой маленький семейный бизнес окончательно умрет.
Евгений Шевченко, индивидуальный предприниматель, услуги финансово-экономического консалтинга (Севастополь):
Вхождение Крыма в состав Российской Федерации безусловно является важным моментом в истории нашего региона и всего государства в целом. Однако сегодня, бизнес находится в двоякой ситуации. С одной стороны – в непростых условиях в связи с тем, что многие украинские предприятия ушли с крымского рынка, сократив свои подразделения в регионе. Российские фирмы только заходят и некоторые товары сложно купить. Украинские компании, которые остались, должны заново перерегистрировать свои представительства. Для предпринимателей региона были введены новые нормы и правила, отличные от украинских стандартов, происходит адаптация к нормам российского законодательства, необходимо заново получать лицензии.
Но с другой стороны, у севастопольских предпринимателей появились уникальные возможности, связанные с вакуумом во многих освободившихся рыночных нишах, расширение сфер деятельности, новые клиенты и партнеры. Российские предприятия и экономика более стабильны. В РФ, в отличие от Украины, четко определены правила ведения бизнеса, меньшее количество проверок. Вступивший в силу закон о свободной экономической зоне облегчит ведение бизнеса и даст мощный толчок ряду отраслей экономики города: туризме, сельском хозяйстве, высокотехнологичном производстве, судостроении.
Работая в такой специфической сфере, как консультирование бизнеса, и встречаясь с рядом предпринимателей региона, я четко могу сказать, что, несмотря на ряд трудностей, описанных выше, большинство севастопольских бизнесменов сегодня полностью поддерживают экономическую политику нашего президента Владимира Владимировича Путина и хотят работать на благо своей Родины – Российской Федерации.
Максим Маликов, Генеральный директор ООО «ТЕУС Консалтинг», консалтинговые и юридические услуги (Севастополь):
Наша компания ведет свое начало с 2009 года. В то время это было небольшое рекрутинговое агентство, основным видом деятельности которого был поиск и подбор персонала. После воссоединения Республики Крым с Российской Федерацией для компании открылись новые горизонты бизнеса: новые рынки, новые партнеры, новые возможности. В связи с этим, компания прошла кардинальную реорганизацию – оптимизировала материальные и финансовые ресурсы, расширила перечень видов деятельности.
На сегодняшний день «ТЕУС Консалтинг» оказывает полный спектр консалтинговых и юридических услуг для компаний всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей для перевода бизнеса в правовое поле России. Представитель организации состоит в Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Со дня вхождения в Российскую Федерацию, компания заключила целый ряд партнерских соглашений с крупными компаниями материковой России и является их региональным представителем.
Подводя итог, можно сказать, что «русская весна» дала новый мощный толчок для развития компании. Весь наш коллектив верит в то, что процветание «ТЕУС Консалтинг» и Крыма в целом возможно только в единстве с Россией.
Диитрий Поздняков, директор кейтеринговой компании ProService (Севастополь):
После вхождения Крыма в состав России увеличился поток туристов в сезон 2014 года и заказы на нашу услугу выросли. На данный момент активно готовимся к новому сезону, ищем новых поставщиков продуктов питания, профессионального оборудования а также повышаем уровень квалификации нашей команды.
Калима Шабатукова, директор по маркетингу, Work Service (Москва):
Большинство предпринимателей уже свернули подающие надежды проекты. Крупные корпорации, в свою очередь, активно стали рассматривать всевозможные сокращения штата и ввели некий инсорсинг – тот же аутсорсинг, за исключением того, что основные функции первого реализуются исключительно внутри компании, не покидая ее пределы. Еще больше усугубило ситуацию и факт того, что банки практически остановили поддержку бизнеса по предоставлению кредита. Ну и не стоит забывать и об арендной плате, которая у многих стартаперов все еще производится в долларах.
Светлана Куличева, руководитель индустриального направления, УК ИМПЕРИЯ КАДРОВ, член НП «Эксперты Рынка Труда» (Москва):
Как пришлось измениться бизнесу или в бизнесе – зависит от направления, в котором этот бизнес работает. В любом случае – большинство компаний оптимизирует/сокращает расходы всеми возможными способами. Работают над улучшением качества работы с клиентами, расширяют количество услуг или ассортимент товара. Меняют свою ценовую политику. Средний и малый бизнес более мобилен, чем крупные компании. Более гибко реагирует, быстрее воплощает в жизнь изменения. Чтобы компании выжить в настоящее время, работать надо во много раз быстрее и эффективнее.
Григорий Кибальниченко, индивидуальный предприниматель, (Великий Новгород):
Мой бизнес – украшение воздушными шарами. И сейчас особенно заметно, что крупные заказчики – предприятия – экономят во всём, в том числе и на праздничном оформлении, а ничего нового в регионе практически не открывается. О снижении цен не может быть и речи, шарики – в основном, импортного производства, в России их производится очень мало. А демпинг неизбежно приведёт к банкротству. Штат уже сокращать некуда, но, возможно, одну из торговых точек придётся закрывать.
Президент группы компаний «Континент» Станислав Тен (Приморский край):
Для нас по-прежнему эффективным остается проект по поставке материалов для производства наружной рекламы. Все изготовление наружной рекламы основано на импортных материалах из Китая, Кореи, Европы – российских аналогов нет. Поэтому говорить об импортозамещении в этом вопросе невозможно. Удорожание наружной рекламы будет однозначно. Кроме этого, в условиях кризиса, рекламные бюджеты на 2015 год урезаны, тем не менее, наружная реклама из всех остальных остается одной из самых эффективных, особенно в местах продаж, поэтому она осталась в бюджетах компаний на этот год. Главное сейчас – работа с клиентом. Мы мониторим рынок для выяснения, что останется востребованным, несмотря на удорожание. Подбираем специальный ассортимент, который бы подошел в период кризиса.
По строительному направлению нашей компании, отмечу, что пока существенных изменений нет. Основные заказы идут с прошлого года. Сильной стагнации мы пока не ощущаем, потому что еще идут дела, которые были начаты до кризиса. Как будет отыгрывать рынок новый строительный сезон, станет известно ближе к весне. Но я думаю, что стагнация будет и это связанно с отсутствием спроса, который до кризиса рос. Поэтому на этом рынке мы будем акцентировать внимание на тех клиентов, которые будут продолжать политику строительства жилья. Потому как вложение в недвижимость в России по-прежнему остается приоритетным направлением, нежели ценные бумаги или валюта. Стоимость квадратного метра будет расти за счет увеличения стоимости материалов, а за счет строительных работ в меньшей степени. Поэтому это тоже один из вариантов сохранения своего капитала, если он размещен в рублях.
Оптимизировать компании, думаю, придется в любом случае. Чтобы сохранить на уровне зарплаты придется отказаться от некоторых трудовых ресурсов, которые можно совмещать.
Сарэл Тихонов, директор торговой сети спецодежды (Якутия):
От планов не отказывались. Никого не сокращали. Правда, подготовились, товаров взяли больше, склад забили. Расширяться не собираемся пока. В личном плане тоже не поменялось. Съездили за границу как планировали, правда, денег потратил в 2 раза больше. А вообще рановато спрашиваете. Самое мясо начнётся летом.
Мария Андрианова, владелец продуктовых магазинов (Якутия):
Пришлось сократить ассортимент. Причиной является снижение покупательской способности и сложности в расчетах с поставщиками. Большинство поставщиков перешли на отгрузку за наличный расчет, а не с отсрочкой на неделю, как это было раньше. Поэтому мы берем по минимуму и только самое востребованное. Выручка упала в два раза. Штат уже сократили двое. От планов отказываться пока не собираемся, так как верим в то, что ситуация изменится в лучшую строну ближе к лету.
Александр Скрипин, владелец ресторанного холдинга (Якутия):
Когда кризисы становятся нормой, а у нас один кризис сменяет другой, то привыкаешь работать в такой обстановке. Действия с нашей стороны – сокращение лишних расходов, то есть сканирование всего предприятия с целью избавления от балласта, от непрофильных активов, «длинные» проекты замораживаются, сокращение штата – это неизбежно. Усиление людей, оставшихся в предприятии – учеба, семинары. Конечно же, пришлось пересмотреть свои планы развития и расширения, прописанные на 3-5 лет. Если ситуация ухудшится, будем закрывать малорентабельные проекты, все внимание и силы устремлять на сильные и доходные.
Юрий Малтугуев, директор рекламной компании (Якутия):
Сразу после выборов на нас обрушился град проверок от разных ведомств. Поэтому мы подобрали животы заранее. Провели перевооружение, построили новые эргономичные цеха с меньшими затратами на содержание, продали непрофильные активы. Единственное, что сейчас стало неприятной новостью последних дней – это пересмотр ставки уже выданных кредитов банками. Ну и слишком высокая ставка по новым. Кредиты мы под 25 процентов брать не будем, соответственно новые проекты пока заморожены. Опыт прошлых кризисов говорит, что и этот мы проживем. Но, правда, он качественно другой. Будем думать, и наблюдать за ситуацией.
Игорь Приходько, директор фирмы энергосберегающих технологий (Якутия):
Планирую, если все так будет продолжаться, закрыть бизнес, потому что подъём у меня был не большой. Повышать цены на инновационный продукт, который и до кризиса был довольно дорогим, не смогу, так как цена будет вообще не подъемная.
Геннадий Мамин, директор сети компьютерных магазинов (Якутия):
Сокращение персонала – да, пришлось провести. Начатые проекты еще в 2014 г свернули. Пойдем по пути наименьшего сопротивления.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?