Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Праздники съедят сбережения
«Ингредиентами популярных новогодних салатов являются овощи «борщевого набора» — это картофель, морковь, свекла и другие овощи. Эти продукты в течение всего года обеспечивают российские производители, как и большинство деликатесов — копчености, рыба, икра. Поэтому причин для дефицита нет», — рассказала «Газете.Ru» директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина. Дефицита новогодних продуктов не наблюдают и в «Ленте». В праздник россияне хотят порадовать себя и своих близких, поэтому на Новый год возрастает спрос на различные деликатесы и экзотические фрукты, говорит представительница сети Яна Могилева. «Также популярностью накануне праздников пользуются новогодние товары — шампанское, мандарины, продукты для салатов и праздничного стола», — уточняет она.
Однако, несмотря на наличие продуктов, обеспечение праздничного стола становится все более и более затратным делом: текущая экономическая обстановка резко повысила долю бюджета, отводимую населением на продукты. В конце прошлого года доля продуктового бюджета составляла 31%, а в этом декабре она может достигнуть уже 40%, отметила «Газете.Ru» аналитик «ВТБКапитал» по потребительскому рынку Мария Колбина.
Для того чтобы несколько сократить траты, потребители начали переходить на более дешевые продукты, что отмечают многие крупные ритейлеры, рассказала «Газете.Ru» старший аналитик UBS Светлана Суханова. «Понятно, что совсем отказаться от еды невозможно, поэтому россияне всячески пытаются сэкономить», — поясняет она. Среди основных тенденций аналитик называет переключение на более бюджетные линии овощей и фруктов, переход с рыбы и свинины на курицу, уменьшение размера упаковки, а также выбор в пользу магазинов малых форматов. «В маленьком магазине у вас не так много соблазнов совершить большую покупку», — объясняет Суханова.
О том, что покупатели пытаются снизить свои расходы, говорит и резкий рост промоактивности в магазинах. «Чем ближе к Новому году, тем больше ритейлеры устраивают скидок и специальных предложений, — обращает внимание она. — Например, недавно в одной из сетей была акция, когда на каждые потраченные 800 рублей покупателю выдавалась скидка на будущую покупку в размере 200 рублей, которую можно было использовать уже на следующей неделе».
Стоимость новогоднего стола, разумеется, растет из-за инфляционной составляющей, а сама по себе корзина в физическом выражении будет сокращаться, говорит «Газете.Ru» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «Покупатели сейчас более активно реагируют на промоакции. Доля продаж по промоценам у большинства торговых сетей резко выросла, особенно в дешевой рознице, — объясняет он. — Потребители стараются выбирать магазины с более низкими ценами, и более четверти клиентов участвуют в промоакциях».
Сейчас вряд ли произойдет серьезный переход на более дешевые товары в категории продуктов питания, не соглашается Колбина. По ее мнению, основное снижение затрат придется на товары длительного пользования. «Согласно опросам, россияне гораздо меньше готовы пожертвовать привычным рационом, нежели товарами длительного потребления или же, к примеру, туристическими поездками, — утверждает аналитик Rye, Man & Gor Securities Артем Кислюк. — Затраты на еду будут сокращаться в последнюю очередь».
Впрочем, вне зависимости от того, где и по какой цене будут покупаться продукты, очевидным остается одно — сам Новый год россияне все так же будут встречать с размахом.
В России привыкли широко отмечать Новый год, говорит Кислюк. Учитывая, что из-за резкого ослабления рубля туристическая активность сильно снизилась, можно ожидать, что отложенные на отдых денег пойдут на празднование, полагает аналитик.
«В силу русского менталитета наши потребители на Новый год потратят последнее», — соглашается Суханова.
Из-за этого, обращают внимание аналитики, в начале 2015 года может пострадать непродовольственный сектор. «Если люди вложатся в Новый год в ущерб будущим тратам, например, за счет январского и февральского бюджетов, это скажется серьезно на категории непродуктовых товаров», — считает Колбина. Ситуацию усугубит и повышение цен в этой категории. «В данный момент многие поставщики товаров длительного пользования сдерживают рублевые цены, чтобы сохранить долю рынка, — объясняет Кислюк. — Но в новом году стоимость товаров все-таки придется повысить, мы заметим и изменение цен, и изменение структуры спроса».
Карина Романова, «Газета.Ru»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?