Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
5097

Поделиться

Повседневному потреблению не страшны ни доллар, ни Крым

Итак, многочисленные мартовские события на политической сцене и валютном рынке, по мнению экспертов, должны были наложить отпечаток на стиль потребления. Так, например, одни ожидали резкого сокращения повседневного потребления в связи с ростом спроса на доллары и евро и резким увеличением покупок товаров длительного пользования. В этой связи сообщалось даже об ажиотажных покупках на рынке недвижимости и новых автомобилей. Правда, эти сообщения пока никак не подтверждены (но и не опровергнуты) данными о продажах, которые пока еще не обнародованы. 

Другие, напротив, прогнозировали резкий рост повседневного потребления в связи с массовыми закупками населением соли, сахара, круп, макарон, консервов и других продуктов кризисного набора. Ведь, правда, и осенью 2008 и осенью 1998 наблюдался ажиотажный спрос на продукты питания длительного хранения, ювелирные украшения и прочие товары, покупкой которых население стремилось хоть как–то себя защитить от инфляции и ослабления курса рубля. В марте 2014 ни те, ни другие ожидания не оправдались. 

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в марте 2014 года повседневные расходы выросли на 9% в номинальном выражении по сравнению с показателями февраля. Это совершенно обычный сезонный рост. Точно такой же рост повседневных расходов мы наблюдали в марте прошлого года, по сравнению с февралем 2013 соответственно. В предыдущие годы мартовский рост был несколько более значительным – на уровне 11–13%. 

Но в марте 2014 этому помешали два обстоятельства. Во–первых, аномально теплая погода в течение почти всего месяца в европейской части страны и особенно в Москве, на долю которой приходится почти 20% совокупного повседневного потребления. И, во–вторых, начавшийся в первых числах марта Великий Пост. Влияние этого фактора – через снижение потребления мясных и молочных продуктов, на долю которых приходится половина продуктовой корзины в стоимостном выражении – ощутимо последние 3–4 года. 

К сожалению, в годовом выражении перелома к лучшему среднесрочной тенденции, сформировавшейся в октябре прошлого года, пока не наблюдается. Повседневные расходы в марте 2014 в номинальном выражении оказались точно такими же, как и в марте 2013 года. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов на те же 5–7%. Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже шесть месяцев подряд (с октября 2013 года) и приняло характер среднесрочного тренда. И ни олимпийский февраль, ни богатый на «внешние шоки» март не смогли ни прервать, ни усугубить эту неприятную тенденцию. 

Но, чтобы не впадать в избыточный пессимизм, стоит отметить, что уровень повседневного потребления в феврале и марте 2014 в номинальном выражении превысил показатели февраля и марта кризисного 2009 года на 80%. Реальные расходы (с учетом инфляции в 45% за пять лет) увеличились за эту пятилетку на 25%. 

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – март 2014 

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, март 2014

100% = январь 2008 года 

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, март 2014 

Доля продовольствия 

В марте 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) заметно снизилась по сравнению с мартом 2013 и составила 56%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса возросла с 34 до 44%. С учетом изменения долей продовольственных и непродовольственных товаров в повседневной потребительской корзине можно сказать, что потребление продуктов питания сократилось на 15%, а потребление непродовольственных товаров выросло на 30% за год.

Такая картина с незначительными вариациями наблюдается уже в течение последних 12 месяцев и объясняется переходом отдельных категорий товаров (например, части бытовой техники) из разряда товаров длительного пользования в категорию товары повседневного спроса. А, с другой стороны, экономия и рационализация потребления коснулась в первую очередь и в основном продуктов питания. О способах оптимизации продовольственной корзины российскими домохозяйствами мы уже неоднократно писали в наших предыдущих обзорах. 

Города 

В Москве после резкого сокращения повседневных расходов в январе (на 27% к декабрю 2013 и на 8,5% (номинально) по сравнению с январем 2013) в феврале расходы выросли на 5,5% по сравнению с январем, а в марте – еще на 13% по сравнению с февралем. Но все же они оказались на 2% ниже, чем в марте 2013 года. За пять лет (с марта 2009) номинальный рост повседневных расходов составил в Москве 74%, а реальный – около 20%. 

В Санкт–Петербурге затянувшееся на февраль снижение повседневных расходов в марте наконец сменилось ростом – на 11% по сравнению с февралем. По сравнению с мартом прошлого года повседневные расходы в Петербурге выросли почти на 12%, обогнав инфляцию потребительского рынка почти в два раза. За пять лет (с марта 2009) номинальный рост повседневных расходов в Петербурге составил 90%, а реальный – около 30%. 

В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в марте также пошло в рост – на 8% по сравнению с февралем. Но так же, как в Москве не дотянуло до уровня марта 2013. Номинальное снижение в годовом выражении составило около 4%, а реальное – около 10%. А вот за пять лет (с марта 2009) номинальный рост в городах этого размера составил в среднем 85%, а реальный – около 28%. 

В городах с населением от полумиллиона человек повседневные расходы в марте продолжили рост – на те же 7%, что и в феврале. По сравнению с мартом 2013 повседневные расходы в таком типе городов выросли в среднем на 6% – т.е. примерно на уровень потребительской инфляции. За пять лет номинальный рост в этих городах составил в среднем 84%, реальный – 28%. 

В городах с населением 100–500 тысяч жителей рост к февралю составил около 4%, а по сравнению с мартом 2013 – 6,25%, что как раз соответствует уровню годовой инфляции. Здесь будет уместно напомнить, что в городах среднего размера вообще не наблюдается таких сильных сезонных колебаний как в мегаполисах. 

Доходные группы 

В марте 2014 по сравнению с февралем быстрее всего росли повседневные расходы у семей со средними доходами – на 13% за месяц. В то время как у более обеспеченных потребителей – на 8,5%, а у менее обеспеченных – всего лишь на 1,5%. Благодаря этому расхождения в темпах роста повседневных расходов между различными группами потребителей в годовом разрезе нивелировались. 

В январе и феврале быстрее росли расходы у менее обеспеченных потребителей. А в ретроспективе пяти лет расхождения немного сгладились. Темпы роста расходов у «богатых» и «бедных» практически сравнялись. А у представителей «среднего класса» темпы роста хотя и отстают, но все же не так сильно, как это было еще в прошлом месяце. 

* Исследовательская скан–панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих–коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он–лайн режиме поступают в базу данных скан–панели. 

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан–панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Ромир

 

Интервью

Декоративное изображение

Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»

Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами