Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Потребительский рынок: рост сквозь слезы
Представляя доклад, председатель комитета, член правления ТПП РФ, генеральный директор Международной бизнес-ассоциации Александр Борисов отметил, что в нашей стране роль розничной торговли сильно недооценивается. Экономика XXI века – это экономика избытка, которая ставит в центр внимания клиента, потребителя. Поэтому в ближайшем будущем успешность торговых предприятий будет зависеть от того, каковы современные торговые технологии: скидки, специальные предложения, укрепление лояльности покупателя, а также создание новых форматов торговых предприятий. Уже сегодня наметилась тенденция ежегодного роста на 14-20 % специализированных магазинов.
Как отмечалось в докладе, российская торговля является сегодня одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Она дает 18 % ВВП, в ней занято 17 % трудоспособного населения. По результатам минувшего года торговля стала лидером по количеству созданных рабочих мест среди всех отраслей экономики.
Торговая отрасль также находится среди лидеров по налоговым поступлениям, давая 10,2 % всех бюджетных доходов, а по притоку иностранных инвестиций – 18,3 %. Сумма накопленных иностранных инвестиций в розницу превысила 50 млрд долларов. По этому показателю торговлю опережает только сектор обрабатывающих производств.
Тем не менее, ситуация в отрасли далека от идеала. Федеральный закон № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» включает в себя много формулировок, которые допускают неоднозначное толкование. «Вряд ли возможно довести закон до состояния нормально работающего авторитетного документа, определяющего основные параметры развития отрасли и направленного на ускорение ее дальнейшего развития», – говорится в докладе. Основным препятствием росту инвестиций является не столько высокая стоимость кредитных ресурсов, сколько низкое качество институтов и неблагоприятный предпринимательский климат. В рейтинге DoingBusiness – 2011 Россия заняла 123-е место из 183, за год опустившись на 7 пунктов.
Среди факторов, ограничивающих рост торговли, важнейшим является недостаточный платежеспособный спрос. Ниже прожиточного уровня живут 18,5 млн человек, или 13 % населения страны. За ней идет большая группа в 30 млн человек, чьи среднедушевые доходы находятся в промежутке от 5 до 10 тыс. рублей в месяц. Среди стран – экспортеров нефти по уровню доходов на долю населения Россия находится на 11-м месте; впереди нее среди прочих Экваториальная Гвинея, Бахрейн и Саудовская Аравия.
На фоне этого звучит несколько парадоксально, что в России сохраняется дефицит торговых площадей, что вызвано постоянным ростом издержек в строительстве, административными барьерами, а также тем, что у 60 % российских городов и населенных пунктов отсутствуют утвержденные генпланы развития.
По данным Минпромторга, базовый показатель обеспеченности населения торговыми площадями составляет сегодня 521 кв. м на тысячу человек. Только в двенадцати субъектах федерации этот показатель превосходит этот уровень.
Однако, по данным Минпромторга, в январе 2011 года на торговые сети приходилось только 18,7 % розничного оборота. В торговом обороте продовольственных товаров доля сетей еще ниже – 16,1 %.
Развитие торговли сдерживают слабая логистика, плохое качество дорог, высокие цены на транспортировку, что отрицательно сказывается на цене товаров. Еще один фактор, препятствующий нормальному развитию торговли, – высокая доля наличного оборота. То, что до 90 % расчетов осуществляются в наличной форме, снижает эффективность торговли и способствует сохранению непрозрачности в значительной части отрасли. По разным экспертным оценкам, в «серой» зоне работают до 50 % торговых предприятий разного масштаба.
Представляя доклад, А. Борисов отметил, что сфера торговли в России переживает решающий момент. «Будучи производной от экономической системы страны, торговля вынуждена испытывать на себе все особенности «ручного управления», особенно на уровне местных и региональных властей», – говорится в докладе. В то же время, отметил докладчик, в розничной торговле представлены интересы всех ведущих финансовых групп страны. Их влияние может оказать серьезное воздействие на ситуацию в отрасли.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?