Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Потребительский голод в России не утолен
Москва – 27 января 2010 г. – Уровень потребительс кого доверия в России растет медленно, но верно. По данным глобального онлайн исследования Nielsen, Индекс потребительского доверия в России составил 86 пунктов, что на один пункт больше, чем в октябре 2009 года, и на четыре – чем в июне 2009 г. Но, несмотря на сохранение покупательских аппетитов россиян, – согласно исследованию, все больше потребителей планируют потратить свободные средства на приятные «излишества» - новую одежду, технологические новинки, отдых и путешествия – “конвертация” потребительского оптимизма в реальные продажи в 2010 году будет проходить заметно медленнее, чем на других рынках. По сравнению со своими соседями по BRIC – Бразилией, Индией и Китаем, где наблюдается самый высокий уровень потребительского доверия в мире, Россия по-прежнему находится в числе наиболее депрессивных рынков. 82% опрошенных россиян считают, что их страна находится зоне рецессии, почти три четверти все еще невысоко оценивают свои перспективы трудоустройства в ближайшие месяцы 2010 года, а к списку главных источников беспокойства добавился рост цен на услуги ЖКХ.
***
Индекс потребительского доверия
Результаты глобального онлайн исследования Nielsen, проведенного в декабре 2009 года показывают, что восстановительные процессы в мировой экономике продолжаются, а в некоторых странах восстановление даже ускорилось. Самый заметный рост уровня потребительского доверия наблюдается на азиатских рынках, а также в Бразилии.
В числе стран лидеров роста Индекса, по данным Nielsen на декабрь 2009, вошли Гонконг, Китай, Сингапур, Индия и Бразилия, где все больше потребителей увеличивают накопления и инвестиции в рынок акций, а также расходы на развлечения, покупку одежды и отпуск.
Глобальное онлайн исследование Nielsen, которое регулярно проводится для изучения уровня потребительского доверия в разных регионах мира, основых источников для беспокойства потребителей, а также их намерений и привычек, связанных с приобретением товаров и услуг, прошло среди 17,5 тыс. регулярных интернет-пользователей в 29 странах мира с период с 4 по 18 декабря 2009 года.
В целом по миру, Индекс потребительского доверия с июня по декабрь прошлого года вырос с 82 до 87 пунктов.
Согласно исследованию Nielsen, восемь из десяти стран с самым высоким уровнем потребительского доверия в четвертом квартале 2009 года - из Азиатско-Тихоокеанского региона. Лидеры - Индонезия (1-е место) и Индия (2-е место). При этом потребители из двух самых зрелых и развитых рынков азиатского региона - Южной Кореи и Японии - оказались самыми пессимистичными. Бразилия (3-e место) и Канада (10-е) единственные страны из других регионов, которые вошли в список стран с самым высоким уровнем потребительского доверия.
Гонконг занимает первое место по темпам прироста Индекса потребительского доверия второй по счету квартал (Индекс вырос на 7 пунктов с 93 в 3-м квартале до 100 в 4-м квартале (по шкале от 0 до 200 пунктов). Общий прирост с июня 2009 года составил 21 пункт(!). Для сравнения в России в тоже время Индекс потребительского доверия составил, по данным на декабрь 2009, 86 пунктов, прирост за аналогичный период составил скромные четыре пункта Индекса.
“Исследование Nielsen показало, что за последние шесть месяцев, глобальные потребители, и особенно потребители в Азии, стали более оптимистично оценивать перспективы выхода экономик своих стран из рецессии и демон стрируют большую уверенность в рынке труда и стабильности собственного финансового благополучия. Это важный признак восстановление глобальной экономики”, - Джеймс Руссо, Вице-Президент подразделения Nielsen Consumer Insights, которое занимается изучением глобальных потребительских тенденций.
“Однако, разница между темпами ожидаемого восстановления в разных странах может быть огромна. Если в азиатских рынках потребители уже начали распускать пояса, то в России, а также во многих странах со зрелой экономикой, медленный рост потребительского доверия еще не траслировался в широкую готовность тратить”, - говорит Ольга Белова, Директор отдела потребительских исследований « Nielsen Россия».
Восприятие рецессии . Обзор результатов исследования Nielsen в разных регионах мира
83 процента участников исследования в Китае, 73% в Гонконге и 60 процентов в Сингапуре сообщили, что их страна вышла из рецессии в 4-м вартале 2009 года. Это резко контрастирует с тем, как оценивают состояние национальной экономики потребители в Мексике, США, Великобритании, Украине, Испании и Турции, где 90% опрошенных уверены, что экономика их страны по-прежнему в зоне рецессии.
В Европе зарегистрирован медленный рост позитивных потребительских настроений – ни одна из стран Европейского региона, включая Россию, не показала падения Индекса потребительского доверия в 4-м квартале 2009 года. К примеру, в Германии доля респондентов, которые говорят, что их страна находится в рецессии, снизилась с 85% в июне до 71% в декабре 2009 года. Здесь каждый четвертый участник, ответивший, что страна находится в рецессии, ожидает выхода из нее в течение года. Даже в Испании, где оказалось больше всего потребителей, считающих, что их страна находится в глубокой рецессии, 28% респондентов надеятся, что до конца года ситуация именится к лучшему. Также считают и 23% «рецессионистов» в Великобритании.
В России 82% опрошенных уверены, что страна находится с рецессии, что, впрочем, меньше, чем полгода назад, в июне 2009 года (88% опрошенных). При этом каждый четвертый (27%) из российских «рецессионистов» верит, что в ближайшие 12 месяцев спад в экономике закончится.
““Медленно, но верно” – мантра, которая поддерживает европейский регион, включая Россию, на пути к восстановлению в 2010 году. То же относится и к США”, - говорит Ольга Белова.
В декабре 2009 года США возглавили список стран, где состояние национальной экономики является главным источником для беспокойства потребителей. 47 процентов опрошенных жителей Америки сообщили, что экономика является для них главным или вторым по значимости источником для беспокойства на ближайшие несколько месяцев. У «соседей» в Канаде оптимистические настроения развиваются быстрее. Хотя 70% опрошенных онлайн пользователей в Канаде по-прежнему считают, что страна находится в зоне рецессии в 4-м квартале 2009 года, это уже значительно меньше, чем в июне 2009 (85%).
“Потребуется значительно больше времени, чтобы потребители в США воспряли духом. Пока же скептицизм превалирует, - говорит Джемс Руссо. Хотя ситуация на рынке труда постепенно улучшается, рынок еще слаб. Добавьте к этому жесткие условия кредитования, продолжающийся рост лишений прав выкупа по закладным... Американским потребителям придется еще много поработать, прежде чем они увидят свет в конце тоннеля, и начнется уверенное восстановление покупательной способности”.
На Тайване, который занимает второе после Гонконга место по темпам роста Индекса потребительского доверия (с 71 до 77 пунктов), рынок акций и недвижимости демонстрируют признаки восстановления. БОльший оптимизм потребител ям внушает ожидаемый в 2010 году рост зарплат, что в свою очередь будет стимулировать частное потребление. “В 4-м квартале 2009 года потребители Тайваня наконец почувствовали, что они выходят из рецессии. Последние несколько лет зарплаты были заморожены, поэтому новости о росте зарплат, который начался в секторах электроники финансовых услуг, стали причиной роста позитивных настроений на рынке,” - говорит Джеймс Руссо.
Резкий контраст с ситуацией полугодовой давности наблюдается в ОАЭ, где отмечено наибольшее падение Индекса потребительского доверия (со 102 пунктов в 3-м квартале до 92 в 4-м) - результат финансового краха в Дубаи в прошлом году. “Последние месяцы стали для экономики Дубаи затяжным спуском с американских горок,” – говорит Дж. Руссо. “Но несмотря на 10 пунктов падения Индекса потребительского доверия в 4-м квартале 2009 года, потребители ОАЭ сохраняют оптимизм, что экономический спад прекратится до конца 2010 года.”
Исследование Nielsen показало, что потребители Японии и Южной Кореи стали еще более пессимистичными в отношении перспектив восстановления национальной экономики в 4-м квартале 2009 года. Экономика Японии продемонстрировала более медленный, чем ожидалось, рост, а потребители по-прежнему беспокоятся о росте безработицы и дефляции. Неудивительно, что в Японии стало больше потребителей, которые считают, что экономика находится в рецессии (88% в 4-м квартале 2009 г. против 80% в 3-м). В Южной Корее в 4-м квартале 86% респондентов ответили, что их страна находится в рецессии, в 3-м их доля составляла 82%. При этом почти половина из них (47%) не верят, что рецессия закончится до конца 2010 года.
“Хотя азиатские рынки и являются локомотивом роста потребительского оптимизма в целом по миру, уровень потребительского доверия в двух крупнейших экономиках региона - Японии и Южной Корее - даже несколько снизился в 4-м квартале 2009, и, судя по всему, потребители не ожидают улучшения ситуации в 2010 году,”- говорит Дж.Руссо.
Глобальные потребители более оптимистичны в отношении собственных финансов
Практически каждый второй (48%) участник глобального онлайн исследования Nielsen считает состояние собственных финансов на ближайший 2010 год отличным или хорошим. В июне таковых было 43%. Индонезийцы самые оптимистичные по этому показателю: 27% опрошенных в этой стране сообщили, что считают состояние собственных финансов на ближайшие месяцы отличным. В Индии и Бразилии таковых было 12 и 10% соответственно.
В России оценка респондентами состояния собственных финансов также улучшилась.
«Потребители России вступили в новый год с осторожным оптимизмом. Индекс потребительского доверия хотя и недотягивает до среднемирового, все же демонстрирует медленный рост - за счет позитивных изменений по всем ключевым показателям Индекса. И это хорошие новости для одной из стран с наиболее депрессивными макроэкономическими показателями в Европейском регионе», - говорит Ольга Белова.
55% опрошенных в России считают состояние своих финансов хорошим или отличным. В июне таковых было 49%. При этом доля тех, кто считает свое финансовое состояние отличным, остается практически на прежнем уровне (5% в июне и 4% в декабре 2009 года).
Рост потребительских расходов
Являясь основным «вкладчиком» в рост глобального Индекса потребительского доверия, азиатские страны также лидируют по росту планируемых потребителями расходов. Здесь наибольшая доля респондентов считает ближайшие несколько месяцев хорошим временем для совершения покупок. Среди стран, где потребители демонстрируют самую высокую готовность тратить, – Австралия и Индонезия, которые быстрее других рынков вышли из рецессии.
Из основных способов применения свободных средств (оставшихся после основных затрат на проживание - покупки продуктов питания и коммунальных платежей), больше всего азиатские потребители предпочитают инвестировать и сберегать, но улучшение покупательной способности и рост оптимистических настроений заставляют потребителей в регионе распустить пояса.
Так, по данным исследования Nielsen, Китай лидирует по планируемым частным инвестициям (57%1 респондентов сообщили, что планируют потратить свободные средства на покупку акций и вложения в инвестиционные фонды), покупке новых технологических новинок (44 %), а также занимают второе место после России по намерениям расходовать на покупку новой одежды (53 %) и путешествия (50%). Потребители в Гонконге также планируют не только отдавать деньги «в рост», но и расходовать их - на развлечения вне дома, новые технологии, отпуск, покупку одежды. И судя по ответам респо ндентов, в ближайшие 12 месяцев гонконгские потребители планируют раскошелиться: доля тех, кто планирует потратиться на покупку новой одежды выросла на 12 процентных пунктов (1!).
Азиатские потребители, в частности китайские и сингапурские, в 4-м квартале 2009 года выразили бОльшую готовность тратить на путешествия. “За период с июня по декабрь 2009 года доля респондентов, планирующих расходовать свободные средства на отпуск и путешествия выросла на 10 процентных пунктов в этих странах, - говорит Дж.Руссо. Азиатские потребители серьезно порезали эту статью расходов в период экономического спада, и как только ситуация улучшилась, с удовольствием принялись планировать заслуженный отпуск”.
Однако в Индии, где расходы на покупку продутов питания приходится 58% расходов домохозяйств, - а, для сравнения, в самых развитых западных странах эта доля составляет порядка 10—15%, - рост цен на продукты питания становится главным источником для беспокойства потребителей, что сказывается на общей покупательной способности. “Хотя в 2010 году ожидается, что индийская экономика продолжит расти, стоит учитывать, что Индия тяжело перенесла период муссонных дождей, что привело к росту цен на продукты питания. Это может повлиять на объем свободных средств, оставшийся после основных расходов на проживание”, - говорит Дж. Руссо.
В Европе общее настроение потребителей в отношении новых покупок можно охарактеризовать как «умеренный пессимизм». Лишь каждый третий (30%) участник исследования в регионе считает ближайшие несколько месяцев удачным временем для покупки товаров. Россия - в общем европейском тренде и даже выглядит на общем фоне оптимистичнее. 34% считают ближайшие полгода хорошим временем для совершения покупок, в июне таковых было 29%.
Наибольшее восстановление в России наблюдается по таким потребительских расходам как покупка новой одежды и технологические товары. Согласно данным исследования, в декабре 2009 г. 58%2 планировали тратить свободные средства на покупку одежды, и 41% - на покупку техники/электроники. Тогда как в июне таких было 53% и 34% соответственно.
Список приоритетных способов расходования свободных средств в России изменился незначительно по сравнению с предыдущими волнами аналогичного онлайн исследования Nielsen. На первых местах - покупка одежды (58%), ремонт и обустройство дома (46%), сбрежения (45%), покупка технологических товаров (41%), а также отпуск и путешествия (40%).
Еще одним показателем медленного восстановления покупательной способности потребителей в России может служить тот факт, что доля респондентов, которые продолжают экономить, покупая более дешевые марки продуктов питания, снизилась с 40% в июне 2009 года до 33% в декабре 2009 г.
Исследование показало, что несмотря на снижение покупательной способности россиян, потребительский аппетит россиян еще не утолен. Россияне на первом месте по планам покупки одежды (58%) и товаров для ремонта и обустройства дома – 46%; на третьем месте по намерению покупать технологичесткие новинки (41%) ; в десятке стран-лидеров, где больше всего потребителей готовы активно тратить на отпуск и путешествия (40%) и развлечения вне дома (37%).
Ситуация с работой нормализуется. Напряжение спадает.
В декабре 2009 г. 37% глобальных потребителей оценивали свои перспективы трудоустройства на 2010 как отличные или хорошие, в июне таковых было 30%. Россияне также демонстрируют сдержанный пессимизм в оценках своих перспектив трудоустройства. 27% считают их хорошими или отличными. В июне таковых было 23%.
Семь стран из десяти, наиболее оптимистично оценивающих свои перспективы в области трудоустройства, - из Азии. Впереди планеты всей – Индия и Индонезия, где соотвественно 83% и 70% респондентов считают свои перспективы трудоустройства хорошими или отличными.
И хотя экономика и сохранение работы по-прежнему остаются главными источниками для беспокойства потребителей в мире, уровень обеспокоенности этими аспектами снизился в 4-м квартале 2010 года. В июне 2009 г. каждый пятый (20%) опрошенный в мире сообщил, что сохранение работы является главным источником для беспокойства на ближайшие несколько месяцев. В декабре 2009 об этом больше всего беспокоились 13%.
Исключение составляет Испания, где наблюдается самый высокий уровень безработицы в Европе, а потребители демонстрируют самый высокий пессимизм в оценках песрпектив своего трудоустройства: 19% опрошенных сообщают, что сохранение рабочего места является главным источником для беспокойства на ближайший год.
О чем беспокоятся потребители в России в наступившем году?
Хотя экономика по-прежнему является главным источником для беспокойства россиян, в 4-м квартале 2009 года наметился спад общей напряженности. По сравнению с июнем 2009 года россияне стали заметно меньше волноваться о сохранении работы и состоянии национальной экономики, зато все больше их заботит состояние собственного здоровья и рост цен на ЖКХ. Последний пункт в декабре 2009 года занимает третье место в списке главных источников для беспокойства – вместе с такими пунктами, как сохранение рабочего места, благополучие и образование детей.
Что впереди?
“Год назад глобальная экономика рухнула, а Индекс потребительского доверия снизился до самых низких показателей. Действия правительств по выходу из кризиса и стимулированию национальных экономик позволили остановить свободное падение. Уже в первом квартале 2009 года появились первые зеленый ростки восстанования - в основном на развивающихся рынках, - говорит Дж.Руссо. В 3-м квартале 2009 года был пройден серьезный психологический рубеж, и впервые после кризиса глобальные потребители поверили, что худшее позади. И все же в начале 2010 г. вопрос “когда же будет лучше” остается на повестке дня потребителей еще во многих странах”.
“Как показывают данные исследований Nielsen, частное инвестирование и частное потребление являются значимыми факторами, которые стимулируют восстановительные процессы в азиатских странах сегодня. Если первый фактор слабо развит в России - по данным онлайн исследований Nielsen, лишь 7-10% респондентов планируют вкладывать свободные средства в рынок акций и инвестиционные фонды, то второй - частное потребление - пока восстанавливается слишком медленно, что сказывается на темпах восстановления экономики. Лишь когда потребители получат больше оснований для уверенности, они будут готовы отбросить всю острожность и начать тратить. Пока же “конвертация” потребительского оптимизма в реальные продажи в 2010 году будет проходить заметно медленнее, чем на других рынках”, - говорит Ольга Белова.
О глобальном онлайн исследовании Nielsen и Индексе потребительского доверия
Глобальное онлайн исследование Nielsen – регулярное исследование, предназначенное для изучения уровня потребительского доверия в разных регионах мира, основных истоников беспокойства, оценки экономических персперктив, покупательских намерений, привычек и предпочтений, связанных с потреблением товаров и услуг. Недавняя волна этого исследования прошла с 4 по 18 декабря 2009, в которой приняли участие 17 500 респондентов из Азиантско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америке, Ближнем Востоке и Северной Америке. Индекс потребительского доверия, разработанный компанией Nielsen, рассчитывается на основе таких показателей как уверенность потребителей в рынке труда, оценка состяния собственных финансов и готовности тратить. Выборка по каждой их стран участниц квотирована по полу и возрасту пользователей Интернет в каждой стране. И взвешена чтобы репрезентирвоать аудиторию Интернет. Стандартная ошибка ±0.6%.
О компании Nielsen
The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?