Декоративное изображение
6 018

Поделиться

Порывистый «Вестер»

Юлия Гордиенкожурнал «Секрет фирмы» № 19 (202) 21.05.2007

Калининградская компания «Вестер» собралась за три года открыть 250 гипермаркетов и ворваться в пятерку крупнейших российских ритейлеров. «Секрет фирмы» решил выяснить, что стоит за этими космическими планами -- непродуманный расчет или расчетливый пиар?

Может оказаться, что строить гипермаркеты «Вестеру» гораздо сложнее, чем планы

Может оказаться, что строить гипермаркеты «Вестеру» гораздо сложнее, чем планы

Председателю совета директоров и основному владельцу группы компаний «Вестер» Олегу Болычеву нравится девичья фамилия его жены -- Король: в одном из интервью он признавался, что даже подумывал добавить ее к своей. «Королевскую» фамилию, впрочем, Болычев так и не взял. Но амбиции от этого не уменьшились: согласно плану развития калининградский ритейлер с оборотом $426 млн «Вестер» уже к 2011 году планирует превратиться в одного из лидеров розничного рынка. Для этого только в России Болычев собирается построить 277 торговых объектов, 90% из которых будут гипер-, а 10% -- супермаркетами. Кроме того, компания планирует выход в города Украины, Казахстана и Белоруссии. А оборот компании к 2010 году должен вырасти почти в 13 раз -- до $5,5 млрд. Отметим, что державные амбиции Болычева увеличиваются в геометрической прогрессии. Еще в конце марта российские планы «Вестера» ограничивались открытием лишь 60 гипермаркетов и такого же числа супермаркетов: тогда объем предполагаемых инвестиций в проект компания оценила в $500 тыс. за пять лет. Но даже скромные по сравнению с нынешними планы часть аналитиков назвала трудновыполнимыми, а вложения -- недостаточными.

Откуда «Вестер» дует Группа компаний «Вестер» основана в Калининграде в 1990 году. Занималась поставками оргтехники. В 1993 создала сеть магазинов бытовой техники и электроники, развивала другие направления. В 2006 году на базе продовольственного бизнеса создана федеральная сеть «Вестер». Имеет 35 объектов в форматах «гипермаркет», «супермаркет», «универсам», «магазин у дома». Торговая площадь на апрель 2007 года составляет свыше 42 тыс. кв. м.

график1 Гипербум «В Екатеринбурге до сих пор нет ни одного гипермаркета, по размеру близкого к „Ашану»! Что, людям так и ходить в магазины площадью по 150 кв. м и выбирать из 600 наименований товаров? Сколько может продолжаться эта убогость?» -- возмущена аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. Формат гипермаркета вместе с cash & carry (магазины «Метро»), по оценке специалиста, занимает лишь 7% российского ритейла. К 2011 году этот показатель должен составить уже 17%. Эксперты в один голос называют гипермаркет самым перспективным розничным форматом на ближайшую пятилетку. По оценкам самих ритейлеров, до 2011 года ежегодные темпы роста для гипермаркетов составят 35–40%, в то время как другие форматы будут прибавлять лишь по 12% в год. Причин этого явления несколько. «Это формат, близкий к дискаунтеру, который должен хорошо работать в регионах»,-- считает аналитик компании «Тройка Диалог» Михаил Терентьев. С ним согласна и коллега из «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская, которая отмечает, что для ритейлера формат гипермаркета привлекателен и тем, что позволяет быстро нарастить торговый оборот в новом регионе. Кроме того, гипермаркеты могут служить одновременно распределительными центрами, на базе которых компания может развивать магазины других форматов. Пока насыщенным гипермаркетами регионом считается только Северо-Запад. «Если ориентироваться на данные агентства Reuters, то норму насыщаемости рынка -- один гипермаркет на 200 тыс. человек -- Петербург перешагнул еще в прошлом году,-- говорит директор по маркетингу и рекламе, член правления петербургской компании „Лента» Екатерина Пустошная.-- На конец 2006 года там было 30 гипермаркетов». По данным Nielsen, доля гипермаркетов в Санкт-Петербурге составляет уже порядка 30% розничного оборота. Большинство крупных розничных игроков срочно вписывает строительство гипермаркетов в регионах в неотложные планы. Так, стратегия X5 Retail Group предусматривает открытие к 2014 году 70 новых гипермаркетов под брэндом Frank. Еще 25–30 магазинов к 2008 году добавится, если Х5 купит сеть гипермаркетов «Карусель». Сеть «Магнит» в 2007 году также планирует построить до 10 гипермаркетов, но осведомленные аналитики очень уверенно говорят, что в ближайшие пять лет компания будет открывать порядка 15 гипермаркетов в год. Увеличить количество гипермаркетов с 6 до 50 за три года собирается «Седьмой континент», «Лента» тоже планирует расширить сеть гипермаркетов до 50 к 2009 году. Конкуренты малоизвестного за пределами Калининграда и непубличного «Вестера» -- ведущие игроки в сфере ритейла, которые в большинстве своем уже провели IPO. Оборот X5 по итогам 2006 года составил $3,5 млрд, «Магнита» -- $2,5 млрд, «Ленты» и «Седьмого континента» -- около $1 млрд. На их фоне о «Вестере» с его оборотом в $426 млн хочется сказать цитатами из «Кавказской пленницы»: «Вы спускаете нереальные планы» и «Это как его… волюнтаризм!». Ведь чтобы построить 250 гипермаркетов за три года, компании придется открывать один магазин в четыре дня. «Строить по два гипермаркета в неделю? Могу пожелать им только успехов»,-- иронизирует директор по маркетингу ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») Хачатур Помбухчан. Кроме того, по подсчетам самой компании, на торговую площадь в 12 тыс. кв. м требуется примерно 500–700 сотрудников. Это значит, что для обслуживания 250 гипермаркетов ей понадобится около 125 тыс. человек. Есть ли у «Вестера» тайное оружие, позволяющее сделать невозможное возможным?

график2

топ10 сетей, работающих в формате гипермаркета

 

Гиперболоид бизнес-процессов Действительно, компания разработала типовой проект «Вестер гипер. Торговая галерея» -- единый проект документации. По сути, это стандартный план гипермаркета, прошедший необходимую регистрацию и сертификацию. «Документ „Вестер гипер. Торговая галерея» сегодня можно рассматривать как наше конкурентное преимущество,-- говорит генеральный директор ФС „Вестер» Александр Астрейко.-- В любой момент мы можем представить этот документ на рассмотрение в компетентные ведомства, потенциальным соинвесторам, девелоперам и франчайзи». По словам топ-менеджера, типовая программа позволяет почти на год сократить согласование строительства объекта с региональной властью и с подрядчиками. С учетом этой временной экономии, расходы на каждый объект снижаются не менее чем на 15%. Такая схема значительно облегчает задачу единовременного выхода сразу в несколько регионов, подчеркивает Астрейко. Однако ничего уникального эксперты в наличии типовой документации не находят. «Так работают все компании,-- говорит аналитик МДМ-банка Алексей Гоголев.-- У всех игроков есть стандартные пакеты документов, и проект „Вестера» не содержит ничего нового». Не оригинален и сам план «Вестер гипер. Торговая галерея»: соединение гипермаркета и бутиковой зоны с магазинами одежды и обуви, ювелирными отделами, салонами связи, фудкортом и т. д. давно стало стандартом для подобного формата. Особые надежды «Вестер» возлагает на команду из шести западных топ-менеджеров из Carrefour, Tesco, Auchan, Real и Kaufland, которая начнет работу в компании с 1 июня. Они должны произвести революцию в управлении компанией. В частности, «Вестер» предполагает заключать длительные контракты с поставщиками -- как минимум на три года. За счет гибкой системы работы с поставщиками, а также большого объема поставок это должно снизить стоимость закупок: Александр Астрейко обещает, что цены в «Вестере» будут ниже, чем у конкурентов. Используют в магазинах компании и западную модель оформления торгового зала: до сих пор в России было не принято размещать высокие стеллажи, откуда покупатели достать товар не могут. В «Вестере» решили разместить такие стеллажи не только в гипер-, но и в супермаркетах, чтобы как можно более эффективно использовать торговое пространство (добывать товар с полок будет обслуживающий персонал). Систему скидок компания тоже намерена выстроить по западным образцам, раз в две недели обновляя каталоги сезонных товаров, которые будут продаваться по сниженным ценам. Впрочем, западный топ-менеджмент может отладить работу только в открытых магазинах. Но их еще нужно построить.

1

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами