Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Поправки Яровой к закону «О торговле» ударят по всем участникам потребрынка
Поправки к закону «О торговле», снижающие размер ретробонусов, были приняты в первом чтении под лозунгом поддержки отечественного производителя. По факту он же от них и пострадают, считают эксперты.
19 мая в первом чтении Госдума приняла поправки к закону «О торговле”, меняющие правила взаимодействия поставщика и ритейлера. Проект предполагает уменьшение ретробонуса (дополнительного вознаграждения ритейлера со стороны поставщика) с 10% до 3%, сокращение отсрочки платежей до 5-ти дней (если товар скоропортящийся), до 20 дней (срок хранения – до одного месяца), до 35 дней (товары с длительным сроком хранения). Кроме того, проект предполагает, что поставщик не должен платить за так называемое «продвижение товара» в торговой сети. Под продвижением авторы поправок к закону понимают выгодное расположение на полках, дополнительную рекламу продукта и т.д.
Дискриминационные практики в отношении поставщиков продукции необходимо перенести «в категорию полного запрета», уверены автора проекта. Иначе ритейлеру может грозить административная ответственность – штрафные санкции до 5 млн. рублей и дисквалификация.
Автор новых положений, депутат Ирина Яровая, полагает, что подобное регулирование отношений защитит поставщиков от неправомерных деяний торговых сетей и сократит «злоупотребления» со стороны ритейла.
«Для нас чрезвычайно важно, чтобы отечественный производитель чувствовал себя защищенным с точки зрения закона», – заявила Яровая на заседании Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.
Производители Яровую поддерживают и призывают бороться «фальш-маркетингом», который стал популярен у ритейлеров. Ретробонус для большинства поставщиков превратился в «фактический налог с продаж», который выплачивается автоматически при достижении минимального, практически любого отличного от нуля, объема продаж, утверждает Дмитрий Леонов.
Заместитель Председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов
Но ритейлеры считают, что от меры, предложенные Яровой, скорее всего, нарушат хрупкий баланс рынка.
Директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов
В итоге пострадают все: и сети, и поставщики, особенно мелкие и средние, в первую очередь отечественные. Малый и средний производитель будет фактически лишен возможности развивать свои бренды, выводить на рынок новые продукты. В выигрыше могут оказаться только наиболее крупные, в первую очередь транснациональные производители, а также крупнейшие розничные сети, которые и так имеют очень сильные позиции на рынке, считает Кузнецов
Напомним, ранее ясность и прозрачность во взаимоотношения поставщика и ритейлера пытались внести сами сети, например, с помощью разработанного крупнейшими российскими ассоциациями потребительского рынка Кодекса добросовестных практик. В подписанном комиссией документе сказано, например, что торговая сеть не имеет права задерживать оплату товара, ссылаясь на недостатки в документации (непропечатанные буквы, нечитаемый текст и так далее).
Отправная точка, с которой начинается отсчет срока положенной оплаты, – момент приема товара. После этого разные категории продуктов, согласно закону «О торговле», должны быть оплачены в разный срок: например, продовольствие со сроком хранения 10 дней должно быть оплачено не позднее, чем через 10 дней после приемки.
Если в документах поставщика замечены неточности, то сообщить о них следует не позднее чем через 5 дней с момента приема. В следующие 5 дней поставщик обязуется поправить недостатки.
Андрей Каяк, «Деловой квартал»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?