Декоративное изображение
10 820

Поделиться

Поправки Яровой к закону «О торговле» ударят по всем участникам потребрынка

Поправки к закону «О торговле», снижающие размер ретробонусов, были приняты в первом чтении под лозунгом поддержки отечественного производителя. По факту он же от них и пострадают, считают эксперты.

Фото: http://pixabay.com/
Фото: http://pixabay.com/
19 мая в первом чтении Госдума приняла поправки к закону «О торговле”, меняющие правила взаимодействия поставщика и ритейлера. Проект предполагает уменьшение ретробонуса (дополнительного вознаграждения ритейлера со стороны поставщика) с 10% до 3%, сокращение отсрочки платежей до 5-ти дней (если товар скоропортящийся), до 20 дней (срок хранения – до одного месяца), до 35 дней (товары с длительным сроком хранения). Кроме того, проект предполагает, что поставщик не должен платить за так называемое «продвижение товара» в торговой сети. Под продвижением авторы поправок к закону понимают выгодное расположение на полках, дополнительную рекламу продукта и т.д.

Дискриминационные практики в отношении поставщиков продукции необходимо перенести «в категорию полного запрета», уверены автора проекта. Иначе ритейлеру может грозить административная ответственность – штрафные санкции до 5 млн. рублей и дисквалификация.

Автор новых положений, депутат Ирина Яровая, полагает, что подобное регулирование отношений защитит поставщиков от неправомерных деяний торговых сетей и сократит «злоупотребления» со стороны ритейла.

«Для нас чрезвычайно важно, чтобы отечественный производитель чувствовал себя защищенным с точки зрения закона», – заявила Яровая на заседании Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

Производители Яровую поддерживают и призывают бороться «фальш-маркетингом», который стал популярен у ритейлеров. Ретробонус для большинства поставщиков превратился в «фактический налог с продаж», который выплачивается автоматически при достижении минимального, практически любого отличного от нуля, объема продаж, утверждает Дмитрий Леонов.

Заместитель Председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов

«Величина данного бонуса должна зависеть от реального прироста объема. Есть риск, что в последствии такие фальш-выплаты могут просто перейти в фальш-скидку от поставщика ритейлеру, когда недобросовестные торговые сети будут требовать с поставщика скидку за проведение несуществующей или навязанной промо-акции».

Но ритейлеры считают, что от меры, предложенные Яровой, скорее всего, нарушат хрупкий баланс рынка.

Директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов

«Отсрочка, ретробонус – все это инструменты продвижения продукции производителя, а не только требования жадных сетей. Допустим, на рынке есть 10 поставщиков какого-либо, а ритейлеру нужно только три. Сейчас поставщики, которым не удалось попасть на полку, имеют возможность предложить ритейлеру взять товар с дополнительной по сравнению с конкурентами отсрочкой. Ритейлер может согласиться с таким предложением, так как получает возможность снизить риски в случае невысокой оборачиваемости товара. Если говорить о ретробонусах, сейчас по факту у большей части торговых сетей он не превышают 3-4%. Если рынок лишится этих инструментов, то сети будут вынуждены сокращать ассортимент, оставляя на полках продукцию с наиболее высокой оборачиваемостью, а также развивать собственные торговые марки, делая упор на минимальную закупочную цену».

В итоге пострадают все: и сети, и поставщики, особенно мелкие и средние, в первую очередь отечественные. Малый и средний производитель будет фактически лишен возможности развивать свои бренды, выводить на рынок новые продукты. В выигрыше могут оказаться только наиболее крупные, в первую очередь транснациональные производители, а также крупнейшие розничные сети, которые и так имеют очень сильные позиции на рынке, считает Кузнецов

Напомним, ранее ясность и прозрачность во взаимоотношения поставщика и ритейлера пытались внести сами сети, например, с помощью разработанного крупнейшими российскими ассоциациями потребительского рынка Кодекса добросовестных практик. В подписанном комиссией документе сказано, например, что торговая сеть не имеет права задерживать оплату товара, ссылаясь на недостатки в документации (непропечатанные буквы, нечитаемый текст и так далее).

Отправная точка, с которой начинается отсчет срока положенной оплаты, – момент приема товара. После этого разные категории продуктов, согласно закону «О торговле», должны быть оплачены в разный срок: например, продовольствие со сроком хранения 10 дней должно быть оплачено не позднее, чем через 10 дней после приемки.

Если в документах поставщика замечены неточности, то сообщить о них следует не позднее чем через 5 дней с момента приема. В следующие 5 дней поставщик обязуется поправить недостатки.

Андрей Каяк, «Деловой квартал»

 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами