Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Поправки в закон «О торговле» не помешают работать из-за неточностей формулировок
Сейчас все, кто имеет отношение к розничной торговле, активно обсуждают подписанный 04.07.2016 года президентом Владимиром Путиным Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» (ФЗ 704631-6)
Все мы люди занятые, и часто не анализируем законодательные акты, а доверяем мнению «экспертов». Я, честно говоря, до последнего времени писал свои обзоры по этому поводу, опираясь на аналитические статьи и новости, написанные корреспондентами, «дающими информацию из первых рук». И вот, наконец, выделил несколько дней и занялся детальной проработкой ФЗ 704631-6 и его возможных правовых последствий.
Предыстория: как ритейлеры адаптировались закону «О торговле»
В 2009 – 2010 годах я был финансовым директором сети SPAR Тула и параллельно руководил несколькими товарными категориями и деятельностью юридического департамента по вопросам, связанным с коммерцией и финансами. Так что принятие закона «О торговле» (381-ФЗ), что называется «пропустил через себя». Основным изменением, которое внес 381-ФЗ в отношение сетей и поставщиков - ограничил размер торговой премии за объем выборки 10 % и запретил «листинг» (плату поставщика за право поставлять товары в сеть). После принятия закона все ритейлеры изменили размер премии с 20 или 30% на 10, а все остальные выплаты поставщиков перевели в договоры об оказании услуг «по продвижению продукции».
Тогда с точки зрения распределения прибыли между поставщиком и сетью, если честно, мало что изменилось.
Какие изменения принес с собой ФЗ 704631-6?
Перехожу к пошаговому анализу одновременно трех документов:
-
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»
-
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
-
Федеральный закон «О защите конкуренции»
Первое, что бросилось в глаза, это определение «услуг по продвижению товара»
б) дополнить пунктом 10 (статью 2 закона «О торговле») следующего содержания:
Можно сказать, что в законе использована формулировка, которая объясняет, что «масло – это все, что можно назвать маслом».
Новая редакция пункта 4 статьи 9 звучит следующим образом:
Кроме того, если вчитаться более внимательно, данный пункт ограничивает размер премии по договору поставки хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки хозяйствующему субъекту, ведущему торговую деятельность. Не указано, что «путем создания розничной сети». То есть, фактически, действие данного пункта распространяется и на отношения производителя и его дистрибьютора!
Производитель не может платить никому и сам должен организовывать и оплачивать всю цепочку сбыта и продвижения продукции. Или закладывать все в цену. Возможно, дарить товар…
Дальше – больше. Пункт 6 статьи 9!
В пункте 7 немного (от двух рабочих до 5 календарных дней) уменьшены сроки оплаты за поставленный товар. Изменена дата начала отсчета отсрочки – теперь это «дата фактической приемки товара». Сетям понадобится дополнительное финансирование для приведения своей задолженности за поставленный товар в соответствие с новыми требованиями!
Но, читая поправки дальше, я дошел до пункта 11. Он практически не изменился по сравнению со старой редакцией закона «О торговле», только «маркетинговые услуги» заменены на «услуги по продвижению, подготовке и обработке».
В новой редакции пункт 11 статьи 9 будет звучать так:
Что же это означает? Неужели коллизия? Пункт 11 противоречит пункту 4?
Нет!
Это означает, что по-прежнему разрешены любые договоры оказания услуг между хозяйствующими субъектами!
Читаем внимательно:
-
Статья 9 381 ФЗ называется "Права и обязанности .... в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров» . Т.Е. ТОЛЬКО ДОГОВОРА ПОСТАВКИ.
-
Пункт 4, начинается словами "Соглашением сторон договора поставки ..... МОЖЕТ предусматриваться включение в его цену вознаграждения ..... Совокупный размер вознаграждения ( ИМЕННО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ , которое может быть включено в договор поставки ) не может превышать 5 %...
-
Запретительный пункт 6 говорит о том, что запрещена выплата вознаграждений, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДАННЫМ ЗАКОНОМ.
-
И, наконец, пункт 11 «Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги МОГУТ оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.
Вывод: Стороны могут включать или не включать выплату премии или оплату услуг по продвижению в Договор поставки. В этом случае они могут заключить Договор об оказании услуг по продвижению товара. Стоимость таких услуг не регламентируется. Оказание таких услуг не противоречит пункту 6, так как разрешено данным законом
Т.е. поставщик, как и раньше, может оплачивать любые услуги розничной сети. Главное, необходимо, чтобы выполнялись следующие основные условия:
-
Не было принуждения со стороны ритейлера;
-
Не создавались дискриминационные условия. За эти нарушения закон существенно ужесточает санкции, как прописанные в законе «О торговле», так и внесенные в ГК РФ.
-
Мой совет из практики работы после принятия 381 ФЗ – ни в коем случае не надо привязывать стоимость услуг к объему продаж. С одной стороны – это дискриминация (одни и те же паллеты могут стоить по-разному для производителей с разным объемом продаж), с другой – это может быть расценено как нарушение указанных выше требований. В свое время в 2009 году 30% премии сети и поставщики успешно перевели в услуги, уж насчет 5% они как-нибудь договорятся.
Например, если сейчас стоимость логистических и прочих услуг привязана к товарообороту, то для приведения Договора поставки в соответствие с новыми требованиями закона «О торговле» необходимо привязать стоимость логистических услуг к кубометру или килограмму, услуг по упаковке и мерчендайзингу – к количеству единиц продукции. Понятные и прозрачные правила, не привязанные к товарообороту! Нет дискриминации, совершенно понятна стоимость услуг и методика ее расчета.
Остальные поправки в этой статье обсуждать не буду. Они незначительно повлияют на общую методику взаимодействия ритейлеров и поставщиков.
Заключение
Данные поправки, как и планировалось, защищают интересы поставщиков и производителей, но, к счастью, из-за допущенных при составлении ФЗ 704631-6 неточностей и просчетов, не мешают работать, оставляя шанс новым производителям и новым товарам выйти на рынок.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.