Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Понты на запасном аэродроме
«Если бы понты светились, в Москве были бы белые ночи»
Неизвестный автор
На мой взгляд, суть этого исхода очень простая. У этих рестораторов и ритейлеров логика приблизительно такая же, как у меня была 7 лет назад – «чисто попробовать». Испытать себя и свой бизнес в новых условиях. И это абсолютно нормальная практика владельцев любой компании – попробовать построить бизнес на запасном аэродроме. Что бы ни говорили сами компании, я это признаю честно – это все пробный шар, не более того. Открытие и ведение бизнеса за границей не имеет ничего общего с ведением бизнеса в России. Это другая экономика, другие затраты и другая культура бизнеса. Русские бизнесмены, в большинстве своем, заводят бизнес «на стороне» в целях подстраховки, если «прессанут» на родине, что часто случается.Говорить о том, что у них получится очень доходный новый бизнес, что рынок существенно расшириться – не стоит. Владельцы инвестируют свои деньги и ожидают, что их заграничный бизнес станет таким же успешным, как в России, или даже более успешным. Но то, что мы реально делаем «здесь», в России, всегда сильно отличается от того, что у нас получается сделать «там». Русский бизнес за рубежом всегда отличается по уровню сервиса, по уровню комфорта и, как правило, не в лучшую сторону. В Праге, к примеру, есть «Планета Суши», но дела там идут хуже, чем у «Планеты суши» в Москве. В Чехии не было бума японской кухни, азиатские рестораны там не пользуются большой популярностью. Кроме того, сами суши в Праге – отвратные. Так что этот бизнес для «Планеты суши» – пробный шар, пока не очень удачный. Поэтому я уверен, что сегодня говорить о какой-то массовой или серьезной экспансии русских рестораторов и ритейлеров за границу – бессмысленно.
Насколько открытие точки за границей полезно для привлечения иностранных инвестиций? Я считаю, что открытие единичных объектов за рубежом не привлекает особого внимания западных инвесторов. Бизнесмены – это адекватные люди, которые умеют хорошо считать. Им нужна доходность в бизнесе. Даже если они узнают, что вот здесь на Таймс-Сквер просто стоит один объект – это ни на что не повлияет. И не важно, сколько этот объект тратит на аренду в центре города и дизайнерское оборудование. Это не про доходность, это про традиционные русские понты, которые, как известно «дороже денег». Да, русские бизнесмены, выходя за рубеж, предпочитают открывать свои магазины и рестораны в самых дорогих местах. У них хватает на это денег – так почему бы не произвести красивое впечатление «на пацанов и девчонок»? Тщеславие – наше все!
Массового исхода русских ритейлеров за границу я не предвижу. Хотя, я уверен, что расширять рынки сбыта было бы полезно для всего российского государства. В целом, если есть инвестиционная программа и ресурсы, я бы рекомендовал российским розничным сетям и компаниям потребительского рынка обратить внимание на другие страны. Правда надо помнить, что российские рубли там никому не нужны, а для получения финансирования нужна серьезная кредитная история, которая за один день не делается. Это не понты, это сложнее.
Дмитрий Валерьевич Потапенко Управляющий партнёр ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба»; архитектурное бюро «АртПрага»; строительная компания «ECOnomСтрой; информационно-аналитический портал www.WallMart.RU. Заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле. 2003-2005 гг. — генеральный директор розничной сети «Пятерочка». Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?