В стремлении к эффективности ритейлеры наперегонки внедряют новации. Электронные ценники позволяют не тратить время на замену бумажных, кассы самообслуживания — снижать нагрузку на кассиров. Но цифровые технологии — это далеко не все. Решение из области логистики — предупакованные «дюссельдорфские» полупаллеты — помогают повысить эффективность работы ритейлера сразу на нескольких участках: снизить затраты на мерчандайзинг, освободить персонал от выкладки, оптимизировать цепочку поставок. Этот инструмент давно доказал свою эффективность в Европе. Расскажем, как это работает.
Параметры «дюссельдорфской» полупаллеты — 800×600 мм, это ровно половина европаллеты (1200×800 мм). Полупаллета оптимально подходит для создания препака — мобильного брендированного дисплея с уже уложенной в него продукцией.
Полупаллеты с препаками можно использовать для формирования нижнего яруса торговых стеллажей во многих категориях.
Но особенно они эффективны для выкладки в зале таких высокоротируемых товаров как пиво, вода, растительное масло, яйца, мука, сахар, рис, гречка и различная бакалея, молоко длительного хранения, алкоголь.
Это удобный способ быстро пополнить запас продукции на полке: когда товар в препаке заканчивается, достаточно заменить его новым со склада.
METRO в России в последние несколько лет прилагает много усилий для повышения эффективности работы своих торговых центров.
Сейчас компания, в том числе, задумалась о сокращении времени и ресурсов на выкладку товаров, но при этом стремится повысить OSA (on shelf availability — наличие товаров на полках) и сократить складские запасы.
Одно из решений — использовать полупаллеты для формирования выкладки в нижних ярусах стеллажей (пример на фото слева).
«Мы хотим протестировать работу с полупаллетами в таких категориях продуктов как моющие средства, консервы и корма для животных, — отметил на конференции для поставщиков в сентябре 2019 года коммерческий директор российского подразделения METRO Адриан Аричу. — Наша принципиальная позиция — допускать как можно меньше лишних операций с товаром на его пути от производства до полки».
Работа с полупаллетами снижает стоимость мерчандайзинга и загрузку персонала
Любой производитель знает, что недостаточно произвести товар и зайти с ним в сети, — полку с выкладкой нужно обслуживать, в частности, оплачивая услуги мерчандайзеров.
Для ритейлеров выкладка — тоже трудозатратный процесс: как только товар на полке заканчивается, он перестает продаваться, поэтому полки нужно пополнять непрерывно.
Пока сотрудники занимаются перекладыванием товара из коробок на стеллажи, покупатели уходят к конкурентам. Все, кто бывал в супермаркете знают, как досадно увидеть около нужного стеллажа сотрудника на четвереньках, который долго и усердно выкладывает товары из коробок.
Даже в супермаркетах, где вместо нижних полок на полу стоят паллеты, товары на них выкладываются вручную. Это «съедает» массу времени персонала и, разумеется, снижает эффективность работы.
Происходящее в торговом зале глазами покупателя. Слева выкладка вручную, справа — выкладка при помощи препака на полупаллете.
С препаком на полупаллете все проще: при помощи гидравлической тележки его нужно всего лишь переместить из склада в зал — выкладка товара готова, сотрудник может заниматься другими делами.
Работа с препаками занимает на 65% меньше времени персонала, чем выкладка вручную (данные компании IGD).
Выкладка
при помощи полупаллет также облегчает физический труд продавца: некоторые товары, например, большие упаковки стиральных порошков или кормов для животных, — весят немало.
Полупаллета с препаком — инструмент продвижения
СТМ
Мерчандайзинг
товаров собственной торговой марки полностью ложится на плечи ритейлера. Полупаллета с препаком позволяет не только сэкономить время и ресурсы на выкладку, но и выделить продукт СТМ. Так, например, уже продвигает собственную марку пакетированных соков сибирская сеть дискаунтеров «Холди». Препаки с продукцией можно разместить в нескольких местах в магазине и перемещать в зависимости от особенностей трафика.
Полупаллеты с препаками сокращают логистическую цепочку
По данным Infoline, доля препаков в России составляет — уже 7% в денежном выражении от общей доли рынка краткосрочных POS-материалов, при этом двузначные темпы роста год к году говорят о том, что этот сегмент становится все более востребованным как у брендов, так и у ритейлеров.
В России препаки рассматривают больше как POS-материалы для оформления товарных категорий, но европейские ритейлеры давно просчитали и оценили препаки не только как способ выделить свой бренд, но и как простую конструкцию и транспортную упаковку, направленную на сокращение издержек в логистической цепочке.
Суть в том, что полупаллета с препаком поступает от производителя на РЦ ритейлера уже в готовом виде и затем поставляется в магазин. Давайте посмотрим, как это работает.
На схеме показана текущая логистическая цепочка поставок товаров от поставщика до магазина. В среднем она состоит из 19 этапов: с 1 по 9 — от производства до РЦ сети, с 10 по 14 — до отгрузки в магазин, с 15 по 19 — до выкладки на полку в магазине.
При использовании полупаллет с препаками логистическая цепочка сокращается с 19 до 9 операций.
Насколько это экономит трудозатраты? По данным компании CHEP, количество операций у разных участников цепочки поставок сокращается следующим образом:
- у производителя — на 55%,
- в распределительном центре — на 40%,
- в магазине — 60% операций по приемке, распаковке и выкладке товара на полку.
При использовании полупаллет операционные издержки (хранение и пикинг) на этапе РЦ ритейлера сокращаются в несколько раз, а экономия на этапе магазина достигается за счет обнуления затрат на выкладку продукта на полки, то есть на мерчандайзинг.
В среднем операционные затраты в расчете на одну упаковку товара в логистической цепочке на сокращаются на 16%.
При помощи полупаллет можно быстро улучшить внешний вид торгового зала и имидж магазина
Выкладка нижнего яруса стеллажей при помощи полупаллет с препаками позволяет оперативно улучшить внешний вид торгового пространства.
- Во-первых, в проходах не будут стоять коробки, из которых сотрудники выгружают товар на полки.
- Во-вторых, препаки уже красиво оформлены и выглядят аккуратно.
- В-третьих, сотруднику достаточно ввезти полупаллету в зал, разместить в нужном месте и распаковать препак. Это снижает количество ручного труда и вероятность порчи товара или его упаковки.
В условиях, когда ритейлеры все чаще ведут конкуренцию в области сервиса, внешний вид торговых помещений имеет особое значение.
Постоянное наличие товара на полке и снижение складских запасов — одни из основных показателей эффективности работы магазина.
Препаки стимулируют продажи — как по промо, так и без
Ритейлеры давно заметили интересный феномен покупательского восприятия: если товар выложен на препаке, он продается лучше — даже если на него не действует промо, чем товар с обычной полки. Почему?
Препак
создает у покупателя ощущение красиво оформленной промовитрины и стимулирует к покупкам.
С другой стороны, полупаллета с препаком — удобный инструмент для проведения промоакций. Что можно часто видеть в супермаркетах?
Для организации временного промо в центр зала размещается паллета, на нее устанавливаются коробки, конструкция обматывается декоративным материалом и сверху выкладывается акционный товар. У персонала это отнимает много времени, а внешний вид подчас оставляет желать лучшего.
Полупаллета с препаком — это уже готовая промо зона: достаточно поставить ее в нужное место, распаковать и повесить акционный ценник. И уже не нужно приглашать мерчандайзера, который организует промовыкладку.
Для производителей немаловажным будет и то, что полупаллета с препаком — это возможность создать в магазине «пятно бренда» — заметную выкладку товаров. Препаки могут устанавливаться в любых местах — в торцах гондол, формировать промо острова и аллеи.
Пример оформления акционной выкладки без препаков и с ними.
Полупаллеты и препаки — с чего начать?
Полупаллеты не обязательно покупать и обслуживать самим, их можно арендовать. В России работает компания CHEP, которая на глобальном уровне поставляет оборотные полупаллеты таким ритейлерам как METRO, Aldi, Lidl, Tesco, Auchan, Selgros, Walmart, Globus, Mercadona, AhorraMas.
CHEP специализируется на пулинге — аренде оборотной тары. Производитель заказывает нужное ему количество полупаллет, производит препаки и отправляет их ритейлеру. Когда паллеты освобождаются, их сбор и возврат, а также сервисное обслуживание компания CHEP берет на себя.
Также производителям и ритейлерам CHEP может помочь с внедрением практики использования полупаллет и препаков — разработать решения по выкладке товаров подходящих категорий для конкретных точек, просчитать эффективность использования полупаллет, рекомендовать производителей препаков или предложить готовые конструктивы дисплеев.
Анастасия Агеенкова, Retail.ru