Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Покупатель в цене
Отыграли два процента В 2009 году, по данным Орелстата, спад в розничной торговле в области составил 11% к уровню 2008 года. В абсолютном выражении это минус 6,5 млрд рублей. Но уже за январь-февраль этого года оборот розницы в сопоставимых ценах увеличился на 2,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Только за февраль было продано товаров на 4 млрд рублей, что с поправкой на рост цен на три процента превышает показатель февраля 2009 года. При этом рост показали все субъекты розницы: стационарные торговые предприятия и ИП, торгующие вне рынков, увеличили продажи на 2%, рынки и ярмарки - на 8%, потребительская кооперация - на 10%.
Однако об окончательном выходе отрасли из кризиса говорить рано. Если продажи продовольственных товаров за два первых месяца увеличились на пять процентов, то продажи промтоваров остались на уровне января-февраля 2009-го. В благополучные годы наблюдалась обратная тенденция. То есть в кризис люди начинают экономить на том, что не является товарами первой необходимости, - бытовой технике, товарах для дома, спорта и отдыха, одежде и обуви. По словам экспертов, которые ссылаются на европейский опыт, потребление в этих группах товаров начинает восстанавливаться примерно через 2-2,5 года после начала кризиса. Примерно столько же времени, по прогнозам банков, потребуется на восстановление потребительского кредитования.
Выбери меня
Продуктовый ритейл в целом не сильно пострадал от кризиса. Серьезно пошатнулись позиции только у компании «Август-91» по причине, как говорят специалисты, «непродуманной кредитной политики». «Магнит» даже нарастил сеть, открыв пять новых магазинов в Орле. «Паллада торг» запустила два супермаркета «Апельсин». Удержалась на плаву и «Сберегайка», хотя и сократила ассортимент.
Одной из примет кризиса в прошлом году стал переток покупателей из магазинов на рынки и ярмарки. Явного перелома этой тенденции пока не произошло. Однако стационарная торговля наращивает объемы продаж: если в начале прошлого года ее оборот вырос на 0,2%, то в начале этого - уже на 2%. Крупные ритейлеры - супермаркеты «Линия», «Европа», ТЦ «Атолл» - отмечают возросший приток покупателей.
По мере ослабления кризиса сетевики рассчитывают вернуть покупателя в магазины. Но и рыночники не намерены уступать. О нарастании конкуренции косвенным образом свидетельствуют упорные слухи о закрытии ярмарок выходного дня в Орле.
Начальник управления торговли городской администрации Борис Кичкин подтвердил «ПР», что в мэрию вдруг пошли письма против ярмарок, хотя до этого «ни одной жалобы с 2007 года не поступало». Он сообщил, что ярмарки закрывать не планируется: «Они нужны людям, кризис еще не закончился - посмотрите на ситуацию с безработицей» А слухи, по его словам, запустил «кто-то, кому это выгодно». В управлении торговли областной администрации «ПР» тоже не подтвердили существование каких-либо планов по закрытию ярмарок.
Между тем аргументы противников ярмарок (звонки от них поступают и к нам в редакцию) тоже заслуживают внимания. Люди, которые живут рядом, жалуются на антисанитарию, грязь и «перепаханные машинами» газоны. Других возмущает, что торговля идет на проезжей части, где «машины и люди - вперемешку». Один из читателей поделился наблюдением: в прошлые выходные на ярмарке на ул. Приборостроительной, по его подсчетам, почти треть составляли торговцы апельсинами, яблоками и прочими заморскими фруктами. «Да их полно в магазинах и на рынках практически по той же самой цене. И в чем смысл ярмарки?» - удивлялся он.
Гримасы конкуренции
По данным управления торговли горадминистрации, свободные торговые места сегодня есть в 11 торговых комплексах и центрах. В восьми из них 454 свободных места общей площадью 6080 кв. м. В четырех ТЦ сдаются 1320 кв. м без разделения площади на отдельные павильоны и еще 1000 кв. м под предприятие общепита. Самую дешевую аренду - от 200 рублей за квадратный метр - предлагает ТЦ «Южный» на втором этаже под промтовары и на третьем - под общепит. Самый дорогой квадратный метр аренды в ТЦ «Малиновая вода» и ЦУМе, где он доходит до 900 рублей.
- Такое большое количество свободных мест говорит о том, что владельцы торговых центров и рынков забыли про свое главное дело - обеспечивать торговлю местами. И вместо этого занялись зарабатыванием денег, - говорит Бирис Кичкин. По этой же причине, считает он, «по городу, как плесень, расцвела несанкционированная торговля».
Наверное, некорректно упрекать частников в зарабатывании денег. Ведь получение прибыли лежит в основе любого бизнеса. Но и позиция городских властей в сфере регулирования торговли небезупречна. За примером далеко ходить не надо. Невнятная арендная политика и отсутствие стратегии развития центральной улицы города - ул. Ленина - привели к тому, что она лишилась трех продуктовых магазинов - потребкооперации, молочного и овощного. В результате на оживленном центральном трафике осталась только «Сберегайка», где к кассам в часы пик выстраивались очереди. В кризис выбор продукции в этом магазине заметно оскудел. Ситуацией сумел воспользоваться фирменный магазин Орловского хлебокомбината: он резко увеличил ассортимент своего крошечного продуктового отдела, включив в него даже салаты. Теперь сюда переместился покупательский поток. Но в неприспособленном для такого количества людей помещении тесно и неудобно. Считается, что от конкуренции всегда выигрывает потребитель. Вот с этим у нас как-то не получается.
Ритейл в цифрах
По данным на начало 2010 года в Орле насчитывалось 1572 магазина. Из них 135 были открыты в прошлом году. Больше всего магазинов в Заводском районе города - 628.
В областном центре пять рынков, 27 торговых центров, 352 киоска и 80 павильонов.
Людмила Федосова, «Просторы России»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?