Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Покупатель устал от больших торговых центров
Участники дискуссии «Ритейл: управление изменениями» в рамках деловой программы VIII Международного инвестиционного форума PROESTATEобсудили влияние новых экономических и политических условий на экспансию международных торговых сетей и развитие сетей федеральных.
Начиная с 2011 года российский рынок покинули 22 международных бренда, при этом 31 бренд появился – такие данные привел Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин Магазинов». По мнению Андрея Васюткина, российский рынок до сих пор остается привлекательным для международных сетей с точки зрения развития. С ним согласилась Светлана Кузьмина, директор департамента управления активами AVICA Property Investors (RD Group): «Сейчас еще рано говорить о каких-то последствиях экономической или политической ситуации. Сети выходят на российский рынок, открывают точки. Все договоренности, достигнутые ранее, выполняются». Эдуард Тишко, коммерческий директор «Макси Девелопмент», отметил, что транснациональные компании всё равно будут преследовать в первую очередь интерес экономический, даже вопреки заявлениям правительственных органов. Максим Щеголев, директор по интеграции и развитию форматов «Лента», также считает, что интерес международных сетей не ослабеет: «Все сети понимают, что если сейчас сворачивать свое развитие, то в будущем это значит терять доли рынка, терять обороты. В связи с этим сети продолжают развиваться, а федеральные сети идут в регионы. Эта политика будет сохраняться, возможно планы будут корректироваться – например, не 100 открытий, а чуть меньше, но это не повлияет на общую картину».
Модератор дискуссии Людмила Рева, директор компании Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, отметила, что в ходе обсуждения участники зачастую высказывали абсолютно противоположные мнения. Так эксперты придерживались различных точек зрения относительно того, где именно будут развиваться сети. Андрей Васюткин заявил, что фокус развития будет сосредоточен на Москве и крупнейших городах России, где вводится большое количество новых торговых центров.
Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости Colliers International в России, напротив, считает, что для миллионников в данный момент характерно состояние фрустрации из-за того, что у многих арендаторов и девелоперов были слишком завышенные ожидания, которые не оправдались. «Сейчас фокус ритейлеров как международных, так и федеральных сетей направлен на города с населением в 300-500 тыс. человек, на те города, где уже представлен качественный ритейл, а фокус девелоперов лежит там, где качественного ритейла еще нет», – сказала Анна Никандрова.
Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер», отметил, что на лицо усталость потребителя от больших торговых комплексов: «В Москве строится не много торговых центров, просто те, что строятся, слишком большие. Есть ощущение, что потребитель устал от больших комплексов. Программа back to school в этом году провалена – спад на 25 %. Возникает вопрос – а правильно ли покрыт город? Мы как ритейлеры не можем развиваться отдельно от девелопмента, а сейчас, к сожалению, есть явления, которые не удовлетворяют потребностям ритейла – торговые центры строятся не там и в очень больших форматах».
В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что в сложившихся экономических условиях наиболее активно будут развиваться торговые сети среднего сегмента и сегмента масс-маркет. «Потребитель в данном случае будет только выигрывать, т.к. сети будут сдерживать некий рост цен, образующийся в производственном секторе или в оптовом звене, для того, чтобы давать качественное предложение, – заявил Максим Щеголев. – В развитии крупных ритейлеров на сегодня каких-то глобальных изменений нет, но ситуация меняется каждый день, мы не можем прогнозировать ее на годы или даже месяцы».
Ника Трофимчук
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?