Декоративное изображение
4 193

Поделиться

«Пока страна ждет свои посылки»

Российский интернет буквально полон сообщениями о недостатках «Почты России». Стоит пробежать по профильным форумам, и сложится ощущение, что российская почта — это кромешный ад, а чтобы получить заграничную посылку, придется пройти не один его круг. Иногда в этом аду случаются кризисы, и тогда тонны товаров из-за рубежа скапливаются на таможне. Во время таких кризисов «Почта» публично ругается с Федеральной таможенной службой, а СМИ ненадолго получают возможность заглянуть на самое дно адской воронки.

Таможня и «Почта России» ругаются уже не первый год — с тех пор, как россияне «распробовали» покупки за рубежом в интернет-магазинах, конфликты между чиновниками, которые должны досматривать посылки на предмет всякой контрабанды, и почтовиками, которым эти посылки надо разослать адресатам, случаются регулярно. Еще в 2010 году «Почта» пыталась заставить таможенников работать круглосуточно, но из этого так ничего и не вышло: правительство публично защитило ФТС от почтовиков, после чего самоустранилось.

Между тем отношения «Почты России» и ФТС если и улучшились, то на очень непродолжительное время. В 2011 году таможенники отменили льготы для «Почты», что вызвало очередной коллапс. Через несколько месяцев предприятие и таможенная служба еще раз публично поругались, обвинив друг друга в неэффективности.

По данным «Почты России», только в течение 2012 года объем мелких пакетов, поступающих из-за рубежа, вырос на 103 процента, а экспресс-отправлений — на 61 процент по сравнению с 2011 годом.

Наконец, очередной скандал произошел в 2013 году: 9 апреля выяснилось, что на таможне образовалась пробка, которая никак не хочет рассасываться сама собой. Дело дошло до того, что в «Шереметьево» даже был введен пятидневный запрет (как потом выяснилось, неполный) на прием международной почты — ее просто некуда было складывать. Во ФГУПе поспешили обвинить во всем таможню, заявив, что чиновники просто не успевают за огромным почтовым потоком; у ФТС, естественно, оказалось другое мнение.

PR на российский манер

Удивительно, но почти каждый скандал с «Почтой России» в последние годы начинается с публикации в газете «Коммерсантъ». То ли у издания хорошо налажены связи с почтовиками, то ли у почтовиков — с изданием, но источники «Коммерсанта» регулярно рассказывают про ФГУП что-то, что потом перерастает в большой конфликт с привлечением медиа.

Именно «Коммерсантъ» первым обнародовал инициативу «Почты» по переводу таможенников на круглосуточную работу. Эта же газета внимательно следила и за скандалом 2011 года, а в 2012-м первой опубликовала эксклюзив о том, что «Почта» провела специальное расследование и выяснила: некоторые транспортные компании, которые нанимает ФГУП, отправляли посылки не воздушным путем, а автомобилями, выставляя при этом авиационные тарифы.

Новый почтовый скандал — тоже во многом заслуга «Коммерсанта». Источники издания 9 апреля выяснили, что на таможне скопилось 500 тонн международной почты, а также раздобыли копию письма гендиректора «Почты России» Александра Киселева руководителю ФТС Андрею Бельянинову. В нем, разумеется, почтовый коллапс объяснялся тем, что в пунктах международных почтовых отправлений не хватает таможенников. В публикации «Коммерсанта» также приводились слова источника на «Почте России», которые клиенты ФГУПа восприняли едва ли не как издевательство: анонимный собеседник утверждал, что экспресс-почта, несмотря на коллапс, доставляется день в день, а мелкие пакеты — с опозданием всего лишь в три-шесть дней.

В ФТС ответили на публикацию 12 апреля. По словам таможенников, у них достаточно штата, чтобы удовлетворить все потребности, а вот у самой «Почты», между тем, проблем хватает. Среди них ФТС назвала сбои в программном обеспечении ФГУПа, а также нерегулярность вывоза посылок из одних мест международного почтового обмена в другие. «Почта» ответила на пресс-релиз таможенников своим пресс-релизом, в котором в очередной раз обвинила ФТС в неспособности обрабатывать необходимое количество посылок, а также заверила, что мобилизовала для разбора почтового затора все возможные силы.

После чего наступили выходные, и с «Почтой» произошло странное.

Так, 13 апреля, в субботу, предприятие опубликовало пресс-релиз, в котором все 17 (!) абзацев были написаны с помощью Caps Lock. «Кричащие» заглавные буквы соответствовали эксцентрично-пафосному стилю пресс-релиза. «ПОЧТА РОССИИ ЕЩЕ 2 ГОДА НАЗАД ПРЕДУПРЕЖДАЛА, ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ КОЛЛАПС ИЗ-ЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ И ПОДГОТОВИЛАСЬ К НЕМУ, ОТКРЫВ И ЗА СВОЙ СЧЕТ ОБОРУДОВАВ ТЕХНИЧЕСКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ТЕХНИКОЙ ДЛЯ ТАМОЖНИ, НЕСКОЛЬКО НОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ. ОДНАКО ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА НЕ ОТНЕСЛАСЬ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯМ СЕРЬЕЗНО И НЕ РЕШИЛА СВОЙ КАДРОВЫЙ ВОПРОС. […] ПЛОЩАДИ ПРОСТАИВАЮТ, ПОКА СТРАНА ЖДЕТ СВОИ ПОСЫЛКИ, А ММПО МОСКВА ЗАДЫХАЕТСЯ В КОЛОССАЛЬНЫХ ОБЪЕМАХ, РАБОТАЯ НА ПРЕДЕЛЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ЗДАНИЯ», — говорится в пресс-релизе. В нем же пресс-служба горько сетует на то, что работу ФГУПа, похоже, никто из чиновников не замечает: «ПОНИМАЯ, ЧТО ЕСТЬ ВЕЩИ, НА КОТОРЫЕ ПОВЛИЯТЬ, ВИДИМО, МОЖЕТ ТОЛЬКО РУКОВОДСТВО СТРАНЫ, УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ ОБСУЖДАЛИ ТОЛЬКО ТО, ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ОНИ САМИ» (пунктуация оригинала сохранена — прим. «Ленты.ру»).

Но на этом во ФГУПе не остановились, опубликовав еще один пресс-релиз под заголовком «Московские товарищи ошибаются». Под «московскими товарищами», однако, имелись в виду уже не абстрактные таможенники, а… руководство московского филиала «Почты России», которое ввело жесткие ограничения на видеосъемку в почтовых отделениях (по всей видимости, запрет был установлен из-за таких вот роликов). Таким образом, пиарщики «Почты» с помощью пресс-релизов начали атаковать не только внешних, но и внутренних врагов, доведя ситуацию до совсем уж абсурдной.

15 апреля «Почта России» отчиталась о том, что пробка из посылок постепенно рассасывается. На этот раз Caps Lock был отключен на середине заголовка, но пафос остался. «ПОЧТОВЫЕ ЗАПАСЫ ТАЮТ под стахановским напором почтовиков», — расхвалил сам себя ФГУП.

На дне

То, что конфликт между таможенниками и почтовиками тянется уже не один год и пока разрешаться не собирается, означает полную недееспособность обеих его сторон. Но если для ФТС ситуация с почтой — одна из относительно мелких проблем (для таможенников гораздо важнее, например, следить за перечислением в бюджет таможенных пошлин), то для «Почты России» вопрос с посылками из интернет-магазинов — первостепенный.

Именно поэтому любой скандал, даже если таможенники действительно в чем-то виноваты, будет отражаться в первую очередь на репутации «Почты России». Она сейчас переживает один из самых важных периодов в своей постсоветской истории — правительство, похоже, всерьез решило заняться наведением порядка в почтовых делах и даже успело уже переподчинить «Почту России» (от Россвязи ФГУП перешел в прямое подчинение Министерства по связи и массовым коммуникациям).

В этом контексте многолетний и бессмысленный спор с таможней может стать для «Почты России» саморазрушительным. Во всяком случае он наверняка будет рассматриваться чиновниками как дополнительный аргумент в пользу того, чтобы основательно реорганизовать предприятие, провести его внешний ребрендинг и кадровую чистку внутри, чтобы создать наконец компанию, по отношению к которой слова «стахановский напор почтовиков» не воспринимались бы с иронией.

Александр Поливанов, «Лента.ру»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами