Анастасия Матвеева, специальный корреспондент журнала «Эксперт»
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Поглотить до часа "Ч"
Дело в том, что как раз сейчас в Госдуме готовится ко второму чтению закон о государственном регулировании торговли, в тексте которого содержится суровая, инициированная ФАС, антимонопольная статья. Она накладывает жесткие ограничения на рост торговых площадей крупных ритейлеров, определяя порог оборота и доли рынка, по достижении которого сети не имеют права приобретать и строить новые торговые объекты. В частности, критическим является оборот 1 млрд рублей, а, как известно, X5 Retail уже давно считает обороты миллиардами долларов. Кроме того, по крайней мере на одном из рынков, в Санкт-Петербурге, X5 Retail, по оценкам ФАС, чуть ли не превысила порог рыночного доминирования. В законопроекте он устанавливается на уровне 25%, а, по расчетам службы, в северной столице X5 Retail занимает почти 35%. Хотя есть и другие расчеты: так, по данным ИА INFOLine, X5 Retail занимает 24,9% петербургского рынка. Между тем 11 из 80 супермаркетов «Патэрсон» находятся как раз в Питере, и это составляет 1% рынка.
Правильный объект
До принятия закона о государственном регулировании у ФАС нет юридических оснований отказать X5 Retail в ее просьбе, хотя российские чиновники непредсказуемы и проверить их реакцию никогда не мешает. Но все же в данном случае важнее, что после вступления закона в силу у лидера розничного рынка не останется никакого шанса осуществить поглощение. Так что для X5 Retail покупка «Патэрсона» — последняя возможность укрепить свои позиции в сегменте супермаркетов, в котором сеть работает под брендом «Перекресток», и стать в нем безусловным лидером. Уже сейчас по числу магазинов «Перекресток» (210) обогнал «Спар» (136) и «Седьмой континент» (120). Покупка 80 магазинов «Патэрсон» увеличит этот отрыв практически вдвое. Кроме того, по мнению Михаила Красноперова, аналитика ИК «Тройка Диалог», в стране не так много помещений, подходящих для магазинов этого формата, и нарастить 80 тыс. квадратных метров торговых площадей, которые принесет X5 Retail поглощение «Патэрсона», затруднительно. Это относится ко всем игрокам рынка, в том числе к пришедшей недавно в Россию сети Carrefour, развивающейся преимущественно в сегменте супермаркетов. Так что X5 Retail наносит упреждающий удар и потенциальному мощному глобальному конкуренту.
Конечно, в условиях кризиса наиболее динамичным сегментом розничной торговли оказались дискаунтеры. Развитие супермаркетов, ориентированных на образцовый средний класс, предпочитающий делать покупки подороже, но с комфортом, естественным образом затормозилось. Однако, как полагает Виктор Дима, аналитик ФК «Открытие», в ближайшей перспективе положение улучшится, и инвестиции X5 Retail в супермаркеты окупятся, как только экономический рост возобновится.
«Патэрсон» давно оценивался рынком как лакомый кусок для поглощения. Хотя сеть и не принадлежит к числу самых крупных (14−е место среди продовольственных ритейлеров в рейтинге «Эксперт-400»), все же ее обороты в 2009 году достигнут, по расчетам аналитиков ФК «Открытие», 700–800 млн долларов. Учитывая, что это составляет 6% от валютной выручки X5 Retail, получается хорошая добавка к прогнозируемому органическому росту сети в этом году в 2%. Большинство магазинов сети «Патэрсон» сосредоточено в столицах, но в то же время у нее довольно распределенная география. В свое время «Патэрсон» активно выходил в регионы, в отличие, например, от «Седьмого континента», который так и остался московской сетью. «Патэрсон» присутствует в Твери, Самаре, Казани, Нижнекамске, Альметьевске, Архангельске, Пензе, Кузнецке, Уфе, Сочи, Адлере, Челябинске, Новосибирске, Барнауле, Магнитогорске, Костроме, Клину. В некоторых городах «Патэрсон» пересекается с «Перекрестками», хотя и занимает значительно более слабые позиции: так, в Самарской области, по данным INFOLine, у «Патэрсона» 2,1% рынка, а у X5 Retail — 10,1%. А вот на Урале и в Сибири «Перекрестков» вовсе нет.
Объекты «Патэрсона» в регионах, как правило, удачно локализованы. Чего стоит, например, магазин, расположенный на месте бывшего центрального гастронома в Сочи, будущей столице Олимпиады. А удачное размещение обеспечивает супермаркетам устойчивый потребительский трафик.
Кое-где подкрутить
Другое дело, что в последние два года «Патэрсон» замедлил свое развитие и еще до кризиса начал терять эффективность. Михаил Бурмистров, глава аналитического подразделения INFOLine, объясняет это просчетами в менеджменте, приведшими к нескольким срывам в региональной экспансии и неудачно проведенному ценовому репозиционированию.
Так, «Патэрсон» не справился с тиражированием правильного управления магазинами во всех регионах, где он пытался закрепиться. Причина, по мнению наблюдателей, кроется в нерешенности кадровой проблемы на местах. В итоге сеть закрыла свои магазины в Ставрополе, Тольятти и Краснодаре, не окупив расходы, связанные с открытием торговых объектов, и потратившись на закрытие.
Что касается ценового позиционирования, то поначалу, поясняет Михаил Бурмистров, оно было завышенным. В 2000–2001 годах, когда «Патэрсон» стал энергично захватывать рынок, он позиционировал себя как дорогой супермаркет. Но в конечном счете не смог поддерживать марку. Ведь большая часть его магазинов располагалась в глубине спальных районов, вдали от мест миграции и обитания целевой аудитории дорогих супермаркетов. В 2006 году компании пришлось провести репозиционирование марки с целью привлечь массового покупателя, но оно прошло не слишком удачно. В восприятии потребителей «Патэрсоны» сохранили имидж дорогого магазина.
Кроме того, продвинувшись в регионы, сеть так и не собралась построить распределительный центр, что стало отрицательно сказываться на логистике и рентабельности. В итоге «Патэрсон» оказался в тяжелом финансовом положении. В декабре 2009 года ему предстоит выплатить по облигационному займу 2 млрд рублей, для чего компания намерена разместить второй выпуск облигаций. Однако эксперты полагают, что найдется мало желающих их приобрести.
Правда, как отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима, и перед X5 Retail стоят проблемы, связанные с долгами. Так, в 2010 году ей предстоит рефинансирование 1,1 млрд долларов синдицированного кредита и оферта по облигационному займу на 9 млрд рублей. Поэтому, считает аналитик, привлечение дополнительных средств на покупку «Патэрсона» ритейлеру невыгодно. Но Лев Хасис сообщил СМИ, что у компании есть резерв невыбранных кредитных линий на 500 млн долларов. По оценкам аналитиков ФК «Открытие», цена «Патэрсона» составляет от 270 до 370 млн долларов с учетом долга. Стало быть, за его вычетом — значительно меньше. К тому же часть этой суммы, скорее всего, будет оплачена акциями X5 Retail. Так что финансовые соображения вряд ли станут непреодолимым препятствием на пути к сделке.
X5 Retail, видимо, использует свои компетенции, чтобы повысить эффективность работы торговых объектов «Патэрсона». Так, у компании очень хорошо развита логистика. Кроме того, масштабы деятельности ритейлера ставят его в более выгодное положение по отношению к поставщикам. Виктор Дима полагает, что от объединения снизятся и административные издержки на один квадратный метр торговой площади. В итоге объекты «Патэрсона», где, по оценке «Тройки Диалог», выручка с одного квадратного метра торговой площади составляет 6 тыс. долларов в год, легко подтянутся до уровня 10 тыс. долларов, генерируемых в «Перекрестках».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?