Анастасия Матвеева, специальный корреспондент журнала «Эксперт»
Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Поглотить до часа "Ч"
Дело в том, что как раз сейчас в Госдуме готовится ко второму чтению закон о государственном регулировании торговли, в тексте которого содержится суровая, инициированная ФАС, антимонопольная статья. Она накладывает жесткие ограничения на рост торговых площадей крупных ритейлеров, определяя порог оборота и доли рынка, по достижении которого сети не имеют права приобретать и строить новые торговые объекты. В частности, критическим является оборот 1 млрд рублей, а, как известно, X5 Retail уже давно считает обороты миллиардами долларов. Кроме того, по крайней мере на одном из рынков, в Санкт-Петербурге, X5 Retail, по оценкам ФАС, чуть ли не превысила порог рыночного доминирования. В законопроекте он устанавливается на уровне 25%, а, по расчетам службы, в северной столице X5 Retail занимает почти 35%. Хотя есть и другие расчеты: так, по данным ИА INFOLine, X5 Retail занимает 24,9% петербургского рынка. Между тем 11 из 80 супермаркетов «Патэрсон» находятся как раз в Питере, и это составляет 1% рынка.
Правильный объект
До принятия закона о государственном регулировании у ФАС нет юридических оснований отказать X5 Retail в ее просьбе, хотя российские чиновники непредсказуемы и проверить их реакцию никогда не мешает. Но все же в данном случае важнее, что после вступления закона в силу у лидера розничного рынка не останется никакого шанса осуществить поглощение. Так что для X5 Retail покупка «Патэрсона» — последняя возможность укрепить свои позиции в сегменте супермаркетов, в котором сеть работает под брендом «Перекресток», и стать в нем безусловным лидером. Уже сейчас по числу магазинов «Перекресток» (210) обогнал «Спар» (136) и «Седьмой континент» (120). Покупка 80 магазинов «Патэрсон» увеличит этот отрыв практически вдвое. Кроме того, по мнению Михаила Красноперова, аналитика ИК «Тройка Диалог», в стране не так много помещений, подходящих для магазинов этого формата, и нарастить 80 тыс. квадратных метров торговых площадей, которые принесет X5 Retail поглощение «Патэрсона», затруднительно. Это относится ко всем игрокам рынка, в том числе к пришедшей недавно в Россию сети Carrefour, развивающейся преимущественно в сегменте супермаркетов. Так что X5 Retail наносит упреждающий удар и потенциальному мощному глобальному конкуренту.
Конечно, в условиях кризиса наиболее динамичным сегментом розничной торговли оказались дискаунтеры. Развитие супермаркетов, ориентированных на образцовый средний класс, предпочитающий делать покупки подороже, но с комфортом, естественным образом затормозилось. Однако, как полагает Виктор Дима, аналитик ФК «Открытие», в ближайшей перспективе положение улучшится, и инвестиции X5 Retail в супермаркеты окупятся, как только экономический рост возобновится.
«Патэрсон» давно оценивался рынком как лакомый кусок для поглощения. Хотя сеть и не принадлежит к числу самых крупных (14−е место среди продовольственных ритейлеров в рейтинге «Эксперт-400»), все же ее обороты в 2009 году достигнут, по расчетам аналитиков ФК «Открытие», 700–800 млн долларов. Учитывая, что это составляет 6% от валютной выручки X5 Retail, получается хорошая добавка к прогнозируемому органическому росту сети в этом году в 2%. Большинство магазинов сети «Патэрсон» сосредоточено в столицах, но в то же время у нее довольно распределенная география. В свое время «Патэрсон» активно выходил в регионы, в отличие, например, от «Седьмого континента», который так и остался московской сетью. «Патэрсон» присутствует в Твери, Самаре, Казани, Нижнекамске, Альметьевске, Архангельске, Пензе, Кузнецке, Уфе, Сочи, Адлере, Челябинске, Новосибирске, Барнауле, Магнитогорске, Костроме, Клину. В некоторых городах «Патэрсон» пересекается с «Перекрестками», хотя и занимает значительно более слабые позиции: так, в Самарской области, по данным INFOLine, у «Патэрсона» 2,1% рынка, а у X5 Retail — 10,1%. А вот на Урале и в Сибири «Перекрестков» вовсе нет.
Объекты «Патэрсона» в регионах, как правило, удачно локализованы. Чего стоит, например, магазин, расположенный на месте бывшего центрального гастронома в Сочи, будущей столице Олимпиады. А удачное размещение обеспечивает супермаркетам устойчивый потребительский трафик.
Кое-где подкрутить
Другое дело, что в последние два года «Патэрсон» замедлил свое развитие и еще до кризиса начал терять эффективность. Михаил Бурмистров, глава аналитического подразделения INFOLine, объясняет это просчетами в менеджменте, приведшими к нескольким срывам в региональной экспансии и неудачно проведенному ценовому репозиционированию.
Так, «Патэрсон» не справился с тиражированием правильного управления магазинами во всех регионах, где он пытался закрепиться. Причина, по мнению наблюдателей, кроется в нерешенности кадровой проблемы на местах. В итоге сеть закрыла свои магазины в Ставрополе, Тольятти и Краснодаре, не окупив расходы, связанные с открытием торговых объектов, и потратившись на закрытие.
Что касается ценового позиционирования, то поначалу, поясняет Михаил Бурмистров, оно было завышенным. В 2000–2001 годах, когда «Патэрсон» стал энергично захватывать рынок, он позиционировал себя как дорогой супермаркет. Но в конечном счете не смог поддерживать марку. Ведь большая часть его магазинов располагалась в глубине спальных районов, вдали от мест миграции и обитания целевой аудитории дорогих супермаркетов. В 2006 году компании пришлось провести репозиционирование марки с целью привлечь массового покупателя, но оно прошло не слишком удачно. В восприятии потребителей «Патэрсоны» сохранили имидж дорогого магазина.
Кроме того, продвинувшись в регионы, сеть так и не собралась построить распределительный центр, что стало отрицательно сказываться на логистике и рентабельности. В итоге «Патэрсон» оказался в тяжелом финансовом положении. В декабре 2009 года ему предстоит выплатить по облигационному займу 2 млрд рублей, для чего компания намерена разместить второй выпуск облигаций. Однако эксперты полагают, что найдется мало желающих их приобрести.
Правда, как отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима, и перед X5 Retail стоят проблемы, связанные с долгами. Так, в 2010 году ей предстоит рефинансирование 1,1 млрд долларов синдицированного кредита и оферта по облигационному займу на 9 млрд рублей. Поэтому, считает аналитик, привлечение дополнительных средств на покупку «Патэрсона» ритейлеру невыгодно. Но Лев Хасис сообщил СМИ, что у компании есть резерв невыбранных кредитных линий на 500 млн долларов. По оценкам аналитиков ФК «Открытие», цена «Патэрсона» составляет от 270 до 370 млн долларов с учетом долга. Стало быть, за его вычетом — значительно меньше. К тому же часть этой суммы, скорее всего, будет оплачена акциями X5 Retail. Так что финансовые соображения вряд ли станут непреодолимым препятствием на пути к сделке.
X5 Retail, видимо, использует свои компетенции, чтобы повысить эффективность работы торговых объектов «Патэрсона». Так, у компании очень хорошо развита логистика. Кроме того, масштабы деятельности ритейлера ставят его в более выгодное положение по отношению к поставщикам. Виктор Дима полагает, что от объединения снизятся и административные издержки на один квадратный метр торговой площади. В итоге объекты «Патэрсона», где, по оценке «Тройки Диалог», выручка с одного квадратного метра торговой площади составляет 6 тыс. долларов в год, легко подтянутся до уровня 10 тыс. долларов, генерируемых в «Перекрестках».
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?